ВЕДАПОЛИС представляет главные даты основных религиозных традиций в новом месяце
Православные
8 октября — День памяти преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца. Преподобный Сергий — один из самых известных христианских святых. Как гласят предания, он своими молитвами приближался к Богу и помогал тем, кто терял с Ним связь.
Интересно, что Сергий Радонежский был вегетарианцем с утробы матери. Будучи в ее чреве, когда она ела мясо, младенец сразу давал понять, что ему это не по душе, создавая дискомфорт в животе матери. Поэтому она решила отказаться от мясной пищи, а преподобный уже после рождения был вегетарианцем всю свою жизнь.
14 октября — Покров Пресвятой Богородицы. Этот праздник очень важен для верующих. Они просят у Богородицы защиты и помощи.
В основе праздника лежит предание о явлении Божией Матери в Константинополе в начале Х века. Тогда Византийская империя в очередной раз оказалась на грани гибели, потому что Константинополь был в осаде восточных соседей, пока армия империи находилась в дальнем походе.
Люди надеялись на помощь Пресвятой Богородицы, которая не раз спасала их от нашествий врагов, поэтому днем и ночью молились.
Во время всенощного бдения в храме было большое количество молящихся, однако явление Пресвятой Богородицы могли видеть только Андрей Юродивый и его духовный ученик Епифаний. Невидимая для других, идущая от царских врат Богородица была с сопровождением: ее под руки держали Иоанн Предтеча и Сын Грома, апостол Иоанн Богослов, а множество святых в белых одеждах шли позади и пели священные песни.
Народные приметы октября
Какая связь между звездами и зеленым горошком? В чем еще одна польза рябины? О чём говорят листья на деревьях? Как научиться читать ветер? Об этих и других приметах октября узнаём благодаря народной наблюдательности, и многие приметы связаны с именем великих православных святых.
Если в начале октября лист березы или дуба не полностью опадает — к позднему снегу и холодной зиме, поздний листопад — к продолжительной суровой зиме.
Если в октябре прогремел гром — быть зиме бесснежной. Коль рябит в глазах от рябины — жди распутицы. Яркие звезды в октябрьском небе предвещают погожие деньки.
Если на Григория, 13 октября, выпадает снег, зима еще не скоро придет.
Чемпион по прогнозам — Покров день, 14 октября. Задул северный ветер — быть холодной зиме, а если южный, то к теплой зиме. Если западный ветер, то жди снегов, а коли ветер то там, то сям, то и зима окажется непостоянной. Если на Покров морозно и лежит снег, вся зима будет суровой. Первый сухой снег — к хорошему лету. Если снег до Покрова выпадет, то зима не скоро наступит. Да и вообще ранний снег — к ранней весне.
Начинается зима, как говорят, с Сергия, 20 октября. Однако дневной снег не долог, а вот ночной подольше лежит, если даже не всю зиму.
Если на Евлампия, 23 октября, рога месяца показывают на север, быть скорой зиме, а снег ляжет сухой. Если показывают на юг, то скорой зимы не жди, а будет слякоть до Казанской (до 4 ноября). На Евлампия рога месяца показывают в ту сторону, откуда быть ветрам. Снег ляжет посуху — быть суровой зиме.
На Пров, 25 октября, полагалось наблюдать за звездами: если они яркие — будет мороз, тусклые — оттепель, мерцают синим цветом — будет снег, много ярких звезд — к... урожаю гороха!
Вайшнавы (кришнаиты)
13 октября — Рамачандра Виджайотсава, праздник триумфального возвращения божественного царя Рамы в Айодхью после долгих скитаний и праведных сражений.
17 октября — Лакшми пуджа, почитание богини процветания Лакшми Деви.
18 октября — начало священного месяца Дамодар (Карттика). Дамодара-врата — один из красивейших праздников в истории человечества. Начиная с экадаши Папанкуша либо с полнолуния, следующего за экадаши, каждый вечер в храмах Кришны проводятся церемонии поднесения огоньков Господу Дамодаре под звуки древней молитвы «Шри Дамодараштака».
Карттику празднуют по всей Индии, но основные церемонии проводятся во Вриндаване, на святой земле, где Господь Кришна явил 5 тысячелетий назад Свои детские игры.
«В это время во всех храмах, особенно в храмах Вриндавана, совершают особые обряды поклонения Господу в образе Дамодары. Дамодара — это Кришна, которого Яшода, Его мама, связала веревкой. Говорится, что поскольку Господь Дамодара очень дорог Своим преданным [слугам], им также очень дорог и месяц Дамодара (Карттика)». /Из комментария Бхактиведанты Свами Прабхупады к «Нектару преданности» Шри Рупы Госвами/
Дамодара-лила, удивительная история о том, как Сам Бог подчиняется любви Своих преданных [слуг], подробно описана в Песни Десятой «Шримад-Бхагаватам» (10.9.9): «Когда Господь Шри Кришна увидел Свою маму с палкой в руке, Он соскочил со ступы и, словно очень испугавшись, пустился наутек. Хотя йоги пытаются поймать Его как Параматму с помощью медитации и, стремясь погрузиться в сияние Господа, совершают великие аскетические подвиги, им не удается Его достичь. Но матушка Яшода, считая ту же Божественную личность, Кришну, Своим сыном, побежала за Кришной, чтобы схватить Его».
Как-то раз, когда служанки занимались другими делами, а матушка Яшода собственноручно сбивала из йогурта масло, пришел Кришна и попросил ее накормить Его грудным молоком. Разумеется, матушка Яшода сразу дала Кришне грудь, однако потом она увидела, что молоко на плите выкипает, и, отняв Кришну от груди, побежала снимать с огня котел. Но Кришна, которому не дали вдоволь напиться грудного молока, очень рассердился. Он схватил камень, разбил горшок, в котором сбивали масло, и ушел в кладовку, чтобы полакомиться свежим маслом.
Когда матушка Яшода, сняв молоко, вернулась и увидела разбитый горшок, она сразу поняла, что это проделки Кришны, и отправилась на Его поиски. Войдя в комнату, она увидела, что Кришна стоит на улукхале, большой ступе для специй. Перевернув эту ступу вверх дном, Он таскал с нее масло, подвешенное на веревках, и раздавал его обезьянам.
Как только Кришна увидел, что пришла Его мама, Он пустился наутек, а матушка Яшода побежала за Ним. Вскоре Яшода все-таки поймала Кришну, который плакал, понимая, что напроказил. Матушка Яшода, конечно же, пообещала Кришне Его наказать, если Он опять такое вытворит, и решила связать Его веревкой. Но, когда она попыталась связать узел, веревка оказалась короче на ширину двух пальцев. Яшода удлинила веревку, привязав к ней еще одну, однако веревка опять оказалась на два пальца короче. Она снова и снова пыталась связать Кришну, и всякий раз веревка оказывалась на два пальца короче. Это занятие очень утомило Яшоду, и Кришна, видя, как устала Его любящая мама, позволил Себя связать.
Как и все остальные деяния Господа, эта Его игра имеет глубокий философский смысл.
Таков Бог. В Нём чудесным образом уживаются все противоречия. В «Упанишадах» говорится, что Верховная Божественная личность может перемещаться быстрее ума, но в данном случае мы видим, что, хотя Кришна пытался убежать от Своей матери, у Него это не получилось, и, в конце концов, Яшода поймала Его. Лакшми-сахасра-шата-самбхрама-севьяманам: Кришне служат сотни тысяч богинь процветания, и, тем не менее, Он ворует масло. Ямараджа, повелитель смерти, трепещет перед волей Кришны, но Кришна боится палки Своей матери. Господь управляет бесчисленными вселенными со всеми живущими в них полубогами, и все же Он позволяет Своему преданному слуге управлять Им. Бог не обязан повиноваться никому, но Он подчиняется любви преданных Ему душ.
В этом мире все стремятся стать Богом — стать самым умным, самым сильным, самым богатым, самым красивым... А если не получается — то хотя бы самым отреченным. Некоторые понимают, что стать Верховным Повелителем всего невозможно — это место уже занято. Верховный Господь в полной мере обладает всеми достояниями, и никто не может превзойти Его или хотя бы стать равным Ему. Он трансцендентен к этому миру страданий, и может вызволить отсюда тех, кто предается Ему. Такова основа любой религии. Но если, начав служить Богу, мы сохраняем желание наслаждаться материальным миром, то очень скоро приходим к довольно парадоксальному выводу — поняв, что сами не можем стать Богом, мы пытаемся... занять Его в служении себе!
Мы просим дать нам удовольствий, избавить от страданий, улучшить карму. Как сказал один писатель: «Просить отмены законов Вселенной в пользу одного признающегося в своей ничтожности просителя». Но Господь никогда не подчинится такой «любви». Для желающих наслаждаться в материальном мире с помощью религии, Он всегда остается грозным и могущественным Богом-Законодателем. Для тех, кто хочет поклоняться Ему в богатстве и роскоши, Он проявляется как Нараяна, Господь Вайкунтхи; и только Своим чистым преданным слугам, чья любовь абсолютно бескорыстна, Он является как Дамодара — Кришна в образе прекрасного ребенка, связанного веревкой любви мамы Яшоды.
Вайшнавы посвящают медитации на Дамодара-лилу весь месяц Карттика. Те, у кого есть возможность, едут во Вриндаван, чтобы полностью сосредоточиться на преданном служении. Однако Рупа Госвами говорит, что слушать и вспоминать о Матхуре равнозначно тому, что и поехать туда. Поэтому вайшнавы традиционно посвящают месяц Карттика медитации на Господа и Его игры во Вриндаване. Многие также дают дополнительные обеты — больше повторять Святое имя (каждый день или определенное число кругов чёток в течение месяца), рано вставать, петь каждый день бхаджан «Дамодараштака» или киртан, чаще бывать в храме. Таким образом, месяц Дамодара — замечательная возможность углубить свою духовную жизнь.
В этот месяц в храмах, по древней традиции, Господу подносят горящий фитилек и свое сердце. А к традиционным песням утренней и вечерней храмовых служб добавляется прекрасная молитва «Дамодараштака» из «Падмапураны»:
«О Всевышний Господь [Дамодара], я возношу Тебе свои поклоны. О Дамодара! Ананта! Вишну! О Повелитель! О мой Господь! Я хочу лишь одного — чтобы Ты был доволен мной. Обратив на меня Свой милостивый взор, спаси несчастного невежду и глупца, тонущего в океане мирских печалей, и позволь мне всегда лицезреть Тебя!» /«Шри Дамодараштака», шлока 6/
24 октября — Явление священного озера Радхи. Радха-кунда расположена рядом со священной горой Говардханом в исторической области Врадж (Индия, Уттар-Прадеш). По преданию, озеро создано вечной спутницей Кришны Шримати Радхарани. Говорится, что, хотя бы раз искупавшись в Радха-кунде, человек, ищущий Бога, мгновенно проникается к Кришне (Богу) чистой любовью к Нему.
***
14 и 28 октября — ведические посты на экадаши, соответственно за Пашанкуша-экадаши и Рама-экадаши. В этот раз они приходится на двадаши, то есть на 12-е лунные дни.
«Экадаши» означает «11-й день растущей или убывающей Луны». В такие дни принято поститься на пищу из злаковых и зернобобовых растений. Каждый такой экадаши имеет собственное название и свою славную историю. Экадаши считаются особо могущественными и благоприятными событиями для духовной жизни человека.
Подготовил Юрий Плешаков