«Всякое искусство совершенно бесполезно.»
С чего бы начать? Наверное, с того,что я пыталась еще в студенчестве взять на абордаж историю про Дориана Грея, и первые главы пошли у меня «влёт», что называется. Я была в таком восторге и в таком воодушевлении, что стояла на пороге открытия нового любимого автора. Уже начала готовить алтарь, цветочки, свечи, чтобы ежедневно поклоняться идолу.
Но потом, что – то пошло не так. Как будто призрак вытолкал меня со страниц этой истории, закрыв обложку перед моим лицом, словно громко хлопнув дверью и больше ни на какие уговоры история не поддалась.
Мы с ней расстались. С тех пор внутри меня зрело убеждение, что «Портрет Дориана Грея» я никогда не одолею. Да, знаю, что история максимально кинематографична, столько иллюстраций и столько экранизаций по ней создано! Да любой литературный поп – корн обзавидуется!)
Ну вот не моё!
В этом году та же сверхъестественная сила сподвигла меня снова бросить себе вызов (шутка ли! 10 лет прошло!) и я решилась! А! Была - не была!)
В этот раз первые главы так же пошли легко и задорно, снова этот флёр, который падает на глаза и заставляет уверовать в сверхъестественное и снова тот же самый барьер! Но теперь – то я просто так не сдамся!
Каждый раз жду динамичное развитие сюжета, а в итоге получаю соплежуйство (ой, простите, аристократическую томность) с философским подтекстом. Наверное, во времена Оскара Уайльда философом считался каждый второй. И каждый второй вправе был рассуждать о величайших и неприступных материях с умным видом и с несерьезным жизненным опытом. Увы, но несчастливый брак не делает тебя буддой в житейских вопросах...Как бы не хотелось иного)
Далее делюсь своими эмоциями в моменте:
«—Мама, мама, — воскликнула она. — За что он так любит меня? Я знаю, за что я полюбила его: он прекрасен, как сама Любовь. Но что он нашел во мне? Ведь я его не стою... А все-таки, — не знаю отчего, — хотя я совсем его недостойна, я ничуть не стыжусь этого. Я горда, ох, как горда своей любовью! Мама, ты моего отца тоже любила так, как я люблю Прекрасного Принца?»
Хоспадиии! Я уже замучилась слушать высокопарные высказывания абсолютно ленивой интеллигенции, которой целыми днями нечем заняться, они ищут разных страстей, которые теребили бы их душу и распаляли разум.
«Сын,состоявший при отце секретарем, ушел вместе с ним — что тогда все считали безрассудством — и, несколько месяцев спустя унаследовав титул, принялся серьезно изучать великое аристократическое искусство ничегонеделания.»
Так и хочется позвать тракториста дядю Толика и спросить, что он обо всем этом думает?
Он бы ответил:
«- Совсем офигела, Марфа аристократическая?! А ну – ка давай – ка в поля, будешь помогать собирать колосья серпом!
А лучше давай на сено! Под палящим солнцем закидывать вилами в стога высушенные растения, почесываться, менять цвет одежды в мгновение ока из бежевого в пыльно – коричневый (кстати, вроде цвета с приставкой «пыльно –» сейчас в моде?), истекать пОтом от макушки до самых пяток, благоухать отнюдь не ромашками и даже не фиалками, надрывать мышцы и мучать поясницу.
И вот после этого посмотрим, как тебе захочется порассуждать о любви!»
Вообще, мне кажется, у крестьян все значительно проще в этом плане:
« - Глашка, пойдешь за меня замуж?У меня две коровы есть! И даже изба построенная! Народишь мне семерых детишек?
- Ой, Петрушка, конечно пойду! Бери меня всю!»
Ну а дальше хэппи – энд) Если можно так назвать страшный ежегодный токсикоз, мучительные роды в прихожей на столе,головную боль о том, как бы приготовить 5 блюд из крапивы и подметки от дедовского сапога.
И периодическую борьбу с пьянством мужа, который по выходным будет закидывать за воротник самогон вместе со своим соседом дедом Васей, потому что эти работы в полях вызывают мышечное напряжение и душевное истощение.
Зато в этот момент господа уважаемые гедонисты будут пить кофей из французского сервиза, оттопырив мизинчик, с долькой столичного мармелада) И разговаривать о вечном) Как вам такое?)
А, впрочем, я распоясалась) Но, возможно, во мне говорит стремление всё и везде усреднить, привести к какому –либо идеалу близкого к текущему восприятию мира, поэтому так и ору тут как коршун.
Огромное количество рефлексии о высоких и недоступных предметах. До сих пор не представляю, что мне с этим делать)
Признаюсь, я ожидала все – таки фэнтези.Взаимосвязь человека и его же портрета – это явно что – то от сверхъестественных сил, недоступных для нас... Почему бы не сделать на этом акцент побольше? Добавить подробности о том, как эта взаимосвязь появилась, какие были к тому предпосылки, как человек уподоблялся человеческим грехам и порокам, и как он потом встал на пути истинный (или же все – таки не встал). Хочется больше ярких, захватывающих и неожиданных сцен, и совсем не хочется читать про рассуждения очередного диванного критика, который будет рассказывать о том, что брак – совершенно лишняя вещь для мужчины, да и не нужна она ему!
«—Да и вообще лучше не женитесь, Дориан. Мужчины женятся от усталости, женщины выходят замуж из любопытства. И тем и другим брак приносит разочарование.» «Главный вред брака в том, что он вытравливает из человека эгоизм.»
(*здесь я пыхчу как самовар ужасно злая)
Несмотря на все вышесказанное, «2» произведению я не поставила.
На протяжении всего повествования меня бросало из крайности в крайность: то ненавидела произведение всей душой вместе с автором, то не переставала удивляться внезапным острым мыслям, поражающим в самое сердце.
«За прекрасным всегда скрыта какая-нибудь трагедия. Чтобы зацвел самый скромный цветочек, миры должны претерпеть родовые муки.» «—Я сочувствую всему, кроме людского горя. — Лорд Генри пожал плечами. — Ему я сочувствовать не могу. Оно слишком безобразно, слишком ужасно и угнетает нас. Во всеобщем сочувствии к страданиям есть нечто в высшей степени нездоровое. Сочувствовать надо красоте, ярким краскам и радостям жизни. И как можно меньше говорить о темных ее сторонах.»
Потом снова ненавидела аристократию в общем и каждого из ее представителей в отдельности за праздное и бессмысленное времяпрепровождение под лозунгом гедонизма...
«Гедонизм научит людей во всей полноте переживать каждое мгновение жизни, ибо и сама жизнь — лишь преходящее мгновение.»
... а то растекалась теплой лужицей удовольствия от сравнительных оборотов, которые наливались персиковым соком,источали ароматы сирени в саду на заднем дворе и проливали абрикосовый свет на плотное скопление человеческих пороков.
«Книга принадлежала некогда Маргарите Валуа, и переплет ее был усеян золотыми маргаритками — этот цветок королева избрала своей эмблемой. На камине красовались пестрые тюльпаны в больших голубых вазах китайского фарфора. В окна с частым свинцовым переплетом вливался абрикосовый свет летнего лондонского дня.»
«А лорд Генри стал своенравно играть этой мыслью, давая волю фантазии: он жонглировал ею, преображал ее, то отбрасывал, то подхватывал снова; заставлял ее искриться, украшая радужными блестками своего воображения, окрылял парадоксами.»
«Он пытался собрать воедино алые нити жизни, соткать из них какой-то узор, отыскать свой путь в багровом лабиринте страстей, где он блуждал.»
Я не могла остановиться выписывать цитаты (они заняли у меня 3 листа А4 мелким шрифтом), и в какой момент подумала: слушай, но ведь тебе же книга совсем не понравилась, так почему ты не можешь остановиться от того, чтобы перестать выписывать мысли, зацепившие тебя по той или иной причине?
Не знаю.
Настолько противоречивого произведения я не встречала давно. И если быть кристально честной перед собой, в абсолютном уединении, закрывшись в комнате, зашторив окна, чтобы точно никто не подслушал и положа руку на сердце я не смогу ответить на вопрос понравился ли мне «Портрет Дориана Грея».
На полку с лучшими книгами за всю мою жизнь я его точно не поставлю, но и на растопку бани тоже отдать его не готова...
Может быть дьявол с портрета заколдовал и меня?!
Но! В книге есть кусочек текста, который сразу же запал мне глубоко в душу, и я не перестаю цитировать его:
«Право, мы разучились давать вещам красивые названия, — да, да, это печальная правда! А ведь слово — это все. Я никогда не придираюсь к поступкам, я требователен только к словам... Потому-то я и не выношу вульгарный реализм в литературе. Человека, называющего лопату лопатой, следовало бы заставить работать ею —только на это он и годен.»
Возможно, он зацепит и вас)
Рецензия пользователя livelib.ru DariaSchakina05. Источник