Найти тему
Законы психологии

Буллинг в школе - что посоветовать ребёнку, как отогнать абьюзера и пресечь травлю

Оглавление

Ребёнка обижают в школе – страх многих родителей. Буллинг, травля, издевательства – школьные стены видели и, к сожалению, будут видеть такие отвратительные картины. Кто обижает? Желающие самоутвердиться за счёт других, дети с проблемами в семье. Злые шутки, оскорбления или порча вещей – одни из инструментов абьюзеров.

В зоне риска “белые вороны”? Не только!

Каких детей обижают в школе? На самом деле изначально целью обидчиков может стать любой ребёнок, конечно, не упустят задиры из виду слабых, замкнутых, или таких, которых они воспринимают в качестве соперников.

Другой вопрос – удастся ли шалость, когда цель насмешек достойно ответит и не согласится брать на себя роль жертвы.

Конечно, всё зависит от самих детей в классе. Считается, что современное время – расцвет “цифровых родителей”, которые забывают читать ребёнку о том, что такое хорошо и что такое плохо, а увлечены только собственной реальностью или поглощены соцсетями на экране смартфонов.

Родители не учат детей отвечать за свои поступки, быть ответственными, мало общаются с детьми, не показывают своим поведением положительный пример коммуникации. Как принимать свой гнев, как решать конфликты, зачем уважать других? Если детей из таких семей много, они будут объединяться в группы и станут головной болью учителей и окружающих.

К сожалению, как раз у детей, которые хотят и умеют себя вести в рамках человеческого общения, желают учиться, и не считают нужным ругаться в ответ, есть все шансы стать целью для буллинга, ведь их ценности отличаются от ценностей группы абьюзеров.

Среди причин может быть и зависть к талантам или самому факту того, что подсознательно обидчики выделяют “белую ворону” как личность, которая лучше их. Им хочется принизить успех своего ровесника.

Признаки того, что ребёнка обижают в школе

Как понять, что ребёнка обижают? Родитель может заметить следующее:

  • Ребёнок не хочет ходить в школу (да, не самая яркая причина, но суммируйте её с другими);
  • Случаются неприятности с вещами ребёнка – они пропадают, испачканы;
  • Телесные травмы – не обязательно что-то серьёзное, но синяки и царапины тоже должны насторожить;
  • Снижается успеваемость, меняется отношение к окружающим;
  • Ребёнок отказывается говорить о своём дне в школе (например, на Ваш вопрос “Как прошёл день? Что было интересного?”);
  • Меняется характер – ребёнок может начать грубить, дерзить, или наоборот – замкнуться в себе.

Любые изменения могут стать первыми тревожными звоночками.

Иногда, конечно, мама обнаруживает всё слишком поздно. Постараюсь вкратце рассказать историю, с которой мне довелось познакомиться на днях. Речь идёт не о стандартном школьном буллинге, но следующая ситуация показывает, насколько скрытно может происходить буллинг между друзьями, пусть и не словесный.

Мама 7-летней девочки не могла нарадоваться, что у дочери есть хорошая подруга. Дружили два года. Девочка приятная в общении и часто любит дарить подарки. Как-то раз мама везла дочь и подругу в машине. Дочка громко вскрикнула. Мама за рулём – смогла только спросить всё ли в порядке.

При выходе из машины выясняется, что подруга дочери стала выворачивать её палец в обратную сторону. На что 7-летняя подруга, глядя маме в глаза, сообщила, что они только игрались, но так случилось из-за кочки (кочки не было, дорога как атласная лента).

Что дальше? Подруга дарит подарок, говорит как ей ужасно жаль, что так СЛУЧАЙНО вышло. Мама узнаёт от дочери, что такое поведение “подружки” уже длится всё время. Когда девочка огорчена – она выворачивает пальцы подруге. Боль другого человека, очевидно, приносит ей удовольствие и успокаивает.

Итог: оказалось, что мама 7-летней девчушки “прикрывала” такое поведение. Маме героини удалось договориться с классным руководителем – дочку пересадили за другую парту, девочки меньше контактировали. Через какое-то время у “подружки” появилась новая жертва.

Что в результате? Источником буллинга являлась подруга, а сама девочка не считала нужным рассказать маме обо всём.

Хотя в большинстве случаев агрессору важна аудитория, но есть и другие формы буллинга. Ситуации разные, ребёнок не всегда расскажет о случившемся, “звоночков” может не быть, а неприятности можно ожидать даже от так называемых друзей. Что делать маме? Общаться с ребёнком как можно больше, не забывать спрашивать про друзей и учителей ребёнка.

-2

Ребёнка обижают в школе одноклассники – что делать?

Заодно поговорим о том, как избежать комплекса жертвы. Буллинг имеет огромное влияние на желание ребёнка учиться, развиваться и вообще посещать школу. Что посоветовать и как помочь ребёнку, которого обижают?

Первое, что Вам стоит запомнить – ни Вы, ни Ваш ребёнок не беспомощны! Вмешиваться в ситуацию нужно как можно быстрее. Это очень важно.

И чтобы не быть голословной про важность приведу статистику: согласно данным ВЦИОМ (Всероссийского центра изучения общественного мнения) около четверти россиян подвергались буллингу в школах. Опрос был проведён среди 1600 граждан РФ. Совершеннолетних – людей, которые уже могут здраво оценить ситуацию и отличить буллинг от детских шалостей.

Обязательно напоминайте ребёнку, что это не его вина, он не сделал ничего плохого – он не должен меняться сам или изменять своё отношение к учебё/увлечениям из-за других людей.

Если буллинг – реакция детей на такое поведение ребёнка как чрезмерное хвастовство, агрессия, и т.п., тогда стоит объяснить, что одноклассники ведут себя неправильно, но и ему нужно скорректировать своё поведение.

Внимательно выслушав ребёнка и разобравшись в ситуации, можете посоветовать следующее:

  • Не показывать страх и оставаться спокойным. Да, трудно, но это самая эффективная реакция. Агрессоры любят слабых и им нравится, когда их поведение явно вызывает страх и неуверенность. Как со стаей собак – обидчики почувствуют слабину и будут давить на неё. Методы могут быть самыми гнусными. Убедите ребёнка не воспринимать сказанное, вести себя уверенно.
  • Уметь отвечать обидчикам. Лающая стая (уж простите за сравнения, но иногда компании обидчиков точно напоминают четверолапых) нередко отступает, когда почувствует, что ей смогут дать отпор. При этом нужно оставаться спокойным и говорить уверенно, указать на поведение обидчиков нейтральными фразами: “Жаль, что вам больше нечем заняться”, “По-другому вы развлекаться не умеете? Мне это всё неинтересно, я ухожу”.
  • Постараться уйти. Если ребёнок видит, что от слов обидчики могут перейти (и перейдут) к насилию – нужно уходить. Не бежать (если нет риска для здоровья) – постараться выйти в людное место. Если агрессор – друг, то прекратить общение. Это – не друг. В любом случае лучшим вариантом будет по возможности избегать встреч с абьюзером.
  • Не молчать о проблеме. Говорить о происходящем родителям, учителям, другим детям – чем больше свидетелей, тем лучше.
  • Дружить с другими детьми. Это очень важно – среди других друзей (не присоединившихся к стае) могут найтись ребята, которые поддержат и помогут. И задирать того, у кого есть своя “группа поддержки” а обидчикам уже не так интересно – они получат более весомый отпор.

Остановимся ещё раз на последнем пункте – у ребёнка должна быть насыщенная социальная жизнь и друзья. Поощряйте участие во внеклассных мероприятиях, приглашайте одноклассников в гости, участвуйте в жизни класса – интересуйтесь отношениями между ребятами.

Растите ребёнка уверенным в себе – подчёркивайте его достоинства, ни в коем случае не ломайте его личность или характер.

Свободная натура не будет чувствовать себя жертвой, а будет реагировать на происходящее должным образом – действовать с позиции морально сильного и уверенного в себе человека.

-3

Буллинг в первом классе

Конечно, ситуация проще, если речь идёт о ребёнке, который уже постарше. Он может лучше проанализировать происходящее. Но есть ли буллинг среди малышей?

Пример из реальной жизни: мама мальчика-первоклассника оставляла сына на продлёнке. Со временем заметила, что сын стал вести себя по-другому. Ещё через какое-то время учительница, преподнося происходящее как шутку, сообщила, что одноклассник прижимает сына в туалете. Мальчик признался маме дома, что другой ребёнок регулярно зажимает его половые органы.

Что сказать? Мама в шоке. Учительница при этом смотрит на происходящее через призму “мальчишки просто балуются”. Мама начинает подозревать, что ситуация началась не сегодня и не вчера. Тревожные звоночки были – изменение поведения ребёнка.

В чём опасность? Ребёнок маленький, не всегда посчитает нужным пожаловаться – не знает, как реагировать в данной ситуации. Такую учительницу, конечно, в шею бы гнать подальше от детского коллектива, но, к сожалению, в образовательных учреждения работают разные люди, с разным личным уровнем ответственности за детей. Вывод: буллинг имеет различные проявления и бывает и среди маленьких детей.

Боремся вместе – что ещё делать родителям когда ребёнка обижают?

Ваша семья не первая, кто оказался в такой ситуации – штурмуйте родительские чаты. Не стыдно попросить поддержки и почитать советы тех, кто уже прошёл через подобное.

Обратитесь к детскому психологу. В этом нет ничего зазорного – психика ребёнка хрупкий инструмент. И словно настоящий инструмент, психика может расстроиться. Важно не упустить – занятые работой и повседневными делами, взрослые могут не заметить как рвутся тонкие струны детской души.

Если даже Вам кажется, что всё происходящее "мелочи" – посоветуйтесь со специалистом, выслушайте мнение профессионала, который уже видел десятки, а то и сотни подобных ситуаций.

Решайте вместе. Не отстраняйте школьника от решения вопроса – позвольте ему почувствовать, что ситуацию можно и нужно контролировать. На каждого сильного найдётся другой сильный – не так ли? Конечно, стоит уточнить, что речь идёт не о физической силе, а о влиянии взрослых на саму ситуацию – стоит поговорить с родителями обидчиков, учителями, директором.

Попросить уделить теме внимание на "классном часе". В сети есть множество материалов по теме антибуллинга и форм проведения такого мероприятия с детьми разного возраста.

Разговор с родителями обидчиков. К беседе стоит подходить особенно внимательно – родителям не стоит проявлять агрессию, нужно постараться держать эмоции под контролем; давить на важность вынесения вопроса на более серьёзный уровень, если их ребёнок не изменит своё поведение. Кто кроме них должен отвечать за такое воспитание?

Развлечение – лучшее лечение. Покажите ребёнку, что на школе его мир не заканчивается. Уместно будет запланировать поездку на выходные, окунуться вместе в какие-нибудь развлечения и съездить в новые места, которые понравятся ребёнку (а ещё лучше "ход конём" – пригласить на веселье друзей из числа одноклассников). Возможно, пора найти ребёнку увлекательную секцию или интересное хобби, где его круг общения расширится?

-4

Заключение

Чтобы предотвратить всевозможные последствия и психологические травмы буллинга – общайтесь, интересуйтесь с кем ребёнок переписывается в сети, старайтесь быть в курсе происходящего (в разумных пределах и шуточной форме; в роли детектива, так сказать, чтобы не вызвать обратную реакцию у ребёнка – нежелание что-либо рассказывать гиперактивным родителям, которые "везде суют свой нос").

Объясните, что школа – это, несомненно, важный жизненный этап. Но потом… Многие ли из нас поддерживают связь с бывшими одноклассниками? Что значат эти люди в жизни потом? Жизнь идёт вперёд и всё меняется. Расскажите это школьнику!

Взгляд на ситуацию с другой стороны поможет изменить отношение ребёнка к конфликту и стать более уверенным в себе. И, кстати, можно упомянуть, что агрессоры – это те люди, которые сами страдают от психологических проблем и даже, возможно, подвергаются моральному или физическому насилию дома. Нередко одно вытекает из другого. Поэтому так важно разговаривать с ними спокойно и уверенно.

Перед обидчиком ребёнку следует быть сдержанным, не игнорировать, но и не поддаваться искушению ответить агрессией на агрессию. Нельзя быть одиночкой – нужно заводить друзей как в классе, так и за его пределами.

Как самый крайний вариант, когда ситуация не меняется, или же в роли обидчика выступает сам педагог (и такие случаи бывают), то можно рассмотреть вариант перевода в другую школу. Психическое здоровье ребёнка – самое главное.

Показывайте свою любовь и уделяйте ребёнку внимание. Будьте родителем, с которым захочется делиться как радостями, так и проблемами.

И напоследок – цитаты учителей с темы про обсуждение буллинга:

“Мне ещё 30 маленьких гремлинов учить надо, как могу всё заметить”

“Дети хитрые, делают всё исподтишка. Может со спины весь урок другого доставать”

“Выбирают лёгкую цель, всё для игры на публику и внимания”

“Я бы носила камеру на груди. И вообще в каждом классе нужны камеры”

“Директор отмороженный, у него всегда всё хорошо”

И на всякий случай:

8 800 2000 122

Единый общероссийский телефон доверия для детей, подростков и их родителей.

Травли нет – сайт с информационными материалами о травле, есть антибуллинговая программа для школ.

Всем добра!