Представьте себе людей в ковбойских шляпах и с платками на лицах, скачущих на лошадях вдоль железной дороги с револьверами наперевес, запрыгивающих на мчащийся по рельсам поезд с целью его дальнейшего грабежа, — такой образ бандитов Дикого Запада очень популярен в современной культуре, как на больших экранах, так и в литературе или же играх.
И конечно же можно с уверенностью сказать, что какое-то время подобный образ действительно соответствовал реальности. Ограбления поездов представляли серьёзную проблему для жителей Америки конца XIX века. Ведь только за период с 1893 по 1894 год на всём Диком Западе произошло несколько десятков подобных преступлений.
Однако спустя всего несколько лет, уже в начале XX века, даже несмотря на возросшую активность многочисленных банд действующих на Диком Западе, ограбления поездов практически сошли на нет.
Возникает вопрос: почему столь прибыльное занятие на Диком Западе стало невостребованным так быстро у гангстеров?
В этой статье мы подробно расскажем, как железные дороги на Диком Западе привели к появлению первых налётчиков на поезда и почему этот промысел так резко угас.
Железные дороги на Диком Западе и первые грабители поездов
Не секрет, что активное строительство железных дорог способствовало взрывному покорению Дикого Запада и всему развитию США.
Именно благодаря появлению обширной железнодорожной сети на неизведанной территории Дикого Запада, практически каждый год как на дрожжах "рождались" десятки новых городов. Всё это приводило к активному заселению Западных территорий и бурному развитию экономики.
Однако как говорится, развитие и бандитизм нередко соседствуют. Ведь где появляется много инвестиций, денег, богатых людей и дорогих товаров, вскоре появляются и те, кто захотят поиметь с этого личную выгоду. Даже если для этого придётся пойти криминальным путём.
Поезда перевозили самые разнообразные грузы: от крупного рогатого скота, банковских облигаций и золотых слитков, вплоть до оружия и алкоголя, а также обеспечивали гражданскую перевозку состоятельных граждан. И именно из-за слабой охраны большая часть подобных поездов неизбежно привлекала внимание преступников.
Одно из первых громких ограблений поездов произошло 6 октября 1866 года. Тогда братья Рино сели в пассажирский вагон компании Adams Express Company, а когда поезд тронулся, они натянули на лица банданы, достали револьверы и начали ограбление. Угрозами заставив пассажиров лечь на пол, они проникли в вагон с деньгами, заставили владельца дать пароль от сейфа, приставив револьвер к виcкy его жены, и сбежали с добычей в размере 10 000 долларов, что сегодня является эквивалентом почти 200 тысяч долларов.
Железные дороги, по которым перевозились деньги и драгоценные минералы, стали основными мишенями для многочисленных банд, особенно на открытых просторах. Здесь бандиты могли установить блокпосты, остановить поезд, ограбить его и стремительно скрыться.
Среди наиболее известных преступников, совершавших такие налеты, были братья Фаррингтон в Кентукки, Джесси Джеймс на Среднем Западе и «Дикая банда» Бутча Кэссиди в Вайоминге.
Методы ограблений
Несмотря на популярный образ из кино, грабители редко догоняли поезд на лошадях. Они тщательно планировали ограбления, чаще всего просто садились в поезд вместе с пассажирами и дожидались удобного момента.
Конечно же бывали случаи, когда бандиты останавливали поезд, создав препятствие на путях, например, ставили на пути поезда дилижанс или закидывали рельсы брёвнами, а когда поезд снижал ход или тормозил, бандиты залезали в вагон и начинали его грабить.
Поезда крупных почтовых компаний, чаще всего перевозивших деньги, облигации, золото и другие ценные грузы, были основной целью преступников. Даже несмотря на наличие вооруженной охраны, банды не боялись устроить стрельбу, тщательно планируя атаку и действуя крупными силами. Когда охрана опускала оружие и не была готова рисковать своей жизнью против 10-20 вооруженных бандитов, те легко вскрывали сейфы, а иногда даже и взрывали их динамитом.
Если в поезде не находилось ценных вещей, налётчики грабили пассажиров, угрожая оружием. Во время таких ограблений часто происходили аварии, приводившие к травмам и смертям.
Но почему же тогда в начале XX века настолько прибыльные ограбления поездов практически сошли на нет?
С начала XX века ограбления поездов начали резко сокращаться.
В первые годы XX века большинство известных грабителей поездов, включая Бутча Кэссиди, Сандэнс Кида и других участников «Дикой банды», либо покинули страну, либо были пойманы или убиты в течение нескольких часов или дней после своих очередных попыток ограбить поезд.
Никто из них не извлёк значительной выгоды из подобных налетов — напротив, многие лишь встретили свой печальный конец.
К 1925 году ограбления поездов практически исчезли. Последнее крупное ограбление случилось 12 июня 1924 года, когда банда братьев Ньютонов, объединившись с гангстерами, остановила поезд и похитила облигации на 3 миллиона долларов. Но уже через несколько дней большинство преступников было арестовано по горячим следам.
Всё это произошло в начале XX века из-за следующих причин:
- Развитые телеграфные линии в начале XX века позволяли быстро сообщать о совершаемых преступлениях. Провода телеграфных компаний были проложены вдоль рельсов, между пассажирскими станциями, товарными конторами и мастерскими, а также в сигнальных будках. Кроме того на всех станциях железной дороги фиксировалось точное прибытие поезда, и если на одной из станций поезд задерживался, то на предполагаемое место его остановки или поломки моментально выезжали полицейские. Следом известить местного шерифа о случившемся ограблении стало делом нескольких минут. На место происшествия быстро отправлялись правоохранители, которые, следуя по свежим следам, могли оперативно выйти на преступников.
- Многие транспортные компании начали укреплять свои поезда, вооружать сотрудников и предлагать им значительные бонусы за успешную защиту груза. Более состоятельные транспортные компании даже могли позволить себе оборудовать дополнительные вагоны с охраной и вооружёнными всадниками, которые были готовы не только отбить атаку, но и даже преследовать бандитов.
- К 1920-м годам поезда, перевозившие ценные грузы, стали настолько хорошо защищены, что для бандитов оказалось безопаснее ограбить банк, чем нападать на железнодорожные составы.
Успешное искоренение ограблений поездов не только стабилизировало транспортировку грузов по железной дороге, но и ознаменовало собой окончательное укрощение «Дикого Запада».