Космос далеко, а этот Lincoln Town Car – вот он, рядом с нами. Мы и сами не верим своей находке – эта машина в свое время была подарена первому белорусскому космонавту! Теперь же у нее новый хозяин – он и рассказал нам, как к нему попала машина и как он созванивался с Петром Ильичом.
Диван на колесиках
«Про Климука – это же легенда?» – с ходу спрашиваем нового владельца американского седана. «А вот никакая и не легенда, я ему дозвонился!» – отвечает хозяин Town Car. Читателям «Автобизнеса» и ABW этот человек прекрасно знаком – сейчас машиной владеет Дмитрий Новицкий, наш бывший главный редактор.
Дима последнее время сильно увлекся американскими машинами – шутит, что состарился, и теперь ему стали интересны такие автомобили, как Pontiac Trans Am и Jeep Cherokee XJ. За рулем внедорожника год назад он попал в серьезную аварию на МКАД – автомобиль выдержал удар, спас водителя и его семью. Но сам Jeep пал смертью храбрых и отправился под списание. Поэтому когда появилась возможность купить этот Town Car 1992 года выпуска на замену – Дима долго не думал.
«Lincoln я заприметил у соседа, который занимается реставрацией интересных машин. Увидел этот Town Car – и влюбился. Я давно хотел рамный легковый автомобиль, чтобы понять, за что любят full-size. Так совпало, что Jeep разбился, я получил за него страховые выплаты, и тут пришла информация, что Lincoln будет продаваться, потому что владелец умер. Вдове я отнес страховку за Jeep в знак серьезности моих намерений. Дальше мы подождали полгода, я донес остаток денег и купил себе эту машину. Стоила она меньше $7000».
Диму при покупке машины попросили беречь машину, ведь это бывший автомобиль космонавта Петра Климука. Новый владелец с этим согласился, но решил все-таки проверить – не байка ли это?
«Мне дали номер Климука, долго не мог до него дозвониться. Когда все-таки связался, то голос у него оказался очень бодрый – бодрее, чем у меня и тебя вместе взятых! И он подтвердил – да, был у него именно этот черный Lincoln Town Car, этот автомобиль космонавту подарили за его достижения.
Но ездить на американской машине ему было не по сердцу – оно просило либо «Чайку», либо «Волгу». Lincoln Петр Ильич то ли продал, то ли отдал своему родственнику, а тот на нем год покатался, и с 1995 года машина была в той семье, из которой досталась мне. На автомобиле ездили редко. На одометре сейчас 109 000 миль, но не знаю, настоящие это цифры или нет. Передвигались в автомобиле и зимой, поэтому есть вопросы по ржавчине.
С Климуком я договорился, что приеду к нему сфотографироваться. Может, даже до зимних солей успею. Конечно, ценность этой машины чуть-чуть возрастет, потому что она станет «той самой». Хотя для меня самого больше важно то, как этот Lincoln едет».
О том, как едет Lincoln Town Car и «американцы» в частности, Новицкий готов рассказывать часами. Просто ему настолько по душе вальяжность и «диванистость» повадок. Дима уверен – с «европейцами» тех лет сравнивать просто глупо.
«С владельцем BMW E38 мне не о чем говорить. Он будет давить на характеристики. А здесь только чистая эмоция, мы друг друга не поймем. Он будет говорить «она на 200 км/ч не рулится», а здесь нужно просто развалиться на диване и кайфовать.
Мне было очень интересно сравнить Town Car с живым W140. Приехал такой. Все же говорят, что Mercedes про комфорт. Но у него есть ощущение езды в автомобиле, а в Lincoln ощущение езды на диване на колесиках, когда вместо телека в лобовом стекле показывают дорогу. Это и есть рамный full-size седан. Это не про характеристики и не про автобаны».
Три человека на один багажник
Несмотря на все эти истории и классические Димины образы-сравнения, с машиной все не так хорошо. Годы и судьба ее немного потрепали – последние несколько лет у предыдущего владельца не было ни сил, ни денег, чтобы заниматься автомобилем по уму. Как говорит нынешний хозяин – «в автомобиле не работает примерно половина всего». Дмитрий допускает лирическое отступление:
«Такие автомобили в продаже обычно иронично называют «реалитет», потому что продавцы гнут цену и напирают на гаражное хранение и раритетную модель. Lincoln не стоял в гараже. Проблема американских автомобилей – в их живучести. Многие детали выполнены с избыточным запасом прочности, и хозяева рассуждают в стиле: «А, так можно ничего не менять? Ну, тогда и не буду!» Этот автомобиль отчаянно нуждается в ремонте. Подвески просто нет, надо все поменять. Поэтому у меня впереди вся зима и весна, чтобы привести Lincoln в порядок».
Почему бы не взяться уже сейчас? С обслуживанием Lincoln Town Car все не так просто. Если брать за пример следующее поколение, то оно шире распространено, и запчасти на него заказать проще. А на машину этой генерации нужно искать детали в зарубежных каталогах и решать, как привезти их в Беларусь. Дмитрий говорит, что именно поэтому откладывает этот вопрос до зимы, – менять нужно многое, а быстро не привезешь.
«Ремкомплект тормозных суппортов я ждал месяц! – говорит Дмитрий. – Стоили они $25 с учетом доставки. Нет позиций в стиле «о боже, как дорого». Вопрос только во времени. Сейчас запчасти на «китайца» придут быстрее, чем на «американца».
Так, а что здесь внутри? Дима быстренько начинает перечислять:
«Сзади стоит пневмоподвеска. Из оснащения есть автосвет, но он глючит из-за возраста. Есть круиз-контроль. Конкретно эта машина не напичкана множеством опций, но есть электрорегулировки сидений, автоматический климат-контроль, который пока работает только на максимальных оборотах.
Панель приборов могла быть электронной. У меня версия для пенсионеров, которые были молодыми в 1950–1960-х, и им так удобнее. Был дожим багажника, но его успешно сломали. Но как заготовка этот Lincoln очень хорош.
А еще удивил размер багажника. Я понял, почему седан когда-то считался семейной машиной. Отсек – это просто «ванна», куда можно набросать все подряд. Сразу вспоминается, как бандиты засовывали людей в багажник – сюда, наверное, человека три поместятся».
Ловля на пяти с половиной метрах
Мы никого в багажник засовывать не собираемся, но таких исполинских размеров отсек в обычном седане вживую видим впервые. «По паспорту» объем – 631 литр, а сейчас такие цифры встретишь разве что на очень крупных кроссоверах.
Спереди бурлит-ворчит бензиновый мотор объемом 4.6 V8 на «целых» 190 сил. Дима шутит: «Цифры не важны, мощность просто достаточная». Говорит это – и оставляет нам ключи с условием вернуть машину через час. Стартуем!
После множества новых автомобилей в старом «американце» сперва сидишь, как выпускник автошколы. Ко всему нужно привыкать заново – как включить передачу, как отрегулировать сиденье. «Кочерга» четырехступенчатого автомата расположена на рулевой колонке, но логику понимаешь быстро – потянул на себя, передвинул селектор в нужное положение, отпустил.
Электрорегулировки сиденья под левой рукой – как пульт от телевизора: нажми сюда, тыкни здесь. Диапазон регулировок такой, что большинство современных автомобилей воспринимаются будто дешевые масштабные копии автомобилей с «Алиэкспресса». Комфорт в новом премиальном «европейце»? Пфф, вот где настоящий комфорт – тут даже не кресла, а разделенный мягкий диван.
Габариты у автомобиля выдающиеся, в длину седан больше 5,5 метра. Маневрировать на нем первое время, мягко говоря, проблематично. Выезжаем на проспект, и складывается ощущение, что нос машины уже пронесся мимо Футбольного манежа, а задняя часть только преодолела развязку с Орловской. Но спереди хотя бы есть «прицел», а вот где там кончается корма? Эх, разбаловали нас современные машины – парктроники, камеры, лидары, датчики… А еще тут настолько крохотные зеркала, что в любой дамской сумочке побольше будут.
После первых движений легковесным рулем понимаешь: обратная связь, усилие на руле, лосиный тест – в салоне Lincoln Town Car это самые грязные и омерзительные ругательства. Обратная связь? Руль пуст, как бутылка любимого виски за день до зарплаты (на всякий случай напоминаем, что употребление алкоголя вредит вашему здоровью. – ABW). Отсутствует усилие в околонулевой зоне? Так она растянулась на градусов 80!
А еще дает отпечаток состояние автомобиля – передних и задних амортизаторов нет, прочие элементы подвески тоже «устали». Автомобиль поворачивает не в одно движение, а будто бы в несколько, «подламывая» траекторию. Хотя запас прочности, как и говорил Дима, здесь потрясающий. Даже несмотря на общую «усталость» автомобиля, заметна отличная шумоизоляция. «Вышел и послушал, как едет машина, – она вся гремит-скрипит! А внутри и не скажешь, так тихо тут», – делится впечатлениями наш фотограф Сергей.
На крупных неровностях Lincoln то и дело переставляет из стороны в сторону, особенно если поехать слегка побыстрее. Но это побочный эффект нынешнего состояния автомобиля. Хотя «лежачие» Town Car просто сглатывает, а на прямой чувствуется порода рамной машины и масса, которая вываливается за 1800 килограммов.
ESP или трекшн-контроль? Полно вам, Америка, 1992-й год. Поэтому если очень хочется, то можно прожать тугую правую педаль до конца – и седан пойдет задорно мести «хвостом», заметно кренясь на бок. Отловить длиннющую машину легче легкого, но лучше не увлекаться – надо уважать «старика», а тем более с такой историей.
И все-таки мощность у этого Lincoln действительно достаточная. Достаточная для того, чтобы не сильно разгоняться, пока не приведут в порядок ходовую. Поэтому с Дмитрием мы договорились – общее впечатление от машины получено, а вот посмаковать детали и прочие нюансы поведения Town Car соберемся уже по весне, после зимнего ремонта. Так что до встречи на ABW!
]]>