Найти тему
ВЕДОМОСТИ

«Школа мэров» обучит еще 160 управленцев для муниципалитетов России

С 8 октября в Москве стартует вторая волна обучения по программе «школы мэров», работающей по программе развития муниципального кадрового управленческого резерва в Высшей школе госуправления Президентской академии (ВШГУ РАНХиГС). Всего на новые третий и четвертый потоки «школы мэров» подали заявки 526 кандидатов, из них в слушатели было отобрано 160 человек. Об этом «Ведомостям» рассказал представитель ВШГУ.

Среди поступивших 75 человек занимают должности глав органов местного самоуправления (47%), в прошлом году они составляли 37% от общего числа обучающихся, уточнил представитель мастерской. В числе слушателей второго потока есть и действующие главы российских городов: Хас-Магомед Кадыров (Грозный), Игорь Куцак (Курск), Александр Новиков (Смоленск), Дмитрий Наумов (Владимир), Зайт Орцханов (и. о.; Магас). Еще 47 слушателей являются вице-мэрами (29%), остальные 38 человек трудятся в региональных органах исполнительной власти, являются депутатами и т. д. (24%).

В сравнении с прошлогодним потоком среди слушателей увеличилось количество женщин – с 12 до 17% от всего количества поступивших, 27 человек. Некоторые слушательницы занимают должности замглавы городов: например, Эмилия Раджабова (Махачкала), Екатерина Мальцева (Пермь) и Евгения Юрьева (Красноярск).

В пятерку лидеров отборочных испытаний вошли представители Вологодской, Иркутской и Калининградской областей, республики Карачаево-Черкесии и Москвы. На третьем и четвертом потоках школы пройдут обучение слушатели из 82 субъектов РФ.

«Школа мэров» была запущена в ноябре 2023 г. согласно поручению президента Владимира Путина по итогам заседания Совета при президенте по развитию местного самоуправления в июне того же года. Она проводится при поддержке ВАРМСУ. Еще в 2017 г. при ВШГУ РАНХиГС свою работу начала «школа губернаторов». Ее выпускниками, например, являются губернатор Томской области Владимир Мазур, вице-спикеры Госдумы Владислав Даванков («Новые люди») и Борис Чернышов (ЛДПР) и др.

Новые должности со старта программы «школы мэров» получили 20 слушателей первой волны обучения, рассказал представитель «Сенежа». На пост и. о. мэра Астрахани был назначен в июне 2024 г. Назар Кучерук («Единая Россия»), а на должность главы Липецка в тот же месяц – Роман Ченцов («Единая Россия»). До новых назначений Кучерук работал первым замглавы администрации Астрахани (с декабря 2021 г.), а Ченцов – главой Лебедянского района Липецка (с июня 2022 г.).

Переобучение муниципальных кадров началось после назначения Евгения Грачева заместителем начальника управления президента по внутренней политике, говорит политолог Александр Немцев. По его словам, «школа мэров» входит вместе с программами «школа губернаторов», «Время героев» (переподготовка участников спецоперации на Украине, в том числе для госслужбы) и другими в одну «экосистему» образовательных проектов.

«К главам и муниципальным служащим жители приходят за решением первоочередных задач, – передал Грачев через пресс-службу ВШГУ. – Кроме личностных качеств, безусловно, важны и управленческие навыки. Именно на их развитие направлена «школа мэров». По его словам, чтобы появлялись «первоклассные специалисты, экспертами ВШГУ был «разработан целевой профиль мэра»: «Он сформирован на основе анализа профессиональных качеств и управленческих подходов высших должностных лиц – в их числе выпускники «школы губернаторов», ранее занимавшие должности мэров». Нужных компетенций девять, говорит Грачев: «Среди них лидерские качества, нацеленность на результат, социальная направленность, эффективная коммуникация, открытость новому, внедрение изменений».

«Школа мэров» направлена на развитие коммуникаций между главами городов, чтобы те «не варились в собственном соку и заимствовали лучшие практики», уточняет Немцев. При этом сравнивать губернаторскую и мэрскую программу напрямую неправильно, так как они работают с кадрами разных «этажей» власти, говорит политолог Павел Склянчук. Главная выгода от «школы мэров» для ее выпускников – попадание в кадровый резерв, говорит он. Саму программу политолог считает «сбалансированной», но ее можно дополнить законодательным треком, чтобы главы городов «лучше понимали причины принятия новых федеральных законов и могли их корректно исполнять».

Поступление в «школу мэров» также помогает повысить аппаратный статус политика, дополняет политолог Михаил Виноградов. Оценить воздействия «школы мэров» на качество управления однозначно сложно, так как главы муниципалитетов «часто занимаются нерешаемыми проблемами» из-за нехватки финансирования и других факторов, сказал он.