Найти тему
Журнал Calend.ru

Пакт Рериха: спасение искусства как дело всей жизни

Имя Николая Рериха вошло в историю как имя русского художника, сценографа, писателя и путешественника, а также археолога и общественного деятеля. Наряду с творческим наследием, включающим более семи тысяч картин, почти тридцати томов литературных трудов, Николай Константинович оставил для потомков и очень важный, в своем роде уникальный документ, названный его именем — Пакт Рериха.

Портрет Н. К. Рериха, Б. М. Кустодиев, 1913, общественное достояние

Пакт Рериха или Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников, известный также как Вашингтонский Пакт, стал первым в истории международным договором о защите культурного наследия, который установил преимущество защиты культурных ценностей перед военной необходимостью, хотя изначально тема войны в документе не упоминалась. Пакт был подписан 15 апреля 1935 года представителями двадцать одной страны, и позже эта дата была установлена в качестве Международного дня культуры.

Символом защиты художественных ценностей стало Знамя Мира, его можно увидеть на полотне Рериха «Мадонна Орифламма»: на белом фоне три амарантовых круга как символы прошлого, будущего и настоящего человеческой цивилизации, помещенных в кольцо, которое символизирует Вечность.

-2

Н.К. Рерих. Мадонна Орифламма, 1932, общественное достояние

В 1899 году, занимаясь раскопками неподалеку от Санкт-Петербурга, Рерих впервые заговорил о том, что памятники археологии, по которым мы можем судить о мироощущении поколений людей, живших на этой земле до нас, — это огромная ценность, нуждающаяся в защите.

Совершив с супругой большое путешествие по древнерусским городам, в число которых входили Нижний Новгород, Ярославль, Владимир, Смоленск, Кострома — всего более 40 городов, Рерих написал серию архитектурны этюдов из 90 произведений. На этих этюдах были запечатлены древние храмы, которые впоследствии были разрушены, и увидеть их можно теперь только на картинах Николая Константиновича. Свои впечатления об этом путешествии и о том, что памятники старины нуждаются в сохранении, Рерих описал в статье «По старине» в 1903 году. Там есть такие слова:

«Минувшим летом мне довелось увидать много нашей настоящей старины и мало любви вокруг неё».

О том, в каком плачевном состоянии находятся исторические памятники и что необходимо принять срочные меры по их охране, Николай Рерих сказал в своем докладе, с которым выступил в Императорском Русском Археологическом обществе. Эту идею он развивал и в годы русско-японской войны 1904—1905 гг., писал статьи на эту тему, а также о том, что неумелая реставрация храмов может нанести непоправимый ущерб памятникам старины:

«Кто же защитит прекрасную древность от безумных погромов? Печально, когда умирает старина. Но ещё страшнее, когда старина остается обезображенной, фальшивой, поддельной…».

Следующим серьезным шагом стало обращение Рериха к императору Николаю II и Великому князю Николаю Николаевичу (младшему) в 1915 году, в котором он попросил рассмотреть возможность законодательно утвердить Положение об охране исторических памятников в России. А в 1928 году Рерих обратился с такой просьбой и ко всему миру. Тогда большую поддержку Рериху оказали Георгий Шклявер и Альберт Жоффр де ла Прадель, юристы-международники из Франции — именно они разработали юридическую основу для будущего Пакта.

Первая Международная конференция Пакта Рериха состоялась с 13 по 16 сентября 1931 года в Брюгге, и уже к концу того же года прошел международный праздник, посвященный Знамени Мира. В третьей конференции Пакта приняло участие уже 30 государств, и по ее итогам было рекомендовано подписать Пакт правительствам всех государств. И 15 апреля 1935 года Пакт был подписан.

До Николая Рериха уже предпринимались попытки создать подобный документ, который защищал бы исторические ценности: в 1874 и в 1880 годах были приняты Декларации на Брюссельской конференции, а в 1899 и 1907 году соответствующие пункты были включены в Гаагскую конвенцию. Но Первая мировая война показала, что этих попыток было недостаточно.

Вторая мировая война сделала то же самое для Пакта Рериха: после ее начала и появления новых технологий, тактики ведения «тотальной войны», разрушения и мародерство достигли таких масштабов, что в ЮНЕСКО, учрежденном в 1945 году, правительством Нидерландов был поднят вопрос о том, что необходимо принять Конвенцию по защите культурных объектов.

Гаагская конвенция 1954 года была составлена и подписана именно на основании Пакта Рериха, в рамках этой конвенции был утвержден отличительный знак для идентификации объектов охраны: он представляет собой заостренный снизу щит, разделенный на четыре части синего и белого цвета.

Идеи Пакта легли в основу «Всеобщей декларации о культурном разнообразии», подписанной 2001 году, «Декларации о преднамеренном разрушении культурного наследия» ЮНЕСКО, утвержденной в 2003 году, а также «Конвенции об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения» ООН, подписанной в 2005 году.

Пакт Рериха положил начало целенаправленной юридической работе по защите культурных ценностей, но он имеет и более широкое, просветительское и философское значение. Об этом сказал лётчик-космонавт А. А. Леонов:

«Если мы поднимаем культуру и духовность, то это поможет нам укрепить экономику, сделать нравственной политику и прекратить военные конфликты. В этом и заключается современное значение Пакта Рериха. Чем больше времени проходит, тем большую актуальность для планеты он обретает…».

Размышляя о будущем Пакте, Николай Рерих много говорил о роли общественности, утверждая, что законы по защите культуры не будут работать, если со стороны общественности не будет заинтересованности в этом.

«Человеку, не умеющему понимать прошлое, нельзя мыслить о будущем», – писал Николай Константинович.

Он мечтал о том, что когда-нибудь будет учрежден Международный день культуры:

«…Мы услышим и о мировом Дне Культуры, когда во всех школах и просветительских обществах одновременно будет посвящён день осознанию национальных и мировых культурных сокровищ…».

В наши дни идеи, заложенные Рерихом в его Пакте, активно развиваются: этот документ можно по праву считать предтечей появления ЮНЕСКО, Международный день культуры празднуется по всему миру 15 апреля – в день подписания Пакта Рериха.

В России действует «Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры» (ВООПИиК), и его председатель Г. И. Маланичева особо отмечает значение Пакта Рериха в учреждении этой организации:

«Первая крупная неправительственная организация ВООПИиК в сфере сохранения культурного наследия возникла не случайно. Она была подготовлена и востребована Пактом Рериха, набирающим силу международным движением, возникшим в начале XX века в защиту ценностей культуры».

Международным Центром Рерихов при поддержке крупных деятелей культуры была создана Международная Лига защиты Культуры в России в 1996 году: членом и активным деятелем этой организации был академик Д. С. Лихачёв, он стал автором Декларации прав культуры. Именно эта организация в свое время выступила с инициативой сделать день подписания Пакта Рериха Международным днем культуры. С 1995 году в России активно отмечают этот день.

———————————————————————————————
Марина Опарина
Специально для Журнала Calend.ru

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц