Согласно информации, опубликованной в РБК, на данный момент в разработке находятся вопросы сокращения теневого ввоза импортных товаров. Об этом корреспондентам сообщили в пресс-службе Минфина. Борьба с "серыми" схемами, предусматривающими уклонение от уплаты НДС, путем запуска системы прослеживаемости товаров в перспективе может пополнить казну на сумму равную 150 млрд рублей в год. Ее собираются внедрить уже в 2025 году, о чем свидетельствует пояснительная записка к проекту федерального бюджета на 2025–2027 годы, внесенному в Госдуму 30 сентября 2024 года.
В настоящее время, чтобы повысить свои доходы, некоторые нечистые на руку компании используют так называемый "ложный транзит". Он подразумевает, что товары, доставляемые из других стран, официально регистрируются в качестве транзитных, а в реальности остаются внутри страны. Их перегружают на другие фуры, после чего разводят по городам и реализуют незаконно. Чаще всего подобные ухищрения применяются по отношению к высокомаржинальным или подакцизным товарам. К ним относятся, например, электроника, бытовая техника, алкогольная и табачная продукция, одежда и аксессуары люксовых брендов.
Между тем подобный псевдотранзитный импорт огромная проблема для экономики. Чтобы это понимать, достаточно знать размер ставки НДС, который сейчас применяется в отношении транзитных товаров и тех, что предназначены для внутреннего пользования. Если последние можно ввозить в страну, уплатив 10-20% НДС, то в первом случае ничего не надо платить вообще. Естественно, это выгодно бизнесу, но невыгодно государству, а также тем компаниям, которые работают исключительно "в белую" и выплачивают все, что положено, за продукцию из-за рубежа, в последующем продаваемую в России.
По словам представителя Минфина, введение системы прослеживаемости товаров даст возможность бороться с недобросовестными участниками рынка, которых стало особенно много после 2022 года, когда начали действовать серьезные западные санкции. И, что немаловажно, новые способы борьбы с "серыми" схемами уравняют условия конкуренции для бизнеса, который к "ложному транзиту" не прибегает, ведя дела исключительно по-честному.
Минфин не отрицает существования проблемы, но убежден, что "у Федеральной таможенной службы есть резервы, для того чтобы повышать эффективность контроля".