Найти тему

Все мы немножко Бредбери

Милая обложечка, такой вот экземпляр из домашней библиотеки
Милая обложечка, такой вот экземпляр из домашней библиотеки
"Ничто не теряется, ничто не проходит бесследно. Если вы странствовали по безбрежным просторам и решались любить всякие глупости, вы сможете научиться чему-то даже от самых примитивных штуковин, подобранных на жизненном пути и отложенных в сторону. Из непреходящего любопытства ко всем видам искусства: от плохих радиопостановок до хорошего театра, от детских стишков до симфонии, от хижины в джунглях до «Замка» Кафки — рождается умение отсеивать лишнее, находить правду, пробовать ее на вкус и сохранять для последующего употребления"
Рэй Брэдбери. Дзен в искусстве написания книг".

Разбираю библиотеку, а там множество старых книг, оставшихся у меня с детства. Многие из них современные эстеты с большим культурным багажом презрительно называют низкопробными.

Удивительно, но я ещё в детстве как-то ухитрялась отличать, какие книжки "низкопробные", а какие нет. В детской истории про Аню с фермы "Зелёные крыши" есть такой милый момент: Аня, очень благовоспитанная романтичная девочка лет тринадцати, читает "Бен Гура". Это приключенческий роман тех времён, на основе библейских сюжетов, с моралью, всё как положено, но он достаточно увлекательный. И вот Аня читает "Бен Гура" и терзается, что зря она его взяла в воскресенье, там есть захватывающая сцена гонки на колесницах, а это неподобающе, так переживать из-за исхода воображаемых гонок - в воскресенье.

А дальше ещё интереснее, подружка ей приносит книгу про привидений. Потрясающе увлекательная книга! Но когда Аня рассказывает об этом жене священника, та не одобряет: такое чтение вредно для неокрепшего разума, оно только тревожит и вызывает лишние страхи и суеверия. И Аня из любви к наставнице идёт на огромную жертву. Она возвращает книгу подруге не дочитанной.

У меня был свой "пробный камень", я отличала хорошие книги от ширпотреба в зависимости от того, можно было о них рассказать учительнице по литературе или нет. И одно время ужасно переживала, что столько прекрасных классических книг на свете, а я получаю удовольствие от историй вроде тех, что на фото. Боже, какой пакости я только не читала! Сага об агенте 007, Дональд Гамильтон с его шпионскими историями, многосерийные саги о космических кораблях, которые лупят по вражеским армада лучами смерти, бредущие по пустым дорогам зомби с оторванными руками и выпавшими глазами... Было-было, нечего тут.

Когда стала читать детям, первое время сохранялся этот вот синдром "авторитета учительницы литературы". Только самое проверенное, самое классическое, самое педагогичное. А дети выбирали всякое, примитивные истории про котёнка Шмяка, Катю Матюшкину, двадцать семь томов котов-воителей, как вспомню, так вздрогну.

Но со временем понимаешь: Бредбери прав, для творчества нужны всякие штуки, и то, что кажется ерундой, если оно тебе отзывается. Нельзя научиться распознавать хорошее, если только его и видишь, наоборот, ещё оскомину набьёт. Поэтому я больше не ежусь внутренне, откапывая в домашней библиотеке какую-нибудь "Принцессу Галактической Империи". Без нее мой мир был бы явно чуточку более пресным.