Актуальные проблемы журналистики
Журналистика - “инструмент” слова. Грамотно излагая свои мысли, журналист может отчетливо донести до читателя определенную идею: политическую, культурную, бытовую и еще много других.
Однако, не каждый автор может похвастаться успехом в этой сфере, ведь в нынешнее время порог вхождения очень низок. Благодаря развитию Интернет-сети, буквально, каждый может публиковать свои статьи на различных платформах: «Яндекс Дзен», «Телеграм» и набрать аудиторию, у которой вследствие сформируются взгляды, несовпадающие со здравым смыслом.
В качестве примера можно рассмотреть известного интервьюера Юрий Дудя*.
Юрий Дудь* - популярный блогер, ведет свой YouTube** канал, который насчитывает аудиторию в несколько миллионов человек. Однако, имея высшее образование журналиста [1] Юрий Александрович показывает весьма сомнительные навыки работы с гостем.
Приглашая человека на свое интервью, Дудь* крайне поверхностно «изучает» гостя и не вникает в ту сферу, представителем которой является респондент. В интервью с Артемием Лебедевым [2] Юрий Михайлович* пытается навязать гостю свою русофобскую политику, задавая провокационные вопросы дизайнеру, который по своей сути никакого отношения к политике не имеет.
«Почему умер Навальный*?» - один из вопросов Дудя*
Спрашивать такие вещи у дизайнера и тем более требовать каких-то доказательств своих слов – мне кажется очень странным.
Также, важно подметить, что с февраля 2022 года, гостями Дудя* преимущественно являются активно критикующие власть и страну либералы. [3]
Неполный их список:
Борис Акунин - писатель
Facе* - музыкант
Илья Яшин - политик
Мария Машкова – актриса
Где они сейчас? За рубежом.
Все они использовали Россию как способ для заработка и площадку для продвижения либеральной повестки, внедряя программу «все лучшее на Западе».
Имея многомиллионную аудиторию Дудь* пытается навязать свое мнение (считая его истиной) как гостю, так и зрителю. И так как доступ в интернет никак не контролируется по возрастной категории и можно точно предположить, что среди аудитории интервьюера есть подрастающее поколение, которое в силу своих неокрепших умов, отсутствия критического мышления и еще не до конца сформировавшихся взглядов может быть подвержена анти-российской пропаганде.
«*» - признан иноагентом
«**» - сайт заблокирован по требованию РКН
Еще одной актуальной проблемой журналистики являются фейки. В нынешнее время мало кто проверяет источник, из которого читают новости и еще реже проверяют информацию, написанную в нем. В погоне за читателями, и что немаловажно – заработком, издатели освещают какие-то события не с той стороны, с какой они проходили на самом деле, а с той, которой хочет услышать пользователь.
Таким образом, в СМИ каждый день появляются яркие заголовки, отлично привлекающие внимания читателя, но совсем не донося правдивую информацию.
В последнее время можно выделить две темы, которые являются почвой для распространения фейков это Специальная Военная Операция и политика
Касаемо темы специальной военной операции, можно рассмотреть такое явление в СМИ как «Призрак Киева»
С первых дней военной операции российская авиация установила свое господство в воздухе над Украиной. И примерно в это же время в медиа пространстве двух сторон появляется украинский летчик, озаглавивший себя как «призрак Киева». Счетчик сбитых самолетов армии РФ рос не по дням, а по часам. Публиковали даже видео одной из его «побед». Правда, очень быстро оказалось, что видео смонтировано - были использованы кадры из видеоигры Digital Combat Simulator.
Украинская пропаганда остановилась 13 марта, заявив, что летчик пал в неравном сражении.
В наше время, которое по праву можно называть временем информационной войны такие фейки наносят очень сильный удар по нашей стороне. В первую очередь они снижают настрой мирного населения, а также их отношение к происходящим событиям.
Немаловажное значение также имеет и либеральная антипропаганда, она снижает настрой бойцов, находящихся в зоне боевых действий. Именно эти негативно настроенные статьи можно расценить, как предательство. Ведь «удар» по моральному состоянию солдат приходит оттуда, откуда и не ждали – со стороны своих соотечественников, (если их еще можно так назвать)
Как пример, можно рассмотреть деятельность публициста Евгения Бестужева. В своих социальных сетях он активно выступал против проведения специальной военной операции и открыто критиковал действия российской власти.
Могу только представить реакцию военнослужащих, которые рискуя своей жизнью, отстаивают идеи своей страны, и вместе с поддержкой получают такую критику.
Исходя из всего вышесказанного, а также приведенных материалов, можно сделать вывод, что одними из основных проблем журналистики являются, как и профессиональная некомпетентность со стороны автора, так и искаженные факты в статьях. Все это вводит основную массу в заблуждение. После прочтения какого-либо материала рекомендуется перепроверить его: источник, дата публикации, произошедшие события, а также какие-то отдельные факты.
Ведь согласно опросу «Ассоциации развития интерактивной рекламы» [4] более 50% опрошенных сталкивались с фейками более пяти раз. Примерно половина которых находилась в форумах, блогах и социальных сетях.
Источники:
[1] Дудь, Юрий Александрович — Википедия (wikipedia.org) https://ru.wikipedia.org/wiki/Дудь,_Юрий_Александрович
[2] https://youtu.be/WGixuCIAk1c?si=SkJnmRJX49lzHTLf
[3] Список выпусков канала "Дудь". (sourceforge.net) https://slovesnov.users.sourceforge.net/index.php?dud,russian
[4] 55,4% пользователей сети сталкивались с фейковой информацией более пяти раз в 2020 году (sostav.ru)
ttps://www.sostav.ru/publication/iab-opros-o-fejkakh-51933.html?ysclid=m184qz64k0519642683