Михаил Ломоносов – личность в русской истории выдающаяся, и, как следствие, окутанная множеством мифов, легенд и домыслов. Многие из них уже стали даже своего рода частью неофициальной биографии великого русского ученого. Тем не менее жизнь Ломоносова была весьма насыщенной даже по меркам той неспокойной эпохи, на которую пришлась жизнь просветителя, а именно бурного XVIII столетия.
Детство и юность
Мифологизация образа Ломоносова начинается с самого раннего детства будущего светила русской науки. Достоверно известно, что 8 ноября 1711 года мальчик по имени Михаил родился в семье Василия и Елены Ломоносовых в Холмогорском уезде Архангельской губернии. Однако вопреки бытующему мнению, семья Ломоносовых не являлась ни бедной, ни неграмотной. Здесь, вероятно, мы имеем дело с отголосками советской пропаганды. Ведь если судить по свидетельствам современников, Ломоносовы как раз представляли собой типичное «кулацкое» семейство. Отец ходил на рыбные промыслы, поэтому в семье всегда имелись немалые деньги. Сам Михаил в 14 лет владел грамотой, умел читать и писать и вообще делал большие успехи в учебе. Образованием будущего просветителя занимался дьячок местной церкви по фамилии Сабельников.
В целом, детство Ломоносова было весьма благополучным, если сравнивать его с судьбами других детей крестьянского сословия. Однако, когда Михаилу было 9 лет, в семью пришла беда – умерла мать мальчика. После этого отец женился еще дважды, но именно с третьей женой Василия Ломоносова отношения у Михаила особенно не сложились. Сварливый нрав женщины приводил к постоянным конфликтам, что стало одной из причин, которая заставила 19-летнего юношу покинуть отчий дом. Другая же причина заключалась в том, что отец решил, что настало время подыскать жену для своего отпрыска. То ли Михаилу очень уж не хотелось связывать себя узами брака, то ли будущая супруга ему не приглянулась, но Ломоносов-младший решился на побег и отправился искать счастья в Москву. Путешествие проходило вовсе не пешком, а в более комфортных условиях – на обозе. Среди взятых в дорогу вещей у Ломоносова были всего две книги — «Грамматика» Мелетия и «Арифметика» Смотрицкого.
Приключения в немецких землях
Способный юноша всеми правдами и неправдами прочно обосновался в Москве, поступив в Славяно-греко-латинскую академию. Для этого ему пришлось даже подделать документы и выдать себя за представителя дворянского сословия. Далее его ждала поездка в Петербург, откуда Михаил в числе наиболее одаренных молодых людей был отправлен на учебу за границу. С немецким периодом жизни Ломоносова также связано немалое число казусов.
Несмотря на добродушный внешний вид, который донесли до нас портреты ученого, Ломоносов обладал достаточно вспыльчивым и даже буйным нравом, а также недюжинной физической силой. Показательна жалоба от преподавателя по горному делу, которую немецкий ученый муж отправил в Россию. Русский студент не только отказался выполнять назначенную ему работу, но и «страшно шумел, колотил изо всей силы в стену, кричал из окна, ругался...». Судя по всему, Ломоносов не раз шокировал степенных немцев своим поведением.
За границей с Ломоносовым случилась еще одна малоприятная оказия. В 1740 году он решил вернуться обратно в Россию, выбрав для этого морской путь через Голландию. Однако под Дюссельдорфом молодого и физически крепкого путешественника заприметили вербовщики в прусскую армию. По словам Михаила Веревкина, автора книги «Жизнь покойного Михаила Васильевича Ломоносова», «путник наш показался пруссакам годною рыбою на их уду». Обманным путем Ломоносова удалось завербовать в рекруты. Однако и тут будущее светило русской науки не растерялся. Проходив строем несколько недель, Ломоносов дезертировал из казармы и все-таки смог добраться до родных берегов.
Задира и драчун
Доставалось от Ломоносова не только немцам. Своими дерзкими выходками он сумел отличиться и во время жизни в Петербурге. Так, один раз он «схватя болван, на чем парики вешают, и почал всех бить и слуге своему приказал бить всех до смерти…». За такое рукоприкладство Ломоносова даже заключили в тюрьму, правда, ненадолго. Сохранили петербургские хроники и другой не менее значимый эпизод, который говорит о Ломоносове как и об очень храбром человеке, готовом постоять за себя даже перед лицом нескольких противников. Однажды ночью на Васильевском острове Ломоносова попытались ограбить трое матросов. Но не тут-то было. Первого Ломоносов «вырубил» несколькими ударами в лицо, второго обратил в бегство, а третьему устроил допрос с пристрастием. Выяснив же причину нападения, ученый сам ограбил нападавшего — снял с него верхнюю одежду, оставив в одном исподнем.
Иными словами, подлинная биография знаменитых людей зачастую бывает во много раз интереснее, чем их рафинированный образ, который дошел до нас через произведения искусства и официальную пропаганду. Благо, в случае того же Ломоносова сохранилось большое количество как воспоминаний очевидцев, так и официальных документов, по которым мы можем судить, что даже светилам науки не чужды обычные человеческие слабости.