Уже прошло две недели с подъема на самую высокую гору Крыма - Роман-Кош, а я только добрался до отснятых в тот день стерео-пар с видами горного леса и монастыря. В какой-то момент даже забыл про них.
Залогом хороших стереофотографий помимо умения грамотно выбрать угол (важно), поймать фокус и прочих навыков, отсутствие которых сейчас хорошо компенсируются техникой, важно умение поймать момент абсолютного безветрия. Если игнорировать эту стихию, то некоторые объекты, захваченные ею, будут вырываться из многоплановости и разрушать весь объём.
Как можно заметить, на этой стерео-фотографии присутствуют объекты - ветви винограда девичьего - на которых невозможно сфокусироваться. Они режут глаз и вызывают легкое раздражение. Но без этого невозможно. Подойдёшь к объекту съёмки, выберешь ракурс, сфокусируешься, только-только соберёшьсянажимать на кнопку, как сразу подует ветер и не будет переставать до тех пор, пока не уйдёшь. Решишь обмануть, отвернёшься, сделаешь шаг в сторону, ветер тут же стихнет, покачивание ветвей почти сходит на нет... Прыжок назад, ракурс пойман, первый кадр готов, шаг в сторону и... И новый порыв ветра...
Самый ближний лист как раз не успел ещё успокоиться да ещё и оказался на самой грани фокуса.
Кадр выбран, ветер стих, два фото... А для чего все эти сложности, если мы привыкли любоваться обычными фотографиями? Ключевое слово - стерео!
Ни один любитель качественной музыкине будет её слушать в режиме Моно. Это всё равно что слушать одним ухом.
Так почему мы смотрим фотографии одним глазом? Нет, смотрим конечно двумя, но видим как одним! Почему так? Всё дело в расположении наших глаз на некотором расстоянии друг от друга из-за чего мир мы воспринимаем в объеме.
Есть всего один способ сделать фотографию объемной с помощью обычного фотоаппарата: сфотографировать один и тот же предмет с двух разных ракурсов, как будто правым и левым глазом. А вот сложности две:
1. Выбрать правильный угол
2. Сохранить неизменным фокус, баланс белого, вертикальность камеры и другие настройки.
Кстати, вспышка для стерео-фотографии - враг. При недостатке естественного освещения, лучше отдельно подсветить объект.
Кстати, есть ещё один момент, который желательно соблюдать - очередность съемки. Я всегда иду слева на право. Можно и справа на лево. Смысл в том, что бы всегда делать одинаково и тогда в фоторедакторе не будет путаницы.
А вот дать увидеть объём можно уже двумя способами:
1. Создать классическую стереопару из расположенных рядом двух фотографий
2. Создать видео или гифку с поочередной быстрой сменой ракурса, что я и попробую прикрепить в конце статьи.
Есть ещё один нюанс в стерео-фотографировании. Это выбор расстояния сдвижки камеры. Если для макросъемки хватит сантиметра, а то и нескольких миллиметров, то для пейзажной съёмки это расстояние может составлять метры, а для особо удаленных объектов и десятки метров.
Но и перебарщивать не стоит ни в одну из сторон: слишком большой угол будет вызывать раздражение глаз при просмотре, а слишком маленький - скроет весь объём и глубину.
Слишком много контрастных элементов в кадре порой мешает, но по другому просто не передать ослепляющие лучи солнца, проникающие сквозь прореженную осенью листву деревьев.
Слепящее золото, скрывающее объём в моно-просмотре и раскрывающее многоплановость в стерео-режиме.
Иногда обилие цвета, солнца, деталей начинает вызывать опасение, что фотография не получится, что будет мешанина красок, в которой потеряется весь объём... Но посмотрите на следующую стереопару - какая глубина, какой свет, какая воздушность леса!
Да, не всем удаётся с первой попытки научиться смотреть стереопары, у кого-то такой просмотр вызывает головную боль. Не надо себя мучить, просто посмотрите видеоролик ниже.
Другие публикациина эту тему:
#стереофотография
#стереопара
#стереофото
#3dфото
#stereofoto
#3dfoto
#Крым
#крым2024
#путешествия
#фотоискусство