Московский «Спартак» добился крупной победы над «Ростовом» со счётом 3-0. И ценность этого успеха крайне высока. Во-первых, «дончане» исторически являются «неудобным» соперником для «красно-белых». А тут – крупная победа. Во-вторых, данный успех пришёл на фоне серьёзной критики руководства «Спартака» и их тренера Деяна Станковича. Ну и, в-третьих, с этой победой московский клуб уйдёт на «паузу для матчей сборных».
А значит, у команды будет позитивный настрой перед тяжелейшим этапом сезона. В котором будет и игра с лидером РПЛ – «Краснодаром» и дерби с ЦСКА и самое страшное… противостояние с махачкалинским «Динамо», которое раз за разом отнимает очки у «красно-белых».
Шутки шутками, а дагестанцы в каком-то смысле даже более неудобные соперники, чем те же «армейцы». ЦСКА будет играть «баш на баш», а кавказский клуб уйдёт в «автобусную» оборону – и попробуй их «раскачать».
В-общем, победа над «Ростовом» пришла очень вовремя. Но стоит ли говорить о каких-то кардинальных изменениях в игре москвичей. Или проблемы, как были, так и остались? Давайте разберемся и обсудим ключевые тактические моменты встречи.
И, на мой взгляд, в этом матче следует в первую очередь говорить о провале Карпина и его команды. А не о какой-то супер-тактике Станковича, хотя некоторые его решения были весьма успешны. То есть тут скорее провал проигравших, чем триумф победивших.
Я вот так и не понял, зачем «Ростов» пытался перейти на схему с тремя центральными защитниками. Особенно при условии, что команде явно не хватает квалифицированных кадров в эту зону.
Как итог, Лангович, вышедший в непривычной роли крайнего из трёх центральных защитников, откровенно провалился. Защитник «Ростова» ошибся при первом пропущенном, не дотянувшись до снаряда. Да и вообще отработал очень слабо. Как итог, Ланговича заменили одним из первых. Карпин де-факто признал ошибочность изначальной тактики. На что намекал ещё и счёт 3-0 на табло.
Не совсем понятно и то, почему «Ростов» так упрямо использует активную роль вратаря а-ля Нойер. Это было при Песьякове, это продолжается сейчас при Одоевском. Голкипера задействуют как «последнего защитника», при перепасовках и выходе из под прессинга. Проблема, в том, что Песьяков и Одоевский – это даже близко не Нойер. И оба регулярно ошибаются.
Третий гол «Спартака» - результат ошибки Одоевского и Глебова при игре в пас. Ну и, разумеется, итог активного прессинга «красно-белых». Который включался редко, но очень метко.
Ну и здесь же следует отметить интересную систему прессинга «красно-белых». На поле появилось сразу два центрфорварда – Угальде и Николсон. При атаке, один из них постоянно шёл на фланг и схема ситуативно перестраивалась в 4-2-3-1.
А вот при потере мяча, оба форварда вытягивались максимально высоко, играя в связке. То есть мы де-факто видели 4-4-2. И эта схема отлично работала против «Ростова» и их авантюрной тактики с вратарём - «Нойером».
Отмечу ещё один элемент игры «Спартака», под который Карпин так и не подстроился. Подключения центрального хавбека Мартинша к атакам. За счёт которых, «Спартак» перенапрягал схему «Ростова» по центральной оси. И это лишало «дончан» главного преимущества схемы 3-6-1, которая при обороне перестраивалась на 5-4-1.
У защиты не было выгодного размена и численного преимущества по центральной оси. «Спартак» эффективно перегружал оборону противника. При этом, «Ростов» мог «наказать» соперника за такую лихую тактику. Ведь при позиционной атаке в центре оставался один Умяров, как страхующий опорник. А он – игрок, как минимум, нестабильный. «Красно-белых» можно было подловить на контратаке, но для этого «Ростову» не хватило прыти и атакующей мощи.
Эту проблему Карпин мог решить за счёт активного и мощного форварда. Который бы зацепился за дальнюю или среднюю передачу. Нападающий был бы мостиком между обороной и атакой, для быстрого перехода в наступление. Но, «дончане» вышли с очень странным составом, где не было вообще классического центрфорварда, как такового. Голенков матч пропускал, а Комличенко почему-то оставили в резерве.
В-общем мы приходим к выводу, что в первом тайме именно Карпин провалился в своей тренерской дуэли со Станковичем. Да, разумеется, воспользоваться ошибками соперника тоже большое искусство. И «Спартак» «наказал» соперника за косяки. Но рассчитывать, что в каждом следующем противостоянии оппоненты будут так же экспериментировать и проваливаться – не стоит.
При этом второй тайм вышел просто ужасным для «красно-белых». Можно списать это на расслабленность. При счёте 3-0 к перерыву, настроиться на вторую половину – тяжеловато. Однако тут и тактических проблем хватало. С появлением Комличенко, атака «Ростова» приобрела стройность и защита «Спартака» не пропустила только чудом.
Да и в прекрасном первом тайме тоже хватало ошибок. Защитник «Спартака» Бабич проводил слабый сезон. Но без него в центре обороны становится ещё тяжелее, посмотрите вот этот момент с прессингом «Ростова». Когда связка Литвинов – Абена откровенно провалилась.
Никуда не делась и традиционная проблема Барко с его «углублениями». Лучшему креативному хавбеку «Спартака» вновь приходилось отходить в опорную зону, чтобы продвигать мяч вперёд.
Как итог, Барко сделал всего 2 ключевые, обостряющие передачи за встречу. А если брать средний показатель аргентинца по этому сезону, то он был – 3.5 за матч. До игры с «Ростовом». То есть в мега-успешном матче, где «Спартак» добился крупной победы, их главная звезда сыграла ниже своих возможностей. Если верить сухим цифрам.
А всё из-за той самой позиции «внизу». Когда Барко оказывался очень глубоко в центре поля.
Что касается защитной игры, то, как я уже отметил – к ней много претензий. Абена явно не тянет уровень топ-матчей РПЛ. А ведь его привёл новый наставник Станкович – так, что тут вопросы к тренеру. Почему такой средний игрок мало того, что попал в команду, так ещё и выходит на большие поединки. При наличии того же Дуарте в резерве.
Как итог, «Ростов» нанёс 18 ударов против 11 у «Спартака». По попаданиям в створ равенство – 4-4. То есть счёт 3-0 не совсем отражает суть происходившего на поле. И уж точно не стоит хвалить оборону «красно-белых» за матч на ноль.
В-общем, победа есть, а вот решения проблем мы пока не видим. И у Станковича по-прежнему много работы.