Найти в Дзене
КиноБуква

«Субстанция» - жуткий фильм о неприятии старения и самая шокирующая роль в карьере 60-летней Деми Мур

Оглавление

Старение, неприятие возраста, навязанные обществом стандарты красоты и культ тела. Тело здесь как символ. Пока ты молод, ты в тренде. Плюс пара десятков лет - и вылетел из обоймы внимания.

Фильм, получивший награду за лучший сценарий на Каннском кинофестивале весной 2024 года. Фильм, при всей своей кровавости, запоминающийся глубиной идеи.

Кадр из фильма «Субстанция», 2024 год, режиссер Корали Фаржеа
Кадр из фильма «Субстанция», 2024 год, режиссер Корали Фаржеа

Но для начала давайте разберемся, что такое боди-хоррор и с чем его едят:

Вody horror, что дословно можно перевести как «телесный ужас» - один из самых жестких поджанров в кино и литературе, основанный на трансформациях тела. Чаще всего трансформации эти выглядят крайне отвратительно. Это превращения, эксперименты, паразитизм, создание монстров или какие-то другие жуткие изменения.

Кадр из фильма «Субстанция», 2024 год, режиссер Корали Фаржеа
Кадр из фильма «Субстанция», 2024 год, режиссер Корали Фаржеа

Самый простой и легкий для восприятия пример - роман «Франкенштейн» Мэри Шелли (один из самых ранних образов в принципе), или «Кожа, в которой я живу», фильм 2011 года Педро Альмодовара.

К числу самых известных работ в жанре можно отнести также повесть «Превращение» Франца Кафки, фильмы «Человеческая многоножка» Тома Сикса, «Голова-ластик» Дэвида Линча, «Обладатель» Брэндона Кроненберга и, собственно, многое из творчества Кроненберга-старшего.

Кадр из фильма «Субстанция», 2024 год, режиссер Корали Фаржеа
Кадр из фильма «Субстанция», 2024 год, режиссер Корали Фаржеа

«Субстанция» - второй полнометражный фильм Корали Фаржеа, и она явно черпала вдохновение в фильмах Дэвида Кроненберга. Я вот совсем не поклонник жанра, но то, что увидела, меня потрясло. Очень эффектно, зрелищно и мерзко. Основная мысль Фаржеа - показать проблему старения с точки зрения женщины, с точки зрения мужчины, а также влияние на эти взгляды индустрии красоты и средств массовой информации. История довольно феминистичная и сатирично ставящая клеймо на мужчинах, главных оценщиков (не ценителей, а именно оценщиков) женской красоты.

Что может произойти, если и дальше пытаться соответствовать высокой планке, установленной мужчиной?

🎬Субстанция (2024)

The Substance

Звезду популярного утреннего телешоу по аэробике (прямо как Джейн Фонда) Элизабет Спаркл (Деми Мур) увольняют прямо в день рождения, 50-летний юбилей. Харви, продюсер шоу (Деннис Куэйд) – хочет видеть молодое тело в кадре. Молодое тело – это сексуально привлекательно, а значит, будут высокие рейтинги.

Посмотрите на афиши, очень красноречивые:

Афиши фильма «Субстанция», 2024 год, режиссер Корали Фаржеа
Афиши фильма «Субстанция», 2024 год, режиссер Корали Фаржеа

Афиши фильма «Субстанция», 2024 год, режиссер Корали Фаржеа
Афиши фильма «Субстанция», 2024 год, режиссер Корали Фаржеа

Элизабет в шоковом состоянии после такой отставки идет домой, повсюду ее преследуют билборды с ее же изображением. Она попадает в ДТП, где молодой врач после осмотра тихонько подсовывает ей номер телефона, якобы изменивший его жизнь.

Элизабет понимает, что её жизнь – закончена. Сойдя с экранов, она стала никому не нужна. И решается позвонить. Получив указания, в совершенно засекреченном месте бывшая звезда получает коробку с сывороткой и инструкцией. Сыворотка, стабилизатор, специальное питание…— «субстанция», которая создает «новую версию себя».

Вколов препарат-активатор (строго однократно), Элизабет перерождается. На спине вдоль позвоночника образуется трещина, из которой появляется новая сущность. Это как бы не просто Элизабет, которой двадцать лет. Это именно улучшенная версия. В ней все идеально. Сущность берет себе имя Сью (Маргарет Куолли).

Кадр из фильма «Субстанция», 2024 год, режиссер Корали Фаржеа
Кадр из фильма «Субстанция», 2024 год, режиссер Корали Фаржеа

Важно, что Сью и Элизабет – не разные женщины. Они – одно целое, и нужно уметь договариваться. Существуют они 7/7 – то есть неделю активно тело Элизабет, неделю – Сью. Сью должна вкалывать себе стабилизатор ежедневно, обе женщины – употреблять специальную жидкую пищу. Пока Сью бодрствует (разумеется, она – новое лицо шоу и делает грандиозные успехи), Элизабет – лежит без сознания. И наоборот.

Но однажды Сью решает не использовать капельницу-переключатель, и Элизабет остается в отключке еще на неделю. А потом еще. Сью пытается завладеть жизнью целиком. Элизабет отчаянно сопротивляется.

Ну и далее начинается месиво. В прямом смысле. Чем дольше активна Сью, тем страшнее становится Элизабет, в конечном итоге превратившись в безобразную СУБСТАНЦИЮ, бесформенную массу. Но! При этом до последнего Элизабет отказывается уничтожить Сью – ведь она – её единственная возможность все еще привлекать внимание, быть нужной.

Кадр из фильма «Субстанция», 2024 год, режиссер Корали Фаржеа
Кадр из фильма «Субстанция», 2024 год, режиссер Корали Фаржеа

Двойные стандарты во всем. Ведь и Сью все обожают исключительно из-за внешней оболочки. Поверхностный идеал. Что внутри – никому не интересно. Женское тело как предмет спекуляции. Как товар. Умная, интересная, но «уставшая» Элизабет, которая и сама себя ценит уже только с позиции внешности и простая, как амеба, но яркая и сексапильная юная красотка Сью.

Кадр из фильма «Субстанция», 2024 год, режиссер Корали Фаржеа
Кадр из фильма «Субстанция», 2024 год, режиссер Корали Фаржеа

Последние минут двадцать-тридцать фильма – не для слабонервных (по понятным причинам кадров в статье нет). Аплодирую стоя гримерам. Абсурдность происходящего зашкаливает, но это уже будет спойлер, если кто решится посмотреть, впечатления должны быть полноценными.

Кадр из фильма «Субстанция», 2024 год, режиссер Корали Фаржеа
Кадр из фильма «Субстанция», 2024 год, режиссер Корали Фаржеа

Продюсера должен был играть Рэй Лиотта, но, как вы, наверное, знаете, он умер. Это случилось почти в самом начале съемочного процесса, и Харви стал Деннис Куэйд, создав очень правдоподобный карикатурный образ мужчины – вершителя женских судеб.

Кадр из фильма «Субстанция», 2024 год, режиссер Корали Фаржеа
Кадр из фильма «Субстанция», 2024 год, режиссер Корали Фаржеа

В роли Сью – очаровательная Маргарет Куолли, которую вы могли видеть в таких проектах, как «Опасная роль Джин Сиберг», «Исчезновение Сидни Холла», «Уборщица. История матери-одиночки», «Бедные-несчастные», «Мой год в Нью-Йорке», «Виды доброты», «Однажды в Голливуде», «Стоп-слово». Куолли создала прекрасную Сью – яркая кукла, пустышка, такая Барби-брюнетка, умело демонстрирующая прелести фигуры на грани фола, в смысле еще чуть-чуть и трусики перестанут справляться со своей функцией.

Кадр из фильма «Субстанция», 2024 год, режиссер Корали Фаржеа
Кадр из фильма «Субстанция», 2024 год, режиссер Корали Фаржеа

Ну и поразившая меня Деми Мур. Казалось бы, когда-то она взбудоражила всех откровенной ролью в «Стриптизе» и бритой наголо в «Солдат Джейн», плюс, конечно, скандальная фотосессия 1991 года, где Мур на обложке журнала Vanity Fair предстала голой будучи глубоко беременной.

Кадр из фильма «Субстанция», 2024 год, режиссер Корали Фаржеа
Кадр из фильма «Субстанция», 2024 год, режиссер Корали Фаржеа

Деми Мур почти 62 года (на момент съемок было 59-60), это на десять лет больше, чем ее героине. Мур выглядит хорошо. Да, пластика на лице, разумеется. Но она не побоялась раздеться перед камерой и показаться полностью голой в свои шестьдесят. Увы, противники обнаженных зрелых женщин в кадре – порадовать вас нечем, потому что придется лицезреть вот это всё. И как мне видится, это тоже своеобразная акция в поддержку женщин – не надо бояться возраста. Деми Мур не просто удивляет, она шокирует.

Кадр из фильма «Субстанция», 2024 год, режиссер Корали Фаржеа
Кадр из фильма «Субстанция», 2024 год, режиссер Корали Фаржеа

Самое ужасное (в данном случае это в хорошем смысле) – то, во что превращается её героиня. Мне кажется, морально это крайне сложно – разрешить сотворить с собой ТАКОЕ. И актриса, которая соглашается на столь отвратный образ – достойна уважения.

Фильм очень достойный, но, понятное дело, рекомендовать всем я это не могу.

Может, кто-то видел, как вам идея, как Деми Мур?