Найти в Дзене
Дмитрий Михеев

ХОРОШИЙ, ПЛОХОЙ, КОУЧ!

Оглавление

Разбираемся «ху из ху?» и в чём разница между профессиональным коучем (не консультантом) и мамкиным коучем-вредителем, итак:

ГЛАВА: «ХОРОШИЙ КОУЧ»

1. «Хороший коуч» - первостепенен всегда запрос, коуч будет долго его анализировать, сверять факты (клиентские противоречия), чтобы понять, насколько он настоящий, насколько человек в него верит сам.

Хороший коуч - всегда работает с конкретным запросом! В этом плане они как психологи, но на чужую территорию этих самых психологов (и психотерапевтов), коучи не лезут/ходят. Там надо уметь, чтобы не навредить.

Условно, правильный коуч - делает это вместе с клиентом, они ставят цель и дальше по желанию клиента сопровождает его на пути к ней. Важно: Профессиональный коуч никогда не будет навязывать клиенту цель. Не выдвинет гипотезу и не даст тезис. И если выясняется, что клиент - не знает, не понимает своих желаний – то это будет уже «первостепенный запрос» для начала работы.

2. Мы всегда ждем определенного поведения и действий от врача, водителя и педагога - коучи так же подведены под стандарт в части аспектов работы. Стандарты коучей базируются на этическом кодексе, который накладывает обязательства на специалиста и по сути запрещает определенное поведение.

«Хороший коуч»:

  • не дает совет или рекомендацию на сессии.
  • не будет непрошено делиться своими наблюдениями и ощущениям.
  • не ведёт себя агрессивно и настойчиво/напористо
  • не вызывает чувство, соблюдает границы
  • ведёт диалог вопросами и метафорами, ассоциациями.

Подробнее с этическим кодексом можно ознакомиться по ссылке тут

Делаем вывод - коуч - по своей сути зеркало, к которому клиент обращается с вопросами и сам же на них отвечает.

3. «Хорошему коучу» - важны изменения! Это его задача и критерий оценки его работы – реальный результат клиента – изменение, а не ощущения. (Например: мне стало легче – не результат – это следствие ; результат – это то, что фактически произошло в жизни – бросил курить, нашёл новую работу, начал новые отношения!)

На этом можно было бы и остановиться, но для сравнительного анализа…

ГЛАВА «ПЛОХОЙ КОУЧ»

1. «Плохой коуч» – это всегда про навязывание цели и знание как «правильно» и «лучше».

·В эпоху «цифровой зависти» люди часто натягивают на себя не просто желания, а даже обязанность достигать чужие цели – всему причиной простая человеческая безобидная зависть.

Его задача продать вам универсальный продукт созданный продакшеном, выстроенный на очевидных человеческих потребностях и болях/кризисах (чаще всего финансовых), который един для всех в своей методологии – но в большей части случаев не применим для многих, так как не рассчитан на индивидуальные личностные особенности и состояния. Поэтому «Если я смог - ты тоже» - фактически никогда не работает.

2. «Плохой коуч» – это всегда утверждение в гарантии результата. За любой результат всегда отвечает только «чемпион» (так как от его действий зависит насколько изменится его жизнь!). Любой успех - это заслуга. Цена этой заслуги - саморазвитие, обучение, упорная работа, рефлексия и работа над развитием своего характера.

3. «Плохой коуч» - это всегда давление и манипуляция.

Плохие коучи – лезут на территорию и личные границы их не касающуюся. Давят своим авторитетом из выдуманной биографии (база продакшена – создание образа и биографии). Они как те неправильные тренеры на физ-ре и фитнесе (кстати у фитнес тренеров – есть тоже свои этические нормы), которые перегибают палку и доводят вас до травмы, эмоционального истощения, на грани нервного срыва или в апатии - это будет уже потом, когда ваша программа закончится.

4. «Плохой коуч» - не научен или псевдонаучен (чаще умышленно искажает, вырывает из контекста, приплетает – это делает продакшн)! Они могут быть «псевдопсихологами», мастера проведения разборов, эзотериками, астрологами, вести практики всех возможных духовных дисциплин – всех смежных областях теоретических знаний в своей совокупности недоказуемых и не подтверждаемых научным путём. Если хотите знать как это работает, пожалуй лучше всего будет ознакомиться с видео TED TALKS: Александр Панчин «Эволюция псевдонаучных вирусов». (поверьте очень просто, наглядно и интересно!)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ГЛАВА: ПОЧЕМУ И ТОТ И ТОТ КОУЧИНГ МОЖЕТ НАВРЕДИТЬ?

В работе коучей есть одно важное условие: система коучинга применима исключительно к ментально здоровым людям (это же мнение с готовностью подтвердит Наталья Ривкина – руководитель клиники психиатрии и психотерапии ЕМЦ, Кандидат медицинских наук).

«Большинство подходов в коучинге основаны на бихевиоральных методах - то есть они тренируют то или иное поведение, те или иные навыки в решении проблем. Коучинг далек от психотерапии, которая имеет дело с психоэмоциональными проблемами, которые дезадаптируют человека и мешают полноценно жить. Психотерапевты работают по определенным протоколам, прошедшим клинические исследования в мире. Например, есть стандарты лечения тревожных расстройств, последствий травмы и так далее. Эти методы проходили исследования в медицинских центрах подобно тому, как лекарство проходит уровни клинических исследований до того, как быть применённым повсеместно.
В этом смысле коучи не оценивают реальные риски того, с чем они имеют дело. Зачастую люди с психоэмоциональными проблемами, обратившиеся к коучу, могут получить осложнения. Если пациент страдает глубокой депрессией, нельзя заниматься лечением какой-то травмы или подвергать его эмоциональным перегрузкам. Это может крайне негативно повлиять на его заболевание.»

Ну вот и всё, могу добавить только-то что у каждого свой путь и выбор с кем работать и что ему помогает. Личного благополучия и успехов, друзья!

В следующей статье «ПРАКТИКА ОБМАНА: ЛОЖ, МАНИПУЛЯЦИИ И ДЕНЬГИ» - я расскажу о том, как не этичные маркетологи и продуктологи – продают «мотивацию» и простые истины придуманные ещё в 19 веке.