В этом году исполнилось ровно десять лет, как завершился скандальный индийский тендер MMRCA, на покупку и производство 120 лёгких истребителей. На кону тогда стояли более 30 миллиардов долларов и ещё дополнительный контракт на поставку самолётов-танкеров. От России в конкурсе принимал участие абсолютно сырой МиГ-35. Точнее, его фактически не было, и наши разработчики предложили индийцам сделать такой же совместный проект, как и Су-30МКИ. Благодаря совместной работе над российской "сушкой" был создан гигантский инженерный центр в городе Насика, штат Махараштра. Наши производители рассчитывали, что можно эту историю повторить и с МиГовским изделием, но индийцы захотели получить западные технологии. Их выбор пал на французский Рафаль, а когда была озвучена цена одного приобретенного самолёта, многие ахнули. Индийская прокуратура почти сразу начала активное расследование. Каждый экземпляр Рафаля обошелся индийской казне в 220 млн евро, едва не догнав по стоимости самый дорогой истребитель в истории Ф-22"Раптор".
Потом почти каждый год всплывали новые грязные подробности этой сделки, где щедрые взятки и миллионные откаты составляли чуть ли не половину стоимости контракта. Но видно коррупция вела на такой политический верх, что дело захлебнулось и так вяло и тянется и по сей день. Вожделенных технологий Индия от Франции не получила, и дальнейшие закупки были прерваны после контракта на 36 машин. Скандальный тендер закрыли, но при этом абсолютно не решена была главная проблема - насыщение ВВС Индии современными истребителями, собранными непосредственно в Индии. Да и собственный проект "Теджас", близкий по возможностям ранним истребителям четвертого поколения, проблемы "завоевания неба" решить, конечно же, был не в состоянии. И тогда индийцы, большие фанаты кинематографа, решили сделать римейк.
Тендер MMRCA2.0, не ограничивающий размеры истребителя, собрал ещё более солидную и разношерстную компанию, куда вошли американские F-21, F-18 Super Hornet и F-15EX, французский Rafale компании Dassault, шведский Saab Gripen JAS-39 E/F, российские МиГ-35 и Су- 35 и Еврофайтер Тайфун. Разыгрывался контракт на сумму более 20 миллиардов и мировые авиапроизводители вновь обивали пороги индийских чиновников с "заманчивыми предложениями". Но в последнее время это мероприятие всё больше смахивает на цирк.
Местные дельцы знаки внимания принимают с удовольствием, устраивают выставки и смотрины за счёт авиапроизводителей, но с выбором явно не торопятся. Уже несколько раз дело было фактически на мази, но в последний момент срывалось. Как написал старейший британский аэрокосмический журнал "Флайт Глобал":
"Индийцы явно наслаждаются моментом и своим положением солидных покупателей. Но при этом боятся повторения истории с французскими истребителями, когда уже после покупки узнали, что фирма Дассо не собирался передавать им технологии "Рафаля". Сейчас это стало похоже на непонятную игру, когда чиновники приманивают производителей щедрыми обещаниями и водят их за нос по нескольку лет, а сами заказывают новые партии Су-30 и модернизируют парк старых".
В марте 2023 года в Индии, как известно, был собран крайний Су-30МКИ по контракту, заключенному ещё в начале нулевых. И почти сразу корпорация HAL приобрела лицензию на производство ещё двенадцати. А теперь приходит "инсайд", что Индия рассматривает вариант приобретения прочти полусотни Су-30, модернизированные по программе "СМ2". "Сушка" для Индии фактически свой родной самолёт, с хорошо локализованным производством. На сегодня это истребитель завоевания неба, главный ракетоносец и носитель тактического ядерного оружия. И пока индийцы не приобретут или сами не разработают пятое поколение, эта ситуация изменится едва ли. Читайте нас теперь не только на Дзене, но и в Телеграме. На ТГ-канале "Зелёный край", помимо новых статей - лучшее военное видео, зарубежная аналитика, сводки и уникальные киноматериалы. На канале есть аудиоверсии материалов "Зелёного края" с авторской озвучкой. Присоединяйтесь.