Напомню, что всего у Байрона известны три ребенка (все дочери), и о жизни первой, я вам рассказала накануне:
Слишком передовые родители героини и состав ее родной семьи
Матерью его следующего ребенка стала Клэр Клэрмонт (1798-1879 гг.).
Клэр была незаконнорожденной дочерью женщины, которую отличали высокая эрудиция и широта взглядов.
Немного расскажу о матери и семье Клэр, чтобы она не была для вас просто лицом с портрета.
Мать ее звали Мэри Джейн де Виаль (1768 - 1841 гг.). Это была весьма необычная женщина. Дочь купца, говорящая на нескольких европейских языках, много путешествующая и ведущая независимый образ жизни. Не будучи замужем, она родила двух детей - сперва сына, потом Мэри. Причем, отцы у детей были разные. Незамужняя женщина с детьми в те времена вызывала презрение, поэтому дама взяла себе псевдоним - Клэрмонт, и всем говорила, что это фамилия ее мужа, швейцарского купца, который, к сожалению, умер.
Позже она вышла замуж за жившего по соседству вдовца с детьми - Уильяма Годвина (1756-1836 гг.), который был известным мыслителем и писателем.
Они поженились, когда она была беременна их общим ребенком (который умер), но потом в этом браке родился еще один совместный сын.
Надо сказать, сомнительное, по меркам того времени, прошлое Мэри Джейн совершенно не беспокоило ее супруга. С которым они прожили в счастливом браке 35 лет. Дело в том, что ему нравились именно такие, независимые и смелые женщины, и его первая жена была такой же.
Его первая жена была известной феминисткой. Она тоже родила вне брака ребенка, дочь, от некоего американского авантюриста, а потом у них родилась совместная дочка, после родов которой эта первая жена и умерла. Годвин воспитывал обеих девочек, когда познакомился с Мэри Джейн, и в итоге их брака, в семье было 5 детей:
- Чарльз, незаконнорожденный сын Мэри Джейн, был учителем детей короля,
- Клэр, незаконнорожденная дочь Мэри Джейн, наша героиня,
- Фанни, незаконнорожденная дочь первой жены Годвина, покончила с собой в 1816 году,
- Мэри, дочь Годвина от первого брака, стала женой поэта Перси Шелли, сбежав с ним, потом прославилась как писательница, создав Франкенштейна,
- Уильям - совместный законный сын Мэри Джейн и философа, был писателем, рано умер от холеры.
Семья была передовых взглядов, Мэри Джейн с мужем имели книжный магазин и издательство (дело обанкротилось, но знаменателен род занятий - не колбасой торговали), и все их 5 детей получили прекрасное образование и имели литературные наклонности:
... В нашей семье, если ты не можешь написать роман, который своей оригинальностью ставит все остальные романы с ног на голову, ты презренное существо, не заслуживающее признания... (так говорила Клэр)
Но и широту взглядов с независимыми характерами они тоже унаследовали из своей семьи.
То есть Клэр, к которой мы, наконец, переходим, была из нетипичной семьи, выросла среди оригинальных людей и унаследовала все наклонности своей матери. Она стремилась быть самостоятельной женщиной, что уже было удивительно в те времена.
Появление на горизонте красавца Перси Шелли
Далее я залезу в другую насыщенную событиями историю, но из песни слов не выбросить.
В общем, если коротко, благодаря передовым взглядам, полученным в доме отца, три сестры обратили внимание на женатого красавца, аристократа Перси Шелли. Который славился передовыми радикальными взглядами и придерживался принципов свободной любви. Перси в свое время сбежал с девушкой более низкого социального положения, к ужасу своей семьи, и женился на ней. В их отношениях все было непросто, потому что он все время норовил срулить налево.
И тут он знакомится с дочерьми единомышленника Годвина, после того, как ему написала 15-летняя Мэри.
Они начинают общаться.
Все три сестры влюбились в Перси. И в итоге две (Мэри и Клэр, подростки) сбегают из дома, чтобы быть с ним. Третья к ним просилась - просилась несколько лет (они продолжали общаться), но ее не взяли - и она покончила с собой, когда поняла, что и не возьмут. Перси потом мучался совестью.
Его покинутая жена тоже покончила с собой (опять муки совести - но не разорваться же, если тебя все так любят...). И он женится на Мэри, и там тоже все непросто, но это другая тема.
В общем - мы имеем Шелли, Мэри, и ее сестру Клэр, которая скитается вместе с ними. Все спят со всеми. Полная анархия и раздрай. Все это перемежается депрессиями, рождением никому не нужных младенцев, муками совести и проблемами с деньгами.
Появление на горизонте красавца Байрона и его отношение к Клэр
Далее Клэр обнаруживает Байрона и начинает ему писать. Она буквально забрасывала его письмами. Сперва - спросить совета насчет карьеры, потом - началась страстная девичья любовь. Единственным плюсом всего этого было состоявшееся знакомство Байрона с Шелли.
Байрон в тот период был, так сказать, на пике формы и вообще-то не отказывал ни одной понравившейся девице.
Более того, он их покупал. Да, тогда можно было аристократу с деньгами договориться о свеженькой девице с ее родителями. И это при том, что он и аристократок тоже не обделял своим вниманием. Счет шел на сотни осчастливленных дам, и этот счет был особенной гордостью поэта.
Клэр ему не нравилась. Он считал ее глупой, сразу ничего ей не обещал, и вообще не жаждал сближения. Поэт над ней откровенно издевался, причем, даже принародно, например, мог содрать с нее одежду при людях - но деву ничем было не отогнать. Он ее уже бояться начал - так она ему досаждала своей любовью. Байрон всем потом рассказывал, что она сама к нему лезла, а он просто повел себя как нормальный мужчина. Даже, читается между срок - как джентльмен, уступивший разгоряченной деве из вежливости. Дева действительно была ужасающе напориста.
Рождение дочери
В общем - она забеременела, что было скучно, обременительно, и никому не нужно. А потом родила дочь, которую назвала Альба (1817 - 1822 гг.)
Сама Клэр потом говорила, что отношения с Байроном принесли ей несколько минут удовольствия, и целую жизнь проблем.
Байрона в период рождения дочери рядом уже не было - он жил своей жизнью. Максимально подальше от Клэр, которая всю беременность строчила ему без остановки длинные письма, то объясняясь в любви, то угрожая самоубийством. У поэта уже была аллергия на одно ее имя.
Дочь отправлена к отцу
В общем - девочка родилась, и встал вопрос, что с ней делать дальше. Чтобы вырастить ребенка в те времена тоже нужны были деньги, а откуда деньги у Клэр?
15 месяцев она пробыла с малюткой, а потом решила отдать ее Байрону.
Ну потому что у него денег больше, и вообще - он отец.
Байрон этому повороту совершенно не обрадовался. Более того, его, уже ненависть, к Клэр, которая была как банный лист на мягком месте, перенеслась и на дочь.
В итоге, он согласился заняться ребенком, но с одним условием - Клэр исчезнет навсегда из жизни его и их дочери.
Клэр пообещала.
Байрон забрал дочь, переименовал в Аллегру, дал ей свою фамилию, и начал пристраивать. То в добрые руки, то, в итоге, в монастырь в Италии... Ну а что он мог еще сделать? Это обычная практика в те времена.
Навязчивость и истеричность Клэр
Надо ли говорить, что от Клэр он не отделался.
Она продолжала писать ему тома писем (на которые он не отвечал), где упрекала, что ребенок воспитывается не там и не так, требовала дать ей возможности встретиться с дочерью, истерила... Что вызвало еще большее отвращение у Байрона и к ней, и к Аллегре.
Клэр считала, что итальянские монахини распутные, и все итальянские женщины, которые воспитывались в монастырях, тоже становятся распутными, и ее дочь тоже станет распутной... Особенно любопытно все это слышать от Клэр...)))
Потом она придумала ребенка украсть. Пыталась втянуть в это Шелли. Шелли уклонился...
В общем, такая буйная натура, которая сама спокойно не жила и Байрону, который имел неосторожность с ней связаться, тоже не давала.
Смерть ребенка и поведение Байрона
Проблема решилась сама собой - Аллегра умерла.
Умерла она от какой-то инфекции, которых было полно в те времена, и стоит ли говорить, что Клэр обвинила в смерти дочери Байрона? И возненавидела его до конца своих дней.
Надо сказать, Байрон, который здесь выступает страдающей жертвой, был тем еще отморозком. Репутация у него была скверная. И то, что он не любил дочь, знали все.
Когда Аллегра умерла, Байрон распорядился отправить ее тело в Англию.
Так вот, от него настолько не ждали ничего хорошего, применительно к малышке, что даже прошел слух, будто девочку отправили... в двух посылках. Ну потому что посылками отправить было дешевле, чем возиться с телом.
Но на самом деле, Байрон здесь показал себя как раз, как отец. Он существенно потратился на похороны девочки и дал подробные указания, где и как ее похоронить, чтобы это было печально и красиво (в церкви, в местах, где прошло его детство, и установить мемориальную табличку в память о девочке в месте рядом с этой церковью, где сам Байрон любил сидеть в детстве). На табличке должны были быть слова: Я пойду к ней, но она не вернется ко мне.
В общем, ничего этого сделано не было, потому что Аллегра была незаконнорожденной. Ее просто бросили в общую могилу.
Взгляд Клэр на саму себя и ее последующая жизнь
Самое интересное - это характеристика, которую позже дала себе Клэр, заварившая ненужную кашу в своем самовлюбленном стремлении получить ручного великого поэта в собственное распоряжение.
Однажды, в письме, она написала, что является человеком тихим, полна прекрасных принципов и - вишенка на торте! - она никогда в жизни не испытывала чувств!
То есть все вот это вот вампирическое выше было просто по глупости и упрямству! Зато каков был накал страстей! любовь, ненависть, счастье, страдание. На фоне гениев!
***
А потом все умерли. Шелли, Байрон...
И мир Клэр опустел.
И молодость прошла. И все это кипение страстей закончилось, и больше не было рядом таких великих и порочных людей. Были обычные. Скучные.
Мужчины Клэр больше никогда не интересовали. Она работала гувернанткой (причем, 3 года жила в России), экономкой, компаньонкой, учительницей... Получила хорошие деньги в 1844 году по завещанию, которое сделал Шелли. Лучше поздно, чем никогда.
Она прожила 80 лет, но вся ее остальная жизнь была никакой. Рядом с упоительными приключениями бурной молодости.
Спасибо, что прочитали материал до конца.
Всем здоровья, удачи и благополучия!