Найти тему
Андрей Вильнёв

Журнал «Motor-Sport» – 100 величайших Гран-при (перевод)

Оглавление

Внимание! Я перевёл материал только о гонках, прошедших до 1950 года.

99 место

Большой Приз Триполи 1935 года

12 мая, Меллаха

Жара и пыль Северной Африки могут серьезно повредить шины на этой трассе на скорости 217 км/ч. Компания «Континенталь» привезла по 50 чехлов для трех своих «Мерседесов-Бенц» и двух «Ауто-Унионов». Этого оказалось как раз достаточно.

Несмотря на то, что эта гонка «Формулы-Либре» на 40 кругов неизбежно привлекала огромное количество зрителей, поскольку ее результат определял итог государственной лотереи, борьба за победу всегда шла между пятью «Серебряными стрелами»; грозная и еще более скоростная двухмоторная «Альфа-Ромео-Бимоторе» Тацио Нуволари - скорость 319 км/ч – потребляла еще больше топлива и резины.

Акилле Варци, звезда межсезонья, подписавший контракт с «Ауто-Унионом», лидировал большую часть гонки. В «Мерседесе-Бенц» выбрали стратегию с тремя пит-стопами против двух у своего главного конкурента, но проколы и неполадки в начале гонки нарушили их планы, однако Руди Караччола не сдавался. В течение всего 1934 года он боролся с травмами, но теперь был полон решимости доказать свою физическую форму и подтвердить преимущество над своим напарником по команде итальянцем Луиджи Фаджоли, абсолютным обладателем Большого Приза Монако в апреле.

За пять кругов до финиша Варци, лидировавший в гонке, проколол колесо, когда проносился мимо гаражей. Он не только был вынужден проехать на голом ободе, но и повредил колесо, согнув ступицу при последующей остановке. Караччола унаследовал лидерство и показал самый быстрый круг – 220,2 км/ч – в попытке закрепить свое преимущество.

Однако на свежей резине и на грани изнеможения Варци выследил свою жертву и уже готовился к финишу на последнем круге, когда у него снова случился прокол.

Лучший сезон Караччолы был в самом разгаре.

1. Рудольф Караччола («Мерседес-Бенц»)

2. - Акилле Варци («Ауто-Унион»)

3. Луиджи Фаджиоли («Мерседес-Бенц»)

Время и скорость победителя: 2 ч 38 мин 47,6 сек, 123,028 миль в час (197,994 км/ч)

Поул-позиция: Рене Дрейфус («Альфа-Ромео»), позиция определена жеребьёвкой

98 место

Большой Приз Белграда

3 сентября, парк Калемегдан

Доминирование немецких команд в 1930–х годах – ошеломляющая демонстрация технического мастерства, сочетающаяся с военной эффективностью, - долгое время казалось предвестником чего-то более зловещего. Тучи сгустились. Теперь разразилась буря.

После первого дня тренировок распространился слух, что немецкие войска стянуты к польской границе. Действительно, пятничные тренировки должны были пройти в условиях военного времени. А к воскресенью в конфликт вступили Великобритания и Франция. И всё же гонщикам было приказано продолжать гонку. Опробовали новые разработки, и товарищи по команде попытались показать лучшее время на этой короткой, ухабистой и местами мощеной трассе.

Тацио Нуволари прибыл в субботу утром после утомительного путешествия на поезде. Между тем, по словам тучного руководителя команды «Мерседес-Бенц» Альфреда Нойбауэра, Манфреда фон Браухича, чей дядя Вальтер был главнокомандующим Германией, пришлось снять с самолета, направлявшегося в Швейцарию.

Понятно, что день гонки выдался напряженным. Фон Браухич, который никогда не отличался хладнокровием, вёл машину как одержимый и «выстрелил» камнем, который разбил очки напарника Германа Ланга и порезал ему глаз. Несмотря на сигнал о снижении скорости, он потерял лидерство прямо напротив посольства Франции.

Представитель «Ауто-Униона» Герман Мюллер вышел вперед, но у него не выдержала шина, после чего напарник по команде Нуволари захватил лидерство, которое он удерживал до конца.

Эта бледная гонка, в которой участвовало всего пять машин и которая продолжалась немногим более часа, безрадостно завершила Гомеровскую эпоху. Казалось бы, ее лучший гонщик должен был выиграть, но в данном контексте это мало что значило.

Команда «Мерседес-Бенц» пробиралась домой по пыльным проселочным дорогам, а по возвращении в Штутгарт ее грузовики конфисковали. Теперь гонщики были в состоянии войны.

1. Тацио Нуволари («Ауто-Унион»)

2. Манфред фон Браухич («Мерседес-Бенц»)

3. Герман Мюллер («Ауто-Унион»)

Время и скорость победителя: 1 ч 4 мин 3,8 сек, 81,3 мили/ч (130,8 км/ч)

Поул-позиция: Манфред фон Браухич, 1:14,2, 84,2 мили/ч (135,5 км/ч)

-2

88 место

Гран-при По 1938 года

10 апреля, По

Это элегантная скульптура, «Делаэ 145», и, несомненно, спортивный автомобиль. Это было не совсем то же самое, что тягаться с «Лотосом-49» на MGB, но вы бы не стали возлагать на него особых надежд в сравнении с мощью Германии середины тридцатых годов. За исключением, пожалуй, По…

Предполагалось, что «Альфа-Ромео» окажет сильнейшее сопротивление «Мерседесу», но в итоге она не приняла участия. Машина Тацио Нуволари загорелась во время тренировки из-за того, что из-за изгиба шасси лопнул топливный бак, а машину Луиджи Виллорези отозвали в качестве меры предосторожности.

«Мерседес W154», тем временем, оказался немного громоздким на узких улицах, из-за чего у него отказало сцепление и промаслились свечи зажигания. Германн Ланг в итоге съехал с трассы во время тренировки, хотя его напарник Рудольф Караччола завоевал поул, и «Мерс» в итоге решил сосредоточиться на гонках одной машиной.

Поначалу Караччола вырвался вперед, но Рене Дрейфус на своем более проворном «Делаэ» сумел сохранить преимущество. Это было очевидно, потому что меньший расход топлива у «Делаэ» – он был примерно в два раза экономичнее, чем «Мерс», – означал, что он сможет ехать без остановок. Нехватка мощности немецкого автомобиля также усугублялась тем, что покрытие становилось все более скользким (машины 1930-х годов были подвержены протечкам масла даже в новых моделях), и Караччола не мог направить свои избыточные лошадиные силы на трассу.

Караччола уступил лидерство, заехав на пит-стоп на середине дистанции, и в этот момент его сменил Ланг, потому что из-за запутанности трассы у его товарища по команде обострилась старая травма ноги.

Во второй половине гонки у Ланга возникли новые проблемы со свечами, а «Мерседес» пришлось признать, что даже исправная машина, вероятно, не сильно помогла бы. К концу гонки Дрейфус уехал почти на две минуты.

1. Рене Дрейфус («Делаэ»)

2. Рудольф Караччола/Герман Ланг («Мерседес-Бенц»)

3. Джанфранко Комотти («Делаэ»)

Время и скорость победителя: 3 ч 8 ми 35,783 сек (54,64 мили/ч) (87,93 км/ч)

Поул-позиция: Дрейфус («Делаэ»), 1 мин 48 сек, 57,37 миль/ч (92,33 км/ч)

-3

78 место

Большой Приз Бельгии 1933 года

9 июля, Спа-Франкоршан

Фернандо Алонсо окончательно поссорился с Лукой ди Монтедземоло, подписав тайное соглашение о пилотировании «Руд-Булла», в последний момент внёс изменения в конструкцию своей машины перед первой гонкой - и выиграл с отрывом в три минуты. Звучит причудливо?

Тацио Нуволари – Алонсо 1930-х годов, если хотите, - наконец-то смирился с тем, что Энцо Феррари и команде не хватает мощности после ухода «Альфы-Корсе» из гонок. Итак, после переговоров с братьями Мазерати он создал свою собственную команду с Баконином Бордзаккини, купил «8CM-3000», на котором ранее ездил Раймонд Соммер, и стал гонщиком «Мазерати», помогая на заводе. Главный соперник Луиджи Фаджоли покинул команду, чтобы заменить Нуволари в команде «Скудерия Феррари Альфа Ромео».

В Спа Нуволари сел за руль своей «Мазерати» и с ужасом обнаружил, как прогибается шасси на скоростных бельгийских дорогах. После тренировки он отвез руль на «8CM» на близлежащий завод «Империя» и руководил работой механиков, занятых сваркой.

Вернувшись на трассу, он был отправлен на старт в последнем ряду, но потерял немного времени, когда опустился стартовый флаг. Очевидно, что сварка сыграла свою роль. 40-летний Нуволари шёл на каждом круге в середине гонки на три секунды быстрее остальных, после того как залил топливо и сменил покрышки. Он оставил позади всех, даже великого Акилле Варци.

Интересно, что официально эта гонка является единственной победой «Скудерии Феррари», одержанной на «Мазерати». В качестве компромисса между гонщиком и командой, «8СМ» заявилась под названием «Скачущая лошадь», даже если на ее боках не было знаменитого желтого щита.

1. Тацио Нуволари («Мазерати»)

2. Акилле Варци («Бугатти»)

3. Рене Дрейфус(«Бугатти»)

Время и скорость победителя: 4 ч 9 мин 11 сек, 89,2 миль/ч (143,6 км/ч)

Поул-позиция: Луи Широн («Альфа-Ромео»), стартовая решётка определялась жеребьёвкой

-4

76 место

Большой Приз Германии 1938 года

24 июля, «Нюрбургринг»

«Хайль, Симэн! Хайль, Мерседес!» - гласит невинный заголовок в "Мотор-Спорте". Как поразительно это выглядит сегодня. На первой странице - фотография победоносного Ричарда Симэна, который, нахмурив брови, поднимает руку в небрежном нацистском приветствии...

В контексте 1938 года результат был потрясающим – первая победа британского гонщика в Гран-при за последние 15 лет. В сегодняшних условиях то, что британский аристократ участвует в гонках и побеждает за «Мерседес-Бенц» чуть более чем через год после начала мировой войны, поражает воображение. Симэн стал бы отличным сюжетом для фильма…

В преддверии гонки Тацио Нуволари находился в центре внимания, поскольку это была первая гонка мантуанца за «Ауто-Унион» после его сенсационного ухода из «Альфа-Ромео». Смог бы он победить легендарные «Мерсы» на машине, которую едва знал?

Ответ пришел в конце первого круга: нет. Он сошел с дистанции с помятым задом, но позже взял машину Германа Мюллера и разделил четвертое место.

На первом круге Герман Ланг обошёл Симэна на финишной прямой, за ним последовали плохо себя чувствовавший Руди Караччола и Манфред фон Браухич. На третьем круге Ланг сбавил скорость, промаслив свечи, из-за чего его «W154» откатился в таблице. В конце концов его заменил «Карач», у которого болел живот, но он финишировал вторым.

Фон Браухич уже обогнал Симэна и, по-видимому, был на пути к победе - пока на 16-м круге не произошел печально известный пожар на пит-стопе. «W154» потушили и покрыли пеной, но фон Браухич всё же вернулся на трассу. Позже он вылетел с трассы, находясь на третьем месте, и, таким образом, не смог добраться до финиша.

Симэн остался на трассе, чтобы принести "Мерседесу" победу на домашнем этапе. Репортаж «Motor Sport» за тот период возвращает нас к невероятным моментам в истории: «Когда Симэн победоносно пересёк финишную черту, из динамиков зазвучала песня «Боже, храни короля», - и вся огромная толпа стояла, подняв правые руки в приветствии британскому гонщику. «Deutschland uber Alles» - последовало за его машиной...»

1. Ричард Симэн («Мерседес-Бенц»)

2. Герман Ланг/Рудольф Караччола («Мерседес-Бенц»)

3. Ганс Штук («Ауто-Унион»)

Время и скорость победителя: 3 ч 51 мин 46,1 сек, 83,8 миль в час (134,9 км/ч)

Поул-позиция: Манфред фон Браухич («Мерседес-Бенц»), 9 м 48,4 с, 86,6 миль/ч (139.4 км/ч)

-5

72 место

Большой Приз США 1910 года

12 ноября, Саванна

Красивый и обаятельный, нью-йоркский светский человек Дэвид Брюс-Браун решил потратить свое немалое состояние на автогонки. Победив лучших гонщиков Европы в изнурительной дорожной гонке в Джорджии, он стал первым героем Америки в мире Больших Призов.

«Большой Приз» (“Grand Prize”), как называлась гонка, был организован в срочном порядке, поскольку первоначально его отменили из-за гибели двух механиков и серьезных травм нескольких зрителей на Кубке Вандербилта. Затем в дело вмешался Автомобильный клуб Саванны, подготовивший 27-км шоссейную трассу. Учитывая временные рамки, неудивительно, что европейских участников было всего шесть.

Стартовав в 9 утра с 30-секундным интервалом, Виктор Эмери установил темп на своём «Бенце», опередив Артура Шевроле, но стоило наблюдать именно за великим итальянцем Феличе Наццаро. Но, установив рекорд трассы на седьмом круге, он съехал в кювет и повредил заднюю ось. Напарник по «Фиату» Луис Вагнер вырвался вперед, но тоже вылетел с трассы и врезался в дерево. Он продолжил гонку, но из-за повреждения передней оси сошёл.

Ральф де Пальма был готов к победе, но на предпоследнем круге у него треснул цилиндр, и он выбыл из гонки. Когда шестичасовая отметка приближалась, Эмери пересек финишную черту первым благодаря формату гонки на время, а затем ждал… 15,1-литровый «Бенц» Брюса-Брауна показал лучшее время на тренировках, но он благоразумно решил проехать 668-км гонку в консервативном темпе, заданном заранее.

Пока европейцы создавали хаос, он придерживался своего плана на гонку и прорвался к финишу. У него получилось? Да, всего лишь быстрее на 1,42 секунды. Удивительно.

1. Дэвид Брюс-Браун («Бенц»)

2. Виктор Эмери («Бенц»)

3. Боб Бёрман («Маркетт-Бьюик»)

Время и скорость победителя: 5 ч 53 мин 5,35 сек

Поул-позиция: н. д.

-6

62 место

Большой Приз Германии 1931 года

19 июля, «Нюрбургринг»

Автогонки Гран-При не могли позволить себе быть разборчивыми в трудные финансовые времена, поэтому они «приняли» «Формулу-Либре». В результате чудовищный 7,1-литровый «Мерседес-Бенц SSKL» затмил 2,3-литровую «Бугатти Тайп-51».

Все представленные машины были двухместными, но какие-то были более «спортивными», чем другие.

Тщательное снятие лишнего оборудования и обильное сверление балок шасси не смогли скрыть того факта, что «Мерс» был чем-то вроде автобуса. Его гонщик номер один Руди Караччола усердно тренировался – на трассе и менял шины в гараже – и надеялся на дождь.

Его желание исполнилось, и, несмотря на присутствие целого легиона лучших гонщиков – среди них Луи Широн и Акилле Варци из «Бугатти», Тацио Нуволари из «Альфа-Ромео» и Луиджи Фаджоли из «Мазерати» – немецкий «Мастер дождя» сразу же вырвался вперёд. Минутное преимущество, необходимое ему для смены «Континенталя», было достигнуто всего после пяти из 22 кругов.

Тяжелая «SSKL», безусловно, чувствовала себя лучше в таких условиях – и ей было легче на изношенной резине, – но ни одна из других штутгартских машин не произвела никакого впечатления на своего более легкого и маневренного соперника.

Именно Караччола был тем, кто отличался от других, и именно поэтому «Мерседес-Бенц» снабдили его своим лучшим снаряжением.

Несмотря на то, что трасса начала подсыхать после 14 кругов, только через четыре круга Широн смог подобраться к лидеру Караччоле. В любую погоду «Карач» держал ситуацию под контролем. В плане скорости он мог сравниться с кем угодно до своей аварии в Монако в 1933 году. Только после этого ему пришлось больше полагаться на свое превосходное стратегическое чутьё.

1. Рудольф Караччола («Мерседес-Бенц»)

2. Луи Широн («Бугатти»)

3. Акилле Варци («Бугатти»)

Время и скорость победителя: 4 ч 38 мин 10,0 сек, 67,259 миль/ч (108,243 км/ч)

Поул-позиция: Манфред фон Браухич («Мерседес-Бенц»), стартовая решётка определена жеребьёвкой

60 место

Гран-При Марселя 1932 года

25 сентября, Мирамас

К 1932 году Тацио Нуволари был признан лучшим гонщиком Италии, и в том году он выиграл шесть Гран-при за «Альфа-Ромео». Но в Марселе у «великого коротышки» случилась редкая ошибка в суждении.

Примерно в середине гонки, полагая, что его преимущество неоспоримо, Нуволари заехал в гараж. Это была неспешная остановка, его механики доливали топливо, меняли свечи зажигания и шины, пока он пил. Ни для кого из них не было секретом, что «Альфа» Раймона Соммера, на которой он ездил как частник, не отставала. Француз сделал себе имя ранее в том же году, проведя за рулем 20 часов на пути к победе в Ле-Мане, но в своей молодой карьере ему еще не доводилось выигрывать Большие Призы.

После трех минут, проведенных в гараже, Нуволари снова тронулся с места, а Соммер быстро остановился прямо перед ним. Всё ещё думая, что гонка почти закончена и что он впереди на один круг, Нуволари наблюдал, как Соммер набирает скорость и уходит на дистанцию, выигрывая по пять секунд с каждым кругом, но находясь в том же круге. Итальянец некоторое время игнорировал сигналы из гаража, а затем остановился, чтобы выяснить, «в чем причина всех неприятностей».

Вырвавшись из гаражей, теперь полностью осознавая свою ситуацию, он установил рекордный темп в своей гонке преследования, но шины не выдержали, и прокол лишил его шансов на победу.

Ги Молл, управлявший старой «Бугатти» в своей первой гонке на «материке», занял третье место на фоне всего этого ажиотажа; темп дуэта «Альфы» был таким, что он отстал на четыре круга.

1. Раймон Соммер («Альфа Ромео»)

2. Тацио Нуволари («Альфа Ромео»)

3. Ги Молл («Бугатти»)

Время и скорость победителя: 2 ч 17 мин 58,4 сек, 109,750 миль в час (176,626 км/ч)

Поул-позиция: Молл («Бугатти»), определена жеребьёвкой

-8

56 место

Кубок Чиано, 1936 год

2 августа, Ливорно

В начале 1936 года битва «Серебряных стрел», казалось, пошла в пользу «Ауто-Униону»: неопытный, но впечатляющий Бернд Роземайер выиграл чемпионат Европы и множество гонок в промежутке.

Количество участников начало сокращаться, поскольку «Мерседес» отозвал свои заявки, но «Альфа-Ромео» по-прежнему оставалась в силе, а Нуволари лидировал.

Впервые Кубок Чиано провели в Ливорно в 1936 году, и Нуволари находился в середине первого ряда, между «Ауто-Унионами» Варци и Роземейера. На старте две немецкие машины вырвались вперед, а третья машина Штука следовала за ними; у Нуволари сломалась задняя ось, и он в ярости вернулся в гараж.

Маленький итальянец носился по гаражам «Скудерии Феррари», требуя замены машины, угрожая покинуть команду, если ее не предоставят. После трех кругов Карло Пинтакуда вызвали на замену, и Нуволари с рёвом вылетел из гаража на менее мощной машине своего напарника, чтобы начать одну из своих лучших погонь.

Роземайер сошел после шести кругов, очевидно, он так нервничал из-за межконтинентального перелета своей молодой жены, что не мог сосредоточиться. По мере того как гонщики менялись местами, а машины выходили из строя, Нуволари доводил свою «Альфу» до предела, сначала отыграв круг отставания, а затем переместившись на второе место позади главного соперника - Варци.

Когда тормоза Варци начали вянуть, Нуволари вышел вперёд и начал давить. К концу гонки первые три места были у «Феррари-Альфа», а Штук на единственном «Ауто-Унионе» в трёх минутах позади после прыжка в автомобиль Роземайера. Легенда Нуволари была основана на таких гонках, как эта.

1. Тацио Нуволари («Альфа-Ромео»)

2. Антонио Бривио («Альфа-Ромео»)

3. Рене Дрейфус («Альфа-Ромео»)

Время и скорость победителя: 1 ч 44 мин 40 сек, 74,81 мили в час (120,4 км/ч)

Поул-позиция: Акилле Варци («Ауто-Унион»), 3 минуты 22 секунды

-9

52 место

Большой Приз Донингтона 1937 года

2 октября, Донингтон-Парк

Современные гонки по-прежнему способны преподносить сюрпризы, и новаторские разработки, такие как «Дельта-крыло», по-прежнему находят своё применение. Но не хватает потрясения от того, что нечто по-настоящему чудовищное впервые выходит на трассу.

В 1937 году именно это зрелище встречало британских болельщиков в мирной сельской местности Лестершира.

Мощные и загадочные автомобили, управляемые энергичными гонщиками-героями, в течение нескольких лет мчались по континенту, но после тренировок в их первой поездке к британским берегам не осталось сомнений в их превосходстве. Четыре «Мерседеса» и три «Ауто-Униона» заняли первые два ряда на стартовой решетке. Лучший из немецкой команды, Манфред фон Браухич, был более чем на 14 секунд быстрее лучшего из остальных, принца Биры на своей «Мазерати».

Когда гонка началась, Ланг вырвался вперед, за ним следовали Караччола, фон Браухич, Симэн, Роземайер, Мюллер и Хассе. Семь серебристых машин упорно сражались, Роземайер обошёл Симэна, который вылетел после столкновения с Хассе. Фон Браухич возглавил гонку, когда у Ланга начались проблемы с управлением. Он заехал в гараж, и механики обнаружили сломанный передний амортизатор, из-за чего он выбыл из гонки. Вскоре после этого аналогичная проблема возникла и у Симэна, его машина была повреждена в результате столкновения.

После первых пит-стопов гонка успокоилась, но шедшие впереди фон Браухич из «Мерседеса» и Роземайер из «Ауто-Униона» боролись изо всех сил, выходя боком из каждого поворота и отрываясь от преследователей. Когда лидер снова заехал в гараж, он был на 26 секунд впереди, но Роземайер продолжил гонку в бешеном темпе, отчаянно пытаясь увеличить отрыв перед своей второй остановкой.

С таким же успехом он мог бы и не беспокоиться – вскоре после остановки у Фон Браухича лопнула шина на скорости более 160 км/ч. Ему удалось осадить своенравный «Мерс» и вернуться в гараж, но гонка была в кармане Роземайера. К сожалению, она стала для него последней: юный вундеркинд вскоре погиб на автобане во время попытки установить рекорд скорости.

Пять немецких автомобилей финишировали, заняв первые пять мест. Единственным классифицированным финишером не из их компании был принц Бира, хотя и отстал на два круга. Англичане с их «ЭРАми» были в другом классе - Эрл Хоу, Рэймонд Мэйс и Артур Добсон внезапно были низведены до статуса аутсайдеров.

Автоспорт существует в виде пузыря, но в контексте истории эту гонку можно рассматривать как мрачное предзнаменование событий, которые произойдут двумя годами позже. В репортажах того времени восторженно отзывались о выступлениях команд «Мерседес» и «Ауто-Унион», их организации и эффективности, что очень хорошо отражалось на Гитлеровской Германии – как и предполагалось.

Но в те безобидные довоенные времена всё, что знали болельщики, - это то, что они увидели первоклассное шоу, а в 1938 году зрителей было ещё больше.

1. Бернд Роземейер («Ауто-Унион»)

2. Манфред фон Браухич («Мерседес-Бенц»)

3. Рудольф Караччола («Мерседес-Бенц»)

Время и скорость победителя: 3 ч 1 мин 2,5 сек, 82,9 мили/ч (133,4 км/ч)

Поул-позиция: фон Браухич («Мерседес-Бенц»), 2 мин 10,4 сек.

49 место

«АФУСРЕННЕН»-1937

30 мая, Берлин

Это не Большой Приз как таковой, но величие участников таково, что он считается во всём, исключая названия. Ханс Штук отсутствовал – он участвовал в Большом Призе Рио-де-Жанейро в следующие выходные, - но присутствовали другие основные гонщики «Ауто-Униона», а также представители «Мерседеса».

В то время «АФУС» был признан самой быстрой трассой в мире, а Луиджи Фаджоли в 1935 году выиграл соответствующий заезд на «Мерседесе» со средней скоростью 238,7 км/ч. С тех пор трассу улучшили, на ней появился новый «Северный поворот» с крутым виражом, который сделал ее потенциально еще более быстрой, и это отразилось на многогранном подходе заводских команд.

«Ауто-Унион» привезли с собой два модернизированных автомобиля для скоростных рекордов для Бернда Роземайера и Луиджи Фаджоли, а также пару стандартных автомобилей «Type C» для Эрнста фон Делиуса и Рудольфа Хассе. У «Мерседеса» была новая обтекаемая модель для Рудольфа Караччолы, в то время как у Манфреда фон Браухича и Гоффредо Зехендера были «W25» с двигателем V12, причем у первого был обтекаемый кузов. У Германа Ланга был удлиненный автомобиль для рекордов 1936 года «W25» с восьмицилиндровым двигателем, а Дик Симэн выступал на обычной машине «W125 Гран-При», которая была медленнее на длинных прямых «АФУСа», но с меньшей вероятностью перегревала шины.

Потенциальная грубость аэродинамики того времени продемонстрировала себя во время тренировки, когда Ланг, ехавший с закрытыми колесами, обнаружил, что его передние колеса поднимаются на скорости более 320 км/ч на прямой. Он взял машину под контроль и попросил «Мерседес» снять колпаки с колес. Роземайер проехал самый быстрый тренировочный круг во время неофициальной сессии – 4 минуты 4,2 секунды, 284,4 км/ч (подумайте об этом, когда идея повседневной езды на автомобиле приравнивалась к «Остин-7»), но Фаджоли был быстрее, когда это было важно.

Гонщиков разделили на два заезда по шесть машин, и в первом из них заводские пилоты действовали довольно осторожно, чтобы поберечь шины и обеспечить гонку без остановок. В итоге Роземайер и Караччола устроили замечательное соревнование за счёт слип-стрима, бок о бок преодолев «Северный поворот» на последнем круге, прежде чем Караччола пересек финишную черту на семь десятых быстрее.

Второй заезд прошел не так удачно, сказался более быстрый стартовый темп, поскольку у Фаджоли отказала трансмиссия, а Ланг задержался из-за лопнувшей шины. Тем не менее, он вернулся на трассу и финишировал третьим позади фон Браухича и Хассе.

Планировавший остановиться однажды Караччола вылетел в начале финала, но фон Браухич стал первой жертвой: из-за высокой температуры расплавился припой на маслопроводе.

Его машина работала только на 13 цилиндрах (как и в конце первого заезда), и Роземайер шёл сначала он был вторым, но затем ему пришлось досрочно остановиться для замены шин и уступить Лангу. Симэн опережал последнего, компенсируя своё отставание на прямой более быстрым прохождением поворотов, но это также сказалось на его шинах. На третьем круге лидер сошел с дистанции, потерпев такую же неудачу, как и фон Браухич. К счастью, у Ланга была коробка передач новой модели, без пайки. В итоге он обошёл фон Делиуса и Хассе, показав среднюю скорость 261,67 км/ч, и сделал эту гонку самой быстрой за всю историю. В первом заезде Роземайер проехал самый быстрый круг за 4 минуты 11,2 секунды, или 276,45 км/ч.

Только в 1968 году, когда Джо Леонард завоевал поул, гонщик прошел квалификацию на скорости более 273 км/ч перед гонкой «Индианаполис-500»...

1. Герман Ланг («Мерседес»)

2. Эрнст фон Делиус («Ауто-Унион»)

3. Рудольф Хассе («Ауто-Унион»)

Время и скорость победителя: 35 м 30,2 сек, 162,594 мили/ч (261,67 км/ч)

Поул-позиция: Рудольф Караччола («Мерседес-Бенц»), определилась по результатам заезда

42 место

Большой Приз Монако 1937 года

8 августа, Монте-Карло

Непослушание воспринимается как относительно новое явление в автоспорте, но это чепуха. Приказы команд всегда играли свою роль. В 1937 году Манфред фон Браухич решил их игнорировать.

В заявке на участие в Большом Призе Монако не было нескольких ключевых имен, поскольку Герман Ланг был не здоров, а Дик Симэн восстанавливался после травм, полученных на «Нюрбургринге». Тацио Нуволари, тем временем, был занят испытания «Альфа-Ромео» в Монце.

Тем не менее, ситуация по-прежнему оставалась благоприятной: Рудольф Караччола поначалу лидировал перед напарником фон Браухичем по команде «Мерседес», а за ними следовали «Ауто-Унионы» Бернда Роземайера и Ханса Штука. Дуэт «Мерседесов» постепенно отрывался, но затем Роземайер сократил отрыв и почти догнал фон Браухича, когда отказ рулевого управления выбросил его с трассы. В его отсутствие гонщики «Мерседеса» продолжали задавать бешеный темп, пока Караччола не столкнулся с серьезной осечкой незадолго до середины дистанции. Ремонт занял более трех минут, и фон Браухич оказался на чистой трассе.

Новый лидер совершил то, что должно было стать обычной остановкой на 68-м из 100 кругов... но передние тормоза заклинило, и он потерял достаточно времени, чтобы подпустить стремительно мчащегося вперёд Караччолу, который отыгрался до второго места. Пара продолжила с того места, на котором остановилась ранее... и руководитель команды Альфред Нойбауэр просигналил фон Браухичу, что тот должен уступить, но тот отклонил это. Он сопротивлялся до 80-го круга... и то только потому, что знал, что Караччола испортил себе шины, и ему придется снова заезжать на пит-стоп. Он это сделал – и прототип Себастьяна Феттеля первым увидел флаг.

1. Манфред фон Браухич («Мерседес-Бенц»)

2. Рудольф Караччола («Мерседес-Бенц»)

3. Кристиан Кауц («Мерседес-Бенц»)

Время и скорость победителя: 3 ч 07 мин 23,9 сек, 63,27 миль/ч (101,823 км/ч)

Поул-позиция: Караччола («Мерседес-Бенц»), 1 мин 47,5 сек, 66,168 миль/ч (106,487 км/ч)

-12

29 место

Гран-При Франции 1934 года

1 июля, Монлери

«Альфа-Ромео» «Скудерии Феррари» одержали победу, пока немцы готовились к бою: 1-2-е места в Монако и на «Тарга Флорио», плюс 1-2-3-4-е места в Алессандрии, 1-2-3 в Триполи и победа в Марокко, где Ги Молл, Луи Широн и Акилле Варци разделили трофеи.

Они даже финишировали первыми-вторыми – Молл из Варци – на «Афусреннене» (27 мая) в дебютном присутствии «Ауто-Униона», хотя радикальное заднемоторное устройство Ханса Штука исчезло за горизонтом еще до того, как сломалось сцепление.

«Мерседес-Бенц» прибыли позже, 3 июня, на «Айфельреннен» на «Нюрбургринге», и быстро прервали успешную гонку «Альф», благодаря Манфреду фон Браухичу; Штук был вторым. Но то была родная земля. Гран-при Франции стал бы более надежной проверкой готовности «Серебряных стрел».

Несмотря на то, что они были быстрыми на тренировке, в пылу гонки их оказалось недостаточно. Все три «Ауто-Униона» – один даже не стартовал – и все три «Мерса» не смогли финишировать, сойдя с дистанции из-за целого ряда неисправностей, свидетельствующих о новизне этих сложных автомобилей: неисправное рулевое управление, разрушающийся нагнетатель, отказавшие тормоза - ходили споры, было ли это вызвано действиями Луиджи Фаджоли., а не наоборот – и перебои с подачей топлива. Только одна «Серебряная стрела», Штука, преодолела половину дистанции, но к этому времени она уже не участвовала в борьбе из-за длительного пит-стопа, вызванного проблемой, которая в конечном итоге привела к ее остановке: слабеющим водяным насосом.

Таким образом, «Альфа-Ромео» снова заняла 1-2-3 места. Однако, в защиту победителя Широн, стильный монегаск, сравнялся с немецкими машинами с того момента, как разогнался и вырвался вперед с третьего ряда; только Штук опережал его. Но прошло совсем немного времени, прежде чем «Серебряные стрелы» скрестили опыт с экспериментами, и «Альфа», модель, которой уже было три года, стала приведена в соответствие со своим возрастом.

1. Луи Широн («Альфа-Ромео»)

2. Акилле Варци («Альфа-Ромео»)

3. Феличе Тросси/Ги Молл («Альфа-Ромео»)

Время и скорость победителя: 3 ч 39 мин 14,0 сек, 84,978 миль/ч (136,759 км/ч)

Поул-позиция: Ханс Штук* («Ауто-Унион»), стартовая решётка жеребьёвкой

* Штук не занял поул-позиции.

Он стартовал с середины опустевшего переднего ряда, взяв машину товарища по команде Аугуста Момбергера. Последний пересел на шасси Германа цу Ляйнингена и стартовал со второго ряда.

-13

25 место

«Айфельреннен»-1936

14 июня, «Нюрбургринг»

Прошло 12 месяцев с тех пор, как Руди Караччола пригрозил пальцем, признанный ас, считавший, что его молодой соперник не в себе: если бы не пропущенная передача на финишной прямой, Бернд Роземайер выиграл бы «Айфельреннен» 1935 года...

Караччола был прав в том, что первый сезон Роземайера окажется удачным. Несмотря на то, что Бернд завершил его победой в Брно, Чехословакии, ему еще многому предстояло научиться. В чём Караччола допустил ошибку – и как он мог об этом догадаться? – так это в том, что Роземайер был гением: естественным, идеально подходящим для «неестественного» автомобиля. Это он продемонстрировал на «Нюрбургринге», окутанном опасным покровом тумана.

Караччола и Тацио Нуволари, два лучших гонщика того времени, лидировали на первом, мокром, этапе до 10-го круга, а Роземайер, который пережил трудное начало сезона, продолжал следить: «Мерседес-Бенц», «Альфа-Ромео», «Ауто-Унион».

Вскоре Караччола сошел с дистанции, а Нуволари возглавил гонку. Мощность «Альфы» была на 60 л.с. меньше, чем у преследующего «Ауто-Униона», но управляемость у нее была лучше – за рулем была суперзвезда, которая в прошлом сезоне одержала сенсационную победу на Большом Призе Германии на той же трассе.

Поэтому тем более удивительно, что Роземайер, по-видимому, не обращая внимания на ухудшающуюся видимость – местами до 20 метров, - вырвался вперёд и скрылся во мраке. Он проходил круги на полминуты быстрее своего соперника, выиграв более двух минут. 300-тысячная толпа едва могла поверить своим глазам. Роземайер безоговорочно верил в себя.

1. Бернд Роземайер («Ауто-Унион»)

2. Тацио Нуволари («Альфа-Ромео»)

3. Антонио Бривио («Альфа-Ромео»)

Время и скорость победителя: 1 ч 56 мин 41,2 сек, 72,879 миль/ч (117,287 км/ч)

Поул-позиция: Нуволари, стартовая решётка определена жеребьёвкой

-14

23 место

Гран-При Франции 1906 года

26-27 июня, Ле-Ман

Это не первая автогонка с приставкой «Гран-При» – в феврале 1901 года это была По, - но первое международное соревнование с таким названием. Гонка завершилась победой «Рено» – результатом продуманной стратегии, оптимизированного шасси, преимуществом в шинах и более быстрых пит-стопов.

С тех пор, конечно, многое изменилось. Гонка проходила в течение двух дней – во вторник и среду – и охватила 1237 км. Длина трассы составляла 10318 км, а короткие участки были деревянными. А у автомобиля-победителя был 13-литровый двигатель - далеко не самый мощный среди всех.

Созданный в обход ограничительного правила «Трофея Гордона-Беннета» о трех автомобилях для каждой страны, Гран-При собрал 34 участника, 32 из которых стартовали. Девять французских марок, у семи из которых было по три автомобиля, столкнулись с редким, но жестким сопротивлением со стороны Италии («Фиат» и «Итала») и Германии («Мерседес»).

Пол Барас на «Ричард-Бразьере» показал самый быстрый круг – 118,087 км в час со старта с места – и лидировал первые два круга, а Ференц Сис из «Рено» после этого контролировал ход гонки.

Родившийся в Венгрии, но живший недалеко от Парижа (его настоящая фамилия была изменена на Франсуа из-за того, что французская общественность стремилась усыновить его), Сис водил машину с любовью к механике, что соответствовало его инженерному образованию. Он также воспользовался съемными колесными дисками «Мишлен». По мере того как температура повышалась, а состояние трассы ухудшалось, проколы становились обычным делом. Сис и его механик Марто не смогли этого избежать, но благодаря системе быстрой замены - четыре минуты на каждое! – они потеряли меньше времени.

Съёмный обод был тяжелее обычного колеса, что запрещало многим командам использовать его, чтобы не превысить лимит в 1000 кг. «Рено», «Фиат» и «Климан-Баяр» смогли использовать его благодаря лучшей подготовке и вниманию к деталям. По итогам шести кругов первого дня Сис лидировал с отрывом более, чем на 26 минут – преимущество, которое он увеличил еще на шесть после вторых шести кругов.

Однако, произошла существенная смена позиций. Феличе Наццаро из «Фиата» обогнал Альбера Клемана на 10-м круге, вышел на второе место и оторвался от него на 3 минуты 20 секунд. Последний пошел против совета своего отца, владельца команды, и отказался от съемных колесных дисков - решение, которое стоило ему победы.

1. Ференц Сис («Рено»)

2. Феличе Наццаро («Фиат»)

3. Альбер Клеман («Клеман-Баяр»)

Время и скорость победителя: 12 ч 14 мин 7,0 сек, 62,88 миль/ч (101,2 км/ч)

Поул-позиция: Фернан Габриэль («Лоррейн-Дитрих»), машины стартовали раздельно с интервалом в 90 секунд

18 место

Гран-при Франции 1924 года

3 августа, Лион

Это означало ранний старт на восточной окраине центральной Франции, но награда оправдала усилия. Местная газета сообщила о рекордном скоплении людей: более 100 000 человек вышли на трассу протяженностью 23,14 км, которую газета «Бруклендс-Газетт» назвала «сравнительно короткой» …

Поскольку машины должны были собраться в 8:30 утра, за полчаса до старта, стало необходимым сумеречное вторжение.

Так квалификация с замером времени еще не была придумана, Генри Сегрейв выиграл для «Санбима» поул в жеребьёвке перед гонкой и опережал сильную группу из 20 автомобилей, представляющих Францию («Бугатти», «Деляж», «Роллан-Пилен»), Италию («Фиат», «Альфа-Ромео»), Великобританию («Санбим») и Америку («Миллер»): синий против красного, зеленый против белого.

Сегрейв сохранил своё преимущество после первого круга, пройдя его за 12 минут 22 секунды, но вскоре уступил Пьетро Бордино («Фиат»), Антонио Аскари («Альфа-Ромео») и напарнику по команде «Санбим» Кенелму Ли Гиннессу. Аскари вырвался вперёд, когда Бордино сделал остановку для ремонта тормозов, замены шин и проверки поворота руля, и, похоже, по большей части был в выигрышном положении в соревновании.

До финиша оставалось два круга, он с напарником по «Альфе» Джузеппе Кампари шёл впереди на минуту с небольшим от Альбера Диво на «Деляже»... но затем проблема со свечой вынудила его совершить пит-стоп, после которого он не смог вернуться на трассу. Таким образом, Кампари смог закрепить победу Италии перед дуэтом «Деляж» - Диво и Робером Бенуа, Луи Вагнером («Альфа P2») и Сегрейвом, а Ли Гиннесс выбыл из-за проблем с двигателем.

Гонка длилась немногим более семи часов и прошла без серьезных происшествий, и, вопреки прогнозам, к её концу более половины стартовавших еще продолжали ехать – триумф как по силе, так и по глубине.

1. Джузеппе Кампари («Альфа-Ромео»)

2. Альбер Диво («Деляж»)

3. Робер Бенуа («Деляж»)

Время и скорость победителя: 7 ч 5 мин 34,8 сек, 70,957 миль/ч (114,194 км/ч)

Поул-позиция: Генри Сегрейв («Санбим»), жеребьёвка

17 место

Гран-При Франции 1908 года

7 июля, Дьепп

Что бы подумал Жак Лаффит? Француз появился в пижаме перед Гран-при Далласа 1984 года в знак протеста против воскресной разминки, которая начиналась в 7 утра. Несколькими поколениями ранее его предки были готовы к гонке в 6 утра…

Дьепп во второй раз принимал Гран-при Франции, и в этом году были введены новые правила, ограничения по топливу были сняты, а минимальный вес увеличен до 1100 кг. Предполагалось, что более тяжелые автомобили будут более прочными и безопасными… хотя, как оказалось, они не так хорошо останавливались. На «Ютьюбе» есть демонстрация того, как справляться с недостатками того времени, в коротком, очаровательном эпизоде, взятом из документального фильма «Shell VHS».

48 машин стартовали с интервалом в одну минуту, и Дарио Реста («Остин») получил право лидировать. На принимающую страну возлагались большие надежды, поскольку здесь были представлены «Рено», «Клеман-Баяр», «Панар-Левассор», «Морс» и другие, но присутствовали и большинство крупных производителей, в том числе «Итала» и «Фиат» из Италии, «Бенц», «Опель» и «Мерседес» из Германии, «Остин» из Англии и «Томас» из Америки.

Последний автомобиль «Панар-Левассор» оснащался 12,5-литровым двигателем и развивал заявленную максимальную скорость 160 км/ч, но частая замена шин не позволяла ему конкурировать с немцами. Лидер Кристиан Лаутеншлагер был одним из многих, кто ехал широко и врезался в хлипкое ограждение на обочине, но у него было достаточно времени, чтобы вернуть свой «Мерседес», включить двигатель и снова стартовать, чтобы выиграть с преимуществом более восьми минут. Гонщики «Бенца» Виктор Эмери и Рене Анрио завершили гонку без потерь для немецких производителей, а «Клеман-Баяр» Виктора Ригала, занявший четвертое место, стал лучшим из французской команды, отстав более чем на полчаса.

1. Кристиан Лаутеншлагер («Мерседес»)

2. Виктор Эмери («Бенц»)

3. Рене Анрио («Бенц»)

Время и скорость победителя: 6 ч 55 мин 43,8 сек, 69,045 миль/ч (111,117 км/ч)

Поул-позиция: н.д.

-17

15 место

Гран-При Франции 1914 года

2 июля, Реймс

У напряжённости были более глубокие корни, чем просто автогонки, когда команды и гонщики собрались в Реймсе в июле 1914 года. Немногим более месяца спустя мир был охвачен войной.

В параллельной вселенной 37 автомобилей, представляющих 14 производителей, приняли участие в финальной гонке великой эпохи, в которой на первый план вышли «Мерседесы» и «Пежо». «Пежо» экспериментировали с аэродинамикой – при содействии уважаемого создателя башен Густава Эйфеля – и подготовила четыре обтекаемых автомобиля для своей домашней гонки. «Мерседес» привезли пять автомобилей, но, в отличие от «Пежо», тормоза у них были только на задние колёса. Гонщики стартовали по двое, с интервалом в полминуты, и сражались со временем, а не колесо к колесу.

Национальный герой Жорж Буайо стартовал пятым, но его «Пежо» был первым в конце стартового круга. Восторг публики был развеян только новостью о том, что соперник из «Мерседеса» Макс Зайлер опередил гонщика по скорректированному времени – и будет опережать до тех пор, пока у него не заглохнет двигатель на шестом круге из 20. Это оставило Буайо в одиночестве против оставшегося в живых квартета «Мерседесов», и, несмотря на большее количество остановок для смены шин, он сохранил небольшое преимущество. Однако, как бы сильно он ни давил, «Мерседесы» всегда были начеку. Однако только на 18-м круге Буайо уступил, и Кристиан Лаутеншлагер вырвался вперёд, в том время, как «Пежо» начал разваливаться на части: у него отказали тормоза и происходили пропуски зажигания. На последнем круге у него закончились все ресурсы, и Лаутеншлагер вывел «Мерседес» к первым трём местам.

Это была лучшая гонка Буайо, и при этом последняя. Он умер 19 мая 1916 года, вскоре после того, как его истребитель был сбит.

1. Кристиан Лаутеншлагер («Мерседес»)

2. Луис Вагнер («Мерседес»)

3. Отто Зальцер («Мерседес»)

Время и скорость победителя: 7 ч 8 мин 18,4 сек, 65,504 миль/ч (105,418 км/ч)

Поул-позиция: н.д.

11 место

Большой Приз Монако 1933 года

23 апреля, Монте-Карло

Пятый Большой Приз Монако станет знаковым событием, поскольку стартовая решётка будет определяться временем на тренировках, а не жеребьёвкой - идея позаимствована у Америки. Спустя восемьдесят лет она доказала свою долговечность.

Впервые в 1933 году все крупные команды приняли участие в одном и том же соревновании, хотя одно громкое имя потерялось ещё до старта, когда Рудольф Караччола разбил свою «Альфа-Ромео» после того, как отказали тормоза, вынудив его обогнуть поворот «Табак» на слишком высокой скорости. Немец получил травму бедра, из-за которой выбыл из строя более чем на год.

Акилле Варци стал первым гонщиком, завоевавшим поул в квалификации Гран-При, и он принял участие в великолепной дуэли с Тацио Нуволари на «Скудерии Феррари Альфа Монца».

Казалось, что победа была близка: после 20 кругов Варци опережал Нуволари, Баконина Борцаккини, Марселя Леу и Филиппа Итанслена – и всего пять секунд разделяло группу. Вскоре Леу выбыл из-за проблем с трансмиссией, а Нуволари потерял время из-за разворота, но быстро отыгрался, и борьба превратилась в двойную дуэль.

Гонка продолжалась 100 кругов – и, что примечательно, после 99-го исход оставался под вопросом. Однако на последнем подъеме к «Массне» двое лидеров немного перестарались с двигателями: «Альфа» выдохлась, и Варци оторвался на пару минут от напарника Нуволари по команде Борцаккини.

Популярна мантра о том, что на извилистой трассе Монако обгон невозможен, но это ещё предстояло доказать: в 1933 году Нуволари лидировал на протяжении 56 кругов, а Варци - 44. Они менялись местами 21 раз.

1. Акилле Варци («Бугатти»)

2. Баконин Борцаккини («Альфа-Ромео»

3. Рене Дрейфус («Бугатти»)

Время и скорость победителя: 3 ч 27 ми 49,4 сек, 57,048 миль/ч (91,81 км/ч)

Поул-позиция: Варци («Бугатти»), 2 мин 02,0 сек, 58,310 миль/ч (93,841 км/ч)

-19

2 место

Большой Приз Германии 1935 года

28 июля, «Нюрбургринг»

Ничто не остаётся на волю случая. «Мерседес-Бенц» представили пять машин – на одну больше, чем «Ауто-Унион» – а привёз на трассу восемь. Лидер команды Руди Караччола добился успеха благодаря победам на французском и бельгийском Больших Призах. И он выиграл «Айфельреннен» на «Ринге».

Его поддерживали Манфред фон Браухич, победитель «Айфельреннена» 1934 года, итальянец Луиджи Фаджоли и два многообещающих немца: Ханнс Гайер и бывший главный механик Фаджиоли Герман Ланг.

«Ауто-Унион» увеличили объем двигателя V16 до 5,6 литра и собрали самый сильный состав за всю свою историю: Ханс Штук, победитель Большого Приза Германии 1934 года, новичок команды Акилле Варци и беззаботный, но блестящий дебютант Бернд Роземайер, который сильно разозлил Караччолу своим дерзким вызовом на «Айфельреннене».

Что должен был подумать Тацио Нуволари? Его «Альфа-Ромео Tipo B» теперь оснащалась 3,2-литровым двигателем (в некоторых современных отчетах он ошибочно считался 3,8-л) и независимой передней подвеской, но на самом деле эта некогда великолепная конструкция превратилась в скрипучий пережиток, уступающий немецким конкурентам примерно на 100 л. с. и 40 км/ч.

Нуволари было 42 года, он был ещё жилист, но на висках у него появилась седина. В межсезонье он пытался присоединиться к «Ауто-Униону», но давний соперник Варци опередил его. Небольшие победы в По, Бергамо, Бьелле и Турине в отсутствие немцев были сущими пустяками. И хотя его старт с первого ряда и быстрейший круг на Гран-при Франции свидетельствовали о том, что он по-прежнему остается сильным гонщиком, ранний сход с дистанции показал, что его машина была перегружена.

Так что на «Ринге» ему было легче. Получив место в первом ряду, он закончил первый круг на втором месте. Трасса была влажной из-за ночного дождя и покрыта толстым слоем резины после продолжительной засухи, и Караччола, мастер в таких условиях, задал быстрый темп. Нуволари был рад позволить ему это сделать и был доволен тем, что на втором круге его обогнали Роземайер, Фаджоли, Луи Широн, его партнер по команде «Скудерия Феррари», а также и фон Браухич.

Темп был бешеным, и Роземайер стал его первой жертвой, когда стукнулся в повороте и свернул в гараж за новыми шинами. К этому времени Нуволари был единственным оставшимся гонщиком «Альфы», который был на ходу. На восьмом круге он был четвертым, на девятом - вторым, на 10-м и 11-м кругах он лидировал, таща за собой Роземайера, шедшего на новых шинах.

Этот рывок был вызван тем, что Нуволари знал, что его пит-стоп будет медленнее, чем у соперников. Однако не настолько. Ручка на его заправочном оборудовании сломалась, и его бак пришлось наполнять с помощью бидона, в то время как великий человек, размахивая молотком для колеса, ругал своих механиков и взволнованно переминался с ноги на ногу.

В отличие от показательных 2 минут 14 секунд у Нуволари, фон Браухич был там всего через 47 секунд. Из-за проблем с шинами на ранних этапах, вызванных сыростью, он рассчитывал на одну остановку, а не на две, и после 12-го круга Фаджоли уехал на пит-стоп.

К этому времени Нуволари снова был вторым, отыграв четыре позиции за один круг. Ему помогли длительная остановка Фадиоли, треснувший топливопровод Роземейера и, хм, ленточный червь Караччолы, из-за которого он чувствовал себя не в своей тарелке. Однако, нельзя было отрицать, что оживленный Нуволари был вдохновлён, подгоняя свою машину, как лошадь.

В ответ фон Браухич установил рекорд круга и был бы доволен преимуществом в 1 минуту 27 секунд за семь оставшихся кругов, если бы не тот факт, что за ним гнался Нуволари, сам дьявол во плоти. Грозный итальянец неумолимо сокращал отставание: 1 минута 17 секунд - 1 минута 3 секунды - 47 секунд - 43 секунды. «Мерседес-Бенц» показывали табличку «медленнее!», но фон Браухич продолжал нажимать, пока не стало слишком поздно для быстрой заправки. «Невезучая птица» положилась на удачу – и лидировала с преимуществом 35 секунд.

Оба вышли на последний круг, когда в повороте «Карусель» лопнула задняя шина. Нуволари пронесся мимо к победе, и огромная толпа на мгновение остолбенела, прежде чем отдать ему должное. Маленький итальянец, утонувший в огромном венке, предназначенном для героя Германии, вручил смущенным организаторам запись национального гимна своей страны, которую он носил с собой на всякий случай, и отдал небрежный салют согнутой рукой, когда музыка разнеслась из громкоговорителей.

Фон Браухич, тем временем, стучал по разбитым колесам за своим гаражом, чтобы скрыть слезы. Он воспользовался шансом и ушел ни с чем. О чём думал?

1. Тацио Нуволари («Альфа Ромео»)

2. Ханс Штук («Ауто-Унион»)

3. Рудольф Караччола («Мерседес-Бенц»)

Время и скорость победителя: 4 ч 08 мин 39,0 сек, 75,239 миль/ч (121,085 км/ч)

Поул-позиция: определялась жеребьёвкой