Найти тему

Святки. Приготовления к этому действу были захватывающими…

Время меняет порядки и обычаи – канули в прошлое Святки. Но мы по рассказам своих близких родственников ещё помним, как они проходили.

В довоенные времена святки, как праздник религиозный, властями не поощрялись, а в войну было не до гуляний. А вот после войны, когда не было ещё клубов, а гулять, веселиться, встречаться людям очень хотелось, проблему решали просто – в зимнее время, когда колхозных работ было меньше, с наступлением святок молодёжь на 12 святочных вечеров снимали избу. Вопрос был в том, где её найти: мало было хозяев, согласных не спать 12 ночей подряд… Плата за святки была такая – 3 рубля с парня и 5 рублей с девки, да плюс ещё принесённое каждым полено на вечер, которое было решающим фактором.

Как проходили святки? Из избы (так называлась самая большая комната в доме) выносили в холодные сени всю нехитрую мебель: лавки, сундук, простой шкаф, – и вдоль всех четырёх стен на деревянные кругляши укладывали доски, получались самые простые лавки. Вечером приходили топить печь, а утром, до работы – обязательно вымыть полы. Гулять в одну из деревень приходили со всей округи. В Попцово приходили из Харламово, Ревикино, Ступино, Медниково, Карабасихи, Кулаево, Маловского.

-2

Обязательно на каждом вечере был гармонист. Танцев было много: цыганочка, семёновна, елецкого, коробочка, кадриль (простая и «с сучком» – это когда в парах танцевали 4 парня и 4 девушки, и парню на переходе, когда замолкала гармонь, надо было успеть поцеловать девушку). Далеко не каждому парню это удавалось, разборки из-за этого иногда были серьезные. Из парных танцев были фокстрот, вальс, падеспань, краковяк. Пели песни и частушки. Например, вот эти:

Ах, Елец, ты мой Елец,
Когда же будет твой конец?
Когда же девушку молоденьку
Поставят под венец?
Эх, Семёновна да начинается,
А гармонист сидит улыбается,
Улыбается да улыбается –
Ему Семёновна, наверно, нравится!

И вот в разгар такого веселья приходили ряженые – свои, здешние «артисты». Много было «яковских» (из колхоза имени Якова Петрова), из Малой, Рябинина, Кулаева, Карабасихи, Харламова. Приготовления к этому действу были захватывающими – рядились Смертью, покойником в гробу, втаскивали на больших верёвках или цепях «медведя». Хорошая «гримёрная» была рядом, в соседнем доме. Сосед, взрослый мужик, уже отец семейства, Павлов Григорий Васильевич и его друг Александр Удалов из Карабасихи очень любили эти праздники. За вечер переодевались не один раз, а за все святки с чердаков, из чуланов, сундуков вытряхивалась вся одежда. Приходили смотреть на эти «спектакли» и дети, и взрослые – кто полюбопытничать, кто посудачить, а кто присмотреть невесту или жениха. Особенно нарядно, хорошо одевались девушки на Старый новый год – Васильев вечерок, как его называли в народе.

-3

Римма Зиновьевна Пушкова (Уткина) очень хорошо запомнила такие святочные вечера в своём доме. С печки всем троим девчонкам было очень удобно смотреть на происходящее. С вечера было очень жарко, а к утру изба выстывала из-за постоянного хождения, на полу везде вавлялась шелуха от семечек. Больше всего ей запомнилась история с «пастухом», который пришёл наниматься на работу с плетью и барабанной доской. «А где коровы у тебя?» – спрашивают его. «А они со мной», – с этими словами снимает мешок с плеч, развязывает его и вытряхивает оттуда… мышей! Эх и досталось же парням тогда от хозяйки!

Вот такие святочные гулянья проходили в 50-60-е годы прошлого века и были интересным досугом в зимнее время для старых и малых. Всем было весело, не было пьяных и драк. Святки проводились в Ястребове с «медведем», Митенихе с «фотографом», в Горбове, Подшибалкине, в Медникове, в Беседах с большими двухрушными корзинами для ловли «рыб», «свахой» и «женихом». Радость, отдых, удовольствие от своих же выдумок получали все от мала до велика. От Святок до Прощеного воскресенья в мясоед (время без поста, когда можно есть мясную пищу) играли свадьбы с неизменными «девичниками» – когда перед свадьбой гостили у невест, и «отгостниками» – это когда на второй день свадьбы гуляли у жениха.

Из книги «Уткины. История большой семьи»