Недавно Амазон выпустил сериал, снятый по миру компьютерной игры Fallout. Мир, созданный студией Black Isle, которая, к слову, имеет самый красивый логотип в мире, ставший много лет назад моей самой первой татуировкой, конструирует предполагаемую реальность американской равнины после ядерного апокалипсиса и погружает в этот мир абсолютно полностью. Игра имеет совершенно сумасшедшую глубину и затягивает в себя чуть более, чем полностью. Происходит это за счёт просто нереального количества текстовых диалогов и вариативности действий, доступных вашему персонажу. Мне кажется, что текстовая часть этой игры занимает больше объёма, чем графическая. От ваших действий, стиля и образа восприятия происходящего, вашей морали будет зависеть абсолютно всё, что происходит в игре и цепь этих событий абсолютно уникальна. От ваших действий буквально зависит какие люди (или не люди) будут умирать, а какие выживать. И зачем. Сделаете вы этот дикий, израненный мир лучше или окончательно превратите его в безжизненную, проклятую пустошь.
Фабула событий простая — Апокалипсис наступил. Вам повезло (но это не точно) быть потомком людей, которые купили у некоей конторы, к роли которой во всём этом горьком катаклизме мы ещё вернёмся, место в одном из подземных автономных бункеров, составляющих целую сеть и раскиданных по всей Америке. По первоначальному плану, жители этих бункеров должны были выйти через 150-200 лет после термоядерных ударов на поверхность Пустоши и подарить погибшему миру с̶в̶о̶б̶о̶д̶у̶ ̶и̶ ̶д̶е̶м̶о̶к̶р̶а̶т̶и̶ю̶ новую жизнь. Однако всё пошло немного не по плану и в один прекрасный момент в Убежище отказывает водяной фильтр, а на поверхность за компонентами для его починки выпадает честь отправиться именно вам. А когда вы покидаете родное убежище, то оказывается, что мир вообще даже не погиб, а пышет жизнью, и почти все формы этой жизни хотят вас убить. И расчленить. И съесть. Иногда в разных последовательностях. Или превратить в раба. Или в сектанта. В религиозного фанатика. А может быть вы уже им стали. А может быть вы всегда были здесь. Пустошь разрушает всё, что вы думали, что знаете о мире на поверхности, Пустошь делает вас собой, пожирает, переваривает и выплёвывает. В общем, на поверхности вас ожидает просто гигантский мир, сотни или даже тысячи диалогов которые, в конце концов, помогают вам ответить на вечный вопрос — кто я? Что я здесь делаю? Куда я иду? И зачем? Мутанты, работорговцы, группировки рейдеров, учёные, Анклав, Братство Стали, Хаббологи (аллюзия на последователей сайентологии Рона Хаббарда, которые выжили даже в пост-апокалипсис ха-ха) остатки правительства США, превращённые радиацией в зомби бывшие люди, остатки городов и поселений, осколки того, что мы называем цивилизацией и так далее, далее, далее.
Построенная по классическому принципу РПГ с возможностью прокачки и роста вашего персонажа, игра позволяет решать одни и те же ситуации совершенно разными способами. Вы сторонник силовых решений? Разнесите собеседнику голову обрезом дробовика 12 калибра. Обаяние и риторика? Заболтайте его. Интеллект? Запудрите мозги. Исходов одних и тех же ситуаций десятки. Игра настолько огромная, что мы с моим корешем будучи подростками и проходя эту игру просто-напросто придумывали какие-то истории, которые якобы с нами там произошли. И выглядело аутентично. И вполне могло больше вообще с тобой не повториться. Немаловажной деталью игры является сама судьба убежищ, построенных компанией Vault-Tec. Суть в том, что создатели убежищ специально запрограммировали неизбежное возникновение проблем на разных этапах их существования. У какого-то убежища, как у нашего, должен был сломаться водяной чип. В каком-то распространялась неизвестная инфекция. Где-то не хватало еды. Где-то медикаментов. В некоторых убежищах жители носили костюмы двух разных цветов, что вызывало в итоге гражданскую войну. Какие-то убежища не были герметичны, и в них проникала радиация. Где-то складывались ужасающие каннибалистические культы. То есть вся сеть бункеров была огромным чудовищным социальным экспериментом, задуманным этой корпорацией.
Прямо как многие проекты в нашей реальности, правда? В общем, не меняется не только война, но и сам человек, мир. За сотни и тысячи лет существования нашего вида не меняется ничего, ни война, ни мир, ни человек.
О чём игра? Кто-то считает, что она отражает глубокий техно-пессимизм поколения и страх перед ядерной аннигиляцией, кто-то воспринимает её с точки зрения развлечения и не ищет в ней глубоких смыслов. Однозначно одно — игра стала абсолютно культовой в среде геймеров и очаровала своим миром и атмосферой не одно поколение. По ней создавали десятки ролевых игр, настольных и реальных, снимали фанатский сериал, она породила большое число мемов, и в целом отложила огромный пласт в культуре. А сериал от Амазона? Ну сняли и сняли. Spice must flow.