Очень уж хочется поднимать темы, которые, во - первых – связаны с сообществом психологов, коучей, тренинг - менеджеров и бизнес – тренеров (что не всегда – одно и то же), а, во вторых – актуальны и заполняют информационное пространство.
Работая как психолог – консультант, как тренинг – менеджер, вижу, что один и тот же пулл вопросов занимает головы моих потенциальных клиентов и партнеров.
Один из таких вопросов: «должен ли тренер, передающих знания или навыки, обладать этими знаниями и навыками самостоятельно?». Категоричное – да.
К примеру, возьмем классический тренинг по розничным продажам. Как распознать тренера - самозванца? Предоставить информацию по продукту, привезти в торговую точку и посмотреть, как он общается с покупателями и консультантами. Если результаты этого общения Вас устроят – тогда, это Ваш клиент. Если нет – выводы очевидны.
Отличаем тренера, передающего навык:
Во - первых – этот навык у тренера должен быть отработан и не раз, и показывать, в большинстве своем, необходимый результат (приводить к продаже или допродаже, завершению сделки), во вторых – проверка должна осуществляться в соответствующем или очень похожем контексте. Иными словами: если человек успешно продавал стиральные машины сегмента премиум - не факт, что он будет хорошо продавать симкарты в офисе продаж. Не всегда это может быть очевидно, поскольку завуалировано под выводом работодателя из резюме: «есть опыт продаж».
Если тренер передает навык презентации, то, он должен сам частенько проводить презентации покупателям. Отлично – если он делал это не 10 лет назад, а продолжает практиковать это и сегодня.
Очевидно, что опыт презентации должен быть успешным. И, эта метрика успешности должна осуществляться не по одному покупателю, а являться положительной тенденцией.
В - третьих – тренер должен быть способен вести группу таким образом, чтобы создать для участников условия для тренировки навыка. Я о групповой динамике, скриптах и упражнениях с кейсами, которые составляют большую часть правильного навыкового тренинга.
Другой пример – вам нужен тренер на тему «холодные звонки». Окей. Вы отправляете тренеру все необходимые материалы по продукту. Отвечаете на возникшие вопросы, если они есть. После этого – предлагаете тренеру самостоятельно взять трубку и приступить к «холодному обзвону». Если результат Вас устраивает и Вы хотите, чтобы ваши менеджеры научились так же – отлично. Если нет - опять же, вывод очевиден.
p.s. данная статья не рекомендована для компаний, проводящих «тренинги ради тренингов», хотя, как правило, этих компаний не существует в реальном мире.
А, если честно - частенько менеджеры организаций играют в некую игру – понимая очевидную неэффективность обучающего мероприятия, все равно, играют в Заказчика. Тренер играет в тренера. И, только участники тренинга, несчастные, не играют, а накапливают негатив, который позже выплеснут на просторах интернета.
p.p.s. стимулом к написанию статьи побудило наслаждение от возможности браться за темы, в которых компетентен, и которые продолжаю осваивать на практике.