Андрей МУСАЛОВ
Николай I, сменивший на престоле своего брата, принял правление в не самое простое время. Сначала 14 декабря 1825 года случилось восстание декабристов, омрачившее самые первые дни его правления. Затем полыхнуло чеченское восстание и затухавшая, было, Кавказская война вновь разгорелась во всю силу. Кроме того, выяснилось, что экономика страны серьезно подточена наполеоновскими войнами, а архаичная финансовая система переполнена дешевыми ассигнациями. Новому императору предстояло наводить порядок в государстве, самыми решительными методами.
Монометтализм
На должности министра финансов при Александре I находился Егор Канкрин. Придя к власти, император Николай I решил придерживаться присказки "коней на переправе не меняют" и оставил Егора Францевича на том же посту, чтобы он продолжил финансовую политику, начатую во время правления Александра I.
Пара слов об Егоре Францевиче. Родился он в 1776 году. В должность министра финансов вступил в 1823 году и довольно скоро покончил с ассигнационным "беспределом" в денежном хозяйстве. При этом, влияние и авторитет министра финансов были очень высоки. Когда в 1840 году Канкрин подал Николаю I прошение об отставке, император сказал ему: "Ты знаешь, что нас двое, которые не можем оставить своих постов, пока живы - ты и я". Спустя четыре года Канкрин все же ушел в отставку - по болезни. Умер Егор Францевич Канкрин в 1845 году.
Однако, вернемся в 1825 год. Вот уже два года усилиями Канкрина максимально сокращал оборот в стране бумажных денег, в результате чего с 1823 по 1839 год в обращение не поступило ни одной новой ассигнации. При этом, государственные банки продолжили накопление капиталов, прежде всего- золотом и серебром.
В это же время в качестве «фондового» драгоценного металла стала использоваться и платина. Кстати, из нее в 1828 - 1845 году чеканились монеты достоинством в 3, 6 и 12 рублей. По внешнему виду такие платиновые монеты не отличались от обычных.
Впрочем, Канкрину было очевидно, что все это полумеры. Требовалось полностью упорядочить денежное обращение, для чего требовалась ввести монометаллический стандарт, как это уже было принято в ряде развитых стран того времени.
В первой половине 1839 года государь одобрил проект финансовой реформы. А 1 июля был опубликован манифест «Об устройстве денежной системы». Согласно манифесту главным государственным платежным средством становилась серебряная монета. Все государственные доходы должны были исчисляться в серебре.
Ассигнации признавались «вспомогательным знаком ценности». Курс бумажных ассигнаций по отношению к серебряным монетам устанавливался в следующем соотношении: 1 серебряный рубль был равен 3 рублям 50 копейкам ассигнациями. Золотые монеты предписывалось принимать и выдавать во всех казенных учреждениях с 30-процентной надбавкой.
Согласно манифесту, создавалась Депозитная Касса серебряной монеты при Государственном Коммерческом Банке. Все желающие могли сдать в эту кассу свое серебро, получив взамен билеты Депозитной Кассы.
Обеспеченные серебром
Билеты Депозитной Кассы представляли собой новое бумажное платежное средство, на 100 процентов обеспеченное серебром. Они имели достоинство в 3, 5. 10, 25, 50 и 100 рублей.
Билеты имели различные цвета в соответствии с устоявшейся в российской денежной системе цветовой гаммой: 3 рубля были зелеными, 5 - синими, 10 - красными и так далее. Билеты имели несколько защитных элементов: гильоширные сетки, розетки, надписи выполненные различными гарнитурами, использование мелкого шрифта - перла.
С помощью депозитных билетов правительство планировало пополнить запасы серебра за счет населения. Что любопытно, с введением депозитных билетов связана одна из первых черных PR-акций. В народ был запущен слух, что серебряные рубли скоро потеряют ценность и при расчетах будут приниматься только депозитные билеты. Это создало вокруг депозитных билетов небывалый ажиотаж - все их хотели заполучить, избавившись от подозрительного серебра. При этом, банки получили неплохую основу для обеспечения билетов.
Также в рамках реформы появились кредитные билеты Сохранных Казен и Государственного заемного Банка. Они были выпущены в объеме 30 миллионов рублей.
Кредитные билеты выпускались под ссуды, которые выдавались под залог имений. Билеты свободно разменивались на звонкую монету и обращались наряду с остальными платежными средствами.
Билеты имели достоинство в 50 рублей и отличались зеленым цветом. На лицевой стороне билетов располагались номинал, год выпуска, подписи управляющего сохранной казны, директора Заемного Банка, и кассира сохранной казны. На оборотной стороне находились герб и подробное разъяснение принципов обращения кредитных билетов. В сущности эти билеты были квитанциями на серебро, и их выпуск носил временный характер.
Обеспеченные «всем достоянием государства»
Продолжение реформа Канкрина получила уже после его смерти, в 1843 году, когда вышел манифест «О замене ассигнаций и других денежных представителей кредитными билетами». Согласно этому документу, выпускались кредитные билеты, которые обеспечивались «всем достоянием государства». На одну шестую часть весь объем выпускавшихся кредитных билетов обеспечивался звонкой монетой.
Новые кредитные билеты заменяли все остальные виды бумажных денежных знаков, имевшие хождение в России: ассигнации, депозитные билеты, кредитные билеты Сохраненных Казен. Новые кредитки можно было разменивать на серебро и золото с небольшими ограничениями. Они выпускались номиналами в 1, 3, 5, 10, 25, 50 и 100 рублей.
Первыми в обращение поступили кредитные билеты в 3, 5, 10т и 25 рублей, а спустя год- в 1, 50 и 100 рублей.
Под выпуск билетов Экспедиция Заготовления Государственных Бумаг была технически перевооружена. Внешний вид новых кредиток был значительно улучшен, появились новые виды защиты. Лицевая сторона всех билетов была выполнена в три краски.
Цвета были традиционными: купюра в 1 рубль - желтая, в 3 рубля - зеленая, в 5 - синяя, в 10 - красная, в 25 - фиолетовая, 50 - серая, в 100 - коричневая. На всех использовались гильоширные сетки. Лицевая пропись с номером и гербом печаталась черной краской. На оборотной стороне билетов текст печатался черной краской. Еще одной любопытной деталью было то, что номинал на одной части кредиток 1843 года указывался римскими цифрами, а на другой - арабскими.
Билеты достоинством в 100 рублей отличались новым видом радужной печати - ирисом.
Честная медь
Золотые и серебряные монеты в ходе реформы 1843 года особых изменений не претерпели. А вот значимость медных монет была существенно повышена. Для этого правительство обратилось к опыту XVIII века. Медные монеты стали чеканить в соотношении 16 рублей из пуда меди.
Номиналы указывались в соответствии с серебряным эквивалентом копейки серебром. На медных монетах так и писалось, например - «2 копейки серебром».
Медные монеты постепенно стали пользоваться доверием у населения. Это позволило в 1849 году перейти на более экономичный выпуск - из одного пуда стали чеканить 32 рубля.
Благодаря действиям правительства Николая I, в стране в 1839 - 1843 годах появилась устойчивая финансовая система, главная роль в которой отводилась системе государственных банков. Банки содержали солидный разменный фонд в монетах и слитках драгметаллов, что позволяло покрывать сумму, на которую были выпущены кредитные билеты.
Однако устойчивой финансовая система России пробыла недолго. Уже спустя несколько лет началась ускоренная печать кредиток. При этом, возможности размена кредиток на звонкую монету не поспевали за объемами печати. Разницу правительство пыталось покрыть за счет ссуд и займов у населения. Капиталистические методы, использовавшиеся в других странах, в России не работали, так как крепостное право тормозило развитие полноценных капиталистических отношений.
Окончательно финансовая система России оказалась подорванной из-за Крымской войны 1853 - 1856 годов. В 1854 году правительство прекратило размен кредитных билетов на золото, в 1858 году и на серебро.
Начался длительный процесс инфляции бумажных денежных знаков. К 1858 году обесценивание кредитного рубля достигло 20 процентов. Цены же напротив, стали ползти вверх. К тому же 1858 году рост цен по сравнению с 1853 годом составил 75 процентов.
ЦЕНЫ В 1856 ГОДУ:
Гвардейская кирасирская лошадь – 192 рубля 85 копеек
Гвардейская легкокавалерийская лошадь – 164 рубля 28 копеек
Армейская кирасирская лошадь – 128 рублей
Драгунская лошадь – 80 рублей
Пуд соломы – 17 копеек
Пуд сена – 98 копеек
Седло хорошего качества – 8 рублей