В минувшие выходные Россия потеряла в зоне спецоперации самый крупный свой беспилотник — С-70 "Охотник". Для украинского общества, тонущего в последнее время в сплошной череде "зрад", это событие стало одним из немногих радостных моментов. Но есть ли у небратьев основания радоваться и для кого сообщение о боевой потере чисто выставочного изделия является на самом деле плохой новостью?
ШЛЕПЧЕНКО ВЛАД
Видеозапись поражения С-70 была опубликована в минувшую субботу, 5 октября. На кадрах видны два летательных аппарата, один из которых производит пуск ракеты по другому с предельно малой дистанции.
Комментаторы сразу обратили внимание, что сбиваемый борт не пытался уклониться от атаки, то есть сразу было понятно, что речь идёт не о воздушном бое.
Обломки того, что первоначально было принято за самолёт, упали на подконтрольной ВСУ территории в районе города Константиновки Краматорского района Донецкой Народной Республики. Украинская сторона поспешила заявить о сбитии Су-25, потом Су-34 и лишь через некоторое время повторила версию о крушении тяжёлого беспилотника С-70.
Собственно, после публикации фото и видео останков машины сомнений в этом не было уже никаких.
Судя по всему, наш беспилотник по какой-то причине потерял управление, из-за чего было принято решение его ликвидировать. Учитывая, что эти БПЛА создавались в качестве беспилотного ведомого истребителей Су-57, наиболее вероятно, что на видео ракету по "Охотнику" как раз пускал один из них.
Опубликованные противником фото и видео позволили предположить, что в результате инцидента был потерян первый изготовленный С-70, на который поставили двигатель от истребителя Су-35 с круглым соплом.
Всего было изготовлено четыре тяжёлых беспилотника С-70 "Охотник": головной С-70-1 с двигателем АЛ-41Ф-1С от истребителя Су-35С и три других — С-70-2, С-70-3 и С-70-4, оснащённые плоским соплом и бесфорсажным двигателем АЛ-41",
— поясняет канал "Военный Осведомитель".
Плоское сопло беспилотнику требуется для меньшей заметности в инфракрасном диапазоне. А форсаж двигателя ему не нужен, поскольку беспилотник — по крайней мере на данном этапе развития — не маневрирует как истребитель.
С другой стороны, украинцы также опубликовали фотографию маркировки дрона, согласно которой погиб четвёртый борт серии.
Очевидно, тут кроется некая производственная интрига, суть которой пока не очень ясна. Гипотетически можно предположить, что на погибший борт по каким-то причинам вернули серийный самолётный двигатель, либо же эксперты неправильно идентифицировали сильно покорёженные и обгоревшие обломки машины. В любом случае до появления дополнительных данных гадать бессмысленно.
Обломки ценные?
На этом фоне очень забавно смотрятся попытки западных экспертов и журналистов высосать из происшествия перемогу. В частности, обозреватель американского издания TWZ Тайлер Роговей успел написать, что обломки дрона "могут стать важной разведывательной находкой".
Утверждение смешное не только из-за состояния обломков, сильно пострадавших от пожара на месте падения, но и потому, что на самом деле ничего секретного и таинственного для западных спецов в этой машине нет.
Вряд ли они что-то прям ценное для себя достанут. Просто потому, что там либо элементы самолётов находятся — он собран большей частью из элементов пилотируемых самолётов, с которыми они и так знакомы, — либо это какие-то западные вещи: электроника, которая их едва ли удивит,
— пояснил в разговоре с обозревателем Царьграда генеральный директор компании "Авиановации" разработчик беспилотных летательных аппаратов Сергей Товкач.
Похоже, перед нами тот редчайший случай, когда отсутствие собственной электроники и необходимость покупать вражескую начинку для самолётов внезапно превращается из минуса в плюс. Да, на войне бывают и такие сюжетные твисты.
С-70 — нужная и передовая для нас машина, но в мировом масштабе это не прорывное изделие, на которое все смотрят, завидуют и не знают, как сделать нечто подобное. Те же американцы сейчас готовят к постановке в серийное производство беспилотник MQ-25 Stingray — машину совершенно другого назначения, но примерно того же класса, что наш "Охотник". Поэтому, как и что в нём должно работать, большие парни на Западе вполне понимают.
Перемогу отскакали, наступает время зрады
Куда более интересно, что на пепелище обнаружилась боеголовка межвидового планирующего боеприпаса УМПБ Д-30СН.
По сути, это планирующая бомба, созданная на базе реактивного снаряда РСЗО "Смерч". Наша армия впервые начала их применять в марте текущего года по целям в Харькове. 300-мм снаряд снабдили спутниковой системой наведения и складывающимися крыльями, на которых он может планировать на дистанцию до 120 км от места сброса. По меркам авиации боеприпас "малокалиберный", но в реальности в трубу 30-сантиметрового сечения, кроме электроники и крыльев, помещается около 100 кг взрывчатки, что для любого получателя отнюдь не мало.
До сих пор пускать УМПБ Д-30СН могли или самолёты оперативно-тактической авиации, или родная РСЗО "Смерч". Но тут выясняется, что работать этими боеприпасами могут ещё и "Охотники". И, собственно, это и есть та "зрада", которую оппоненты пока пытаются спрятать за рассуждениями о том, что обломки дрона станут важным источником секретных секретов.
На месте падения С-70 замечены остатки дальнобойной управляемой бомбы УМПБ Д-30. То есть "Охотника" учили сбрасывать КАБ, что вполне логично: убрать из-под удара пилотируемые самолёты. Бытует мнение, что такой дрон будет очень дорогим, но это не так. С-70 — это, по сути, одномоторный самолёт. В котором нет систем жизнеобеспечения и спасения пилота, огромного пространства, занятого кочергой, креслом и приборами, и прочего балласта. Он не может быть дороже "Сушки". Да плюс цена лётчика,
— поясняет господин Товкач.
По его словам, чтобы летать по маршруту и в установленной точке производить сброс боеприпасов, "сверхразум" не нужен. Поэтому и начинка у дрона может быть весьма скромная.
Второй волнительный момент, который пока ещё не особенно осознан небратьями, состоит в том, где именно произошло заземление "Охотника". Беспилотник упал в районе города Константиновки, расположенного в 15 километрах к юго-западу от Часова Яра и примерно в 20 километрах к северу от Торецка, то есть в районе, где должна работать как войсковая ПВО украинской армии, так и более серьёзные зенитные комплексы, прикрывающие тыловую инфраструктуру. Несмотря на это, в этом районе спокойно летал не только беспилотный С-70, но и вполне себе пилотируемый Су-57, а это говорит о стремительно прогрессирующей деградации украинской ПВО.
Ранее это стало заметно в связи с тем, что наши "Орионы" и "Форпосты" перешли от осторожной разведки противника к нанесению систематических ударов по его бронетехнике и войскам. Но активность "пропеллеров" фиксировалась в основном только на севере, в Курской и Сумской областях, где украинским зенитчикам особенно досталось от наших "Искандеров". На примере инцидента с С-70 видно, что украинская ПВО просела и в Донбассе.
Появление "Охотника" и "Иноходца" там, где раньше их увидеть было невозможно из-за плотной работы ПВО, в целом симптоматично. Раз ПВО у противника становится меньше, то самое время отправлять в бой изделия, которые для этого и задумывались: воевать вместо людей,
— отмечает канал "Военная хроника".
В сухом остатке
Да, мы потеряли машину, 20-тонный крутой беспилотник, который стоил немалых денег, и в этом нет ничего хорошего. Но на этом минусы заканчиваются и начинаются плюсы. Первый из них состоит в том, что "Охотник" — это дрон, совершивший свой первый полёт в 2019 году, а всего через пять лет он уже используется для выполнения боевых задач. Для техники такого класса — очень короткий срок.
Второе: наши Минобороны и ВПК не теряют времени даром и в реальных условиях обкатывают довоенные наработки. Можно ожидать, что в ближайшем будущем "Охотники" начнут использоваться если не массово, то намного чаще, чем сейчас, а военное ведомство начнёт нарабатывать опыт, который нам крайне необходим для войны с НАТО.
Третье: место, где произошёл инцидент, свидетельствует об очень серьёзном падении возможностей украинской ПВО, а ведь именно возможность применять авиацию является главным фактором снижения наших потерь на поле боя. Так что перед нами — маленькая неприятность для русской армии и большие проблемы для ВСУ в следующем году.