Самая известная российская дизайн-студия была основана в 1995 году.
Для Артемия Лебедева это был не первый проект. В 1992 году 17-летний предприниматель вместе со своим другом организовали студию «А-Квадрат». Там бизнесмен проработал год.
В 1993 году Лебедев учредил компанию «Артографика». Первых клиентов привлек, создав вымышленное портфолио с логотипами и соответствующими фирменными стилями на якобы имевшихся 20 заказчиков.
В октябре 1995 года Лебедев запустил сайт tema.ru, примерно через 9 месяцев появился портал design.ru. Тут же была основана и новая студия — WebDesign.
Число заказчиков уверенно росло. Клиентами стали Ситилайн (один из первых интернет-провайдеров в России) и NetSkate (агентство корпоративных коммуникаций).
Эти предприятия сотрудничали и с Антоном Носиком (его называли «отцом рунета» и основателем современной интернет-журналистики), поэтому вскоре он узнал о талантливом дизайнере и его команде.
Носик позже вспоминал: «Не было так, что сначала дружба с нами, а потом что-то ему удалось. Мы обращались к Лебедеву за дизайном не по дружбе. Наоборот, он стал другом, потому что мы любили его дизайн».
Раскрутка проекта увеличивала и прайс за услуги. В 1998 году, например, стоимость разработки дизайна сайта у Лебедева составляла от 30 до 40 тысяч долларов. Если требовалась работа «под ключ» (создание ресурса и привлечение пользователей), то это уже стоило 60-100 тысяч долларов.
В 1998 году WebDesign поменяла название, официально став «Студией Артемия Лебедева». Примерно в это же время (1999) ее логотип появился на порталах, определивших судьбу российского рунета, — Яндексе (третья версия поисковика), Ленте.ру и Газете.Ру.
В 2000 году — студия преобразовалась в холдинг Art Lebedev Group. ООО «Студия Артемия Лебедева» занималась сайтами, TeleType — рассматривала заказы такого же типа, но в категории «немного проще», «Артографика» занималась графическим дизайном, iman — трехмерными картинками. Также в группу компаний входило рекламное агентство, фирма RotaBanner и учебный центр.
Лебедев, указывает Inc., — крайне заботливый работодатель. Сотрудников Студии в 90-е кормили за счет корпорации в ближайшем ресторане «Мурена». Рабочий день предусматривал гибкий график (начинался, например, в 12 часов, но разрешалось приходить в любое время).
РБК, рассказывая о начальном периоде становления бизнеса, пишет, что сотрудникам фирм Лебедева запрещено разглашать под страхом увольнения размер своей зарплаты: такого рода данные, по мнению дизайнера, только расхолаживают коллектив.
«Как только люди начнут произносить размер зарплаты, место работы превратится в серпентарий. Гадюки в банке, которые рассуждают: «Ага, Петров сделал в пять раз меньше, а получил на пять тысяч больше», — говорил предприниматель.
Чем прославился Лебедев?
Основной его акцент — неформальный стиль, предусматривающий, в том числе и возможность использования ненормативной лексики. Так, например, в 2007 году Студия создала бесцензурную версию интернет-магазина (или, по другим данным, логотипа) Евросети.
Формат работы внутри Студии лучше всего описывают ее бывшие сотрудники:
«Сначала [она] была очень маленькая, потом подросла, но главное оставалось неизменным: студия бесстрашно бралась делать что-то совершенно новое (вообще или для себя) на деньги заказчика, а моя задача заключалась в том, чтобы клиент был счастлив, разработчики не очень несчастны и мы бы на этом заработали. А вдобавок мы старались не идти на компромиссы», — рассказывала Афише Катерина Макарова.
Той же Афише работавший в начале 2000-х дизайнер Ждан Филиппов говорил следующее: «В студии никогда не было такого, что если ты верстальщик, то ничего, кроме верстки, ты не видишь. Любой мог пробовать делать что угодно, и если выходило круто, то ему давали новые задания. Должности были формальными». При этом праздники в коллективе всегда проходили на высоком уровне.
Как осуществляется подбор заказчиков для Студии?
Здесь действует жесткое правило. Лебедев еще в начале 2000-х заявил, что должна быть «минимальная творческая причина, по которой заказ был бы… интересен». При этом он, создавая проекты, сознательно дистанцирует себя от ряда субъектов.
Что еще надо знать о самом Лебедеве?
Он происходит из талантливой семьи. Прадед — писатель Алексей Толстой. Именно его перу принадлежат романы «Хождение по мукам», «Гиперболоид инженера Гарина», «Петр I». Дед — генерал-полковник, бывший замначальника вооружения Сухопутных войск Советской Армии Валентин Лебедев. Мать — писатель и педагог Татьяна Толстая.
У Лебедева, кстати, было шесть патентов. В их списке, например, полезные модели «Дисплейный блок и клавиатура дисплейного блока», «Клавиша с дисплеем для компьютерной клавиатуры (варианты)», изобретение «Клавиша клавиатуры процессорного устройства, клавиатура для процессорного устройства, конструкция клавиатуры процессорного устройства, способ сборки клавиатуры процессорного устройства и способ управления функциями клавиш клавиатуры процессорного устройства». Все патенты прекратили, к сожалению, свое действие.
Сейчас Лебедев является руководителем двух организаций — ООО «Студия Артемия Лебедева» (в ней он еще и учредитель) и ООО «Интердизайн» (ее учредитель — сооснователь Студии Константин Моршнев). Последний, кстати, является также учредителем (и руководителем) ООО «Вебдизайн».
Что надо знать о его Студии?
Студия серьезно относится к своей интеллектуальной собственности.
В ее портфеле:
При этом юридический отдел компании отслеживает возможное незаконное использование указанных (и иных) объектов интеллектуальной собственности.
Судебные претензии Студии удовлетворяются в полном (или частичном) объеме, нарушители платят компенсации и удаляют спорные объекты со своих страниц.
Полезные ссылки:
→ Зачем нужен товарный знак?
→ Бесплатный поиск по базам Роспатента
→ Поиск по полному справочнику классов МКТУ
→ Огромная коллекция полезных статей по теме ИС
→ Зарегистрироваться в сервисе
(Это бесплатно, после регистрации доступно больше возможностей