Найти тему

Глумление над старшими (отрывок из книги "Три возраста Мити Нестудентова.Возраст первый-Дикий Запад).

Типичная схема турбореактивного двигателя с форсажной камерой сгорания. Фото позаимствовано с просторов интернета.
Типичная схема турбореактивного двигателя с форсажной камерой сгорания. Фото позаимствовано с просторов интернета.

Саша Гончаров, посмотрев на Юру Кулика, а вернее на его тщетные попытки вырваться из цепких лап Вооруженных Сил, решил тоже «рвать когти» из этой солидной организации от греха подальше. Служили они оба в одной эскадрилье. Но в отличии от крымчанина Юры, Саня родом был из старинного города Кимры. И хотя он административно относится к Калининской (ныне Тверской) области, но находится к Москве намного ближе, чем место предполагаемой замены из Кшивы. Первые упоминания о поселении в этом городке на берегах Волги относятся к 1677 году. Ну а с 1917 года он уже получает статус полноправного города. Чтобы в него попасть по железной дороге, то от Москвы пожалте в северном направлении до станции Талдом. Ну а там еще около 22 км и вы на месте. А если по автомобильной дороге и желательно побыстрее, то тогда вам из Москвы (опять же) чутка развернуть оглобли правее на северо-запад и в Дубну. От Дубны до искомого города около 19 км. Саша, по всей вероятности решил, что уж лучше из Северной Группы Войск по замене попасть в Кимровский Районный Военный Комиссариат офицером запаса (даже пускай лейтенантом). И ездить проведывать раз в неделю столицу нашей Родины город-герой Москву за 111 километров. Чем ездить в нее раз в году во время отпуска за 7000 километров (даже пускай капитаном). Ну а чтобы не дожидаться момента, пока твои документы не послали по замене, нужно заранее начать телодвижения в сторону выхода.

Вот он и начал. Саша по натуре был человеком деятельным и увлекающимся. Обладал природной смекалкой и имел предпринимательскую жилку. Наверное практически все земляки легендарного Афанасия Никитина наделены этими качествами. Может это передалось на генном уровне великого путешественника остальным жителям. А может, располагает к этому экономическо – социальная обстановка Тверской области, кто знает?

И направил герой нашего повествования всю свою природную смекалку на решение поставленной цели. Уволиться в запас. Но Вооруженные Силы не хотели так просто отпускать строптивого лейтенанта из своих рядов. Препятствуя, попрекая, воспитывая, наказывая. Старый инженер эскадрильи постоянно пенял ему. Не забывая объявлять взыскания. И периодически ставить в наряд на выходные и праздничные дни. В общем, воспитывал подчиненного (а по сути, гадил от всей своей широкой хохлятской души) как мог. Саша платил ему той же монетой.

Назначили ему как то в механики целого прапорщика. И тоже по имени Саша. С говорящей фамилией Морозов. В отличие от Саши техника, Саша механик был флегматичен. Сильно флегматичен. Психомоторная реакция у него была заторможена настолько, что иногда создавалось впечатление, что товарищ прапорщик ежедневно ест суп, приготовленный из черепах. Надо ли говорить, что таких людей обожают в мужских коллективах. В армейских же коллективах (особенно в авиационных) таких людей просто боготворят! Саша механик был родом из деревни. Так он всем представлялся:

- Я Саша Морозов. Из деревни.

Далее следовало немое удивление собеседника. И через определенный промежуток времени, когда Сашины мысли складывались в единое целое, чтобы продолжить диалог, добавлял:

- Из Олимпийской деревни.

Саша механик сразу же оказался в центре внимания личного состава эскадрильи. Особенно ее инженерно-технической части. И стали поручать ему самые интересные и небывалые задания. На флоте подобных личностей обычно озадачивают затачивать якоря. Чтобы они лучше входили в грунт при «парковке» корабля. Когда их «отдают». Или продувать макароны. В воздушном флоте своя специфика службы. Поэтому задачи, указания и поручения тоже носят сугубо особый характер. То попросят Сашу механика набрать ведро компрессии в штабе полка. То прикажут держать самолет, чтобы не укатился далеко. То поручат найти какой нибудь агрегат с мудреным названием в районе 76 шпангоута. Осмотреть его и почистить на нем ржавчину. А еще лучше подкрутить винт. Или произвести с данным агрегатом, у которого мудреное название, нечто. Нечто такое, насколько хватит полета фантазии и совести. И ведь ищет человек на самолете 76 шпангоут. Упорно ходя вдоль борта и тыкая пальцем. Беззвучно шевеля губами, стараясь не сбиться со счета. Ищет шпангоут номер 76. Притом, что на этом типе самолетов их всего 74. А эти зубоскалы наблюдают за его стараниями из окна технического домика, отпускают скабрезные шуточки и цинично смеются над товарищем. Гадая, как скоро до этого горемыки дойдет, что его в очередной раз разыграли. Саша механик не обижался, а безропотно переносил все тяготы и лишения ратной службы. Казалось, его невозмутимость невозможно было ничем пробить.

Для дальнейшего понимания сути происходящего в этом рассказе, необходимо сделать небольшое техническое отступление. Объяснив кое какие конструктивные подробности турбореактивного двигателя (ТРД) для людей несведущих. И далеких от данной темы. С наглядной демонстрацией типичной схемы ТРД, расположенной в начале данной статьи.

Как и всякий двигатель, он состоит из вращающейся и неподвижной части. Ротор и статор, соответственно. Ротор расположен на валу, который проходит через тракт всего ТРД. И крепится на несколько опор внутри корпуса двигателя. Одна треть его составляет компрессор. Это диски с закрепленными на ней лопатками. Лопатки представляют из себя широкие металлические пластины, слегка изогнутые посреди. Вдоль поперечной оси. Находящиеся под углом к набегающему потоку.

Примерно так и выглядят. Фото с просторов интернета.
Примерно так и выглядят. Фото с просторов интернета.

Спереди двигателя входное устройство компрессора. Которое начинается с колеса ротора. Лопатки статора неподвижно закреплены на корпусе двигателя. И расположены по кругу за каждым диском ротора под таким же углом. Чередуясь, таким образом, по всему компрессору. Колесо ротора и ряд статора называют ступенью компрессора. Таких ступеней в компрессоре может быть от 10 и выше.

1 ступень компрессора двигателя Д-30 вне корпуса. Фото позаимствовано с просторов интернета.
1 ступень компрессора двигателя Д-30 вне корпуса. Фото позаимствовано с просторов интернета.

Предназначен для засасывания воздуха через воздухозаборник. Его сжатия, придания ему ускорения. И выталкивание потока в камеру сгорания. Которая располагается по окружности корпуса двигателя. И состоит из отдельных конусообразных камер. В них осуществляется розжиг и горение пламени для нагрева сжатого воздуха из компрессора. Далее разогретый сжатый воздух устремляется в турбину. Где ему придают еще большую энергию и с силой выбрасывают в атмосферу. Вся эта «требуха» располагается в цилиндрообразном корпусе. Образуя, собственно, турбореактивный двигатель.Материалы, применяемые в ТРД, обладают устойчивостью к высоким температурам. Имеют большой запас прочности. Но при попадании даже маленького камушка в тракт воздухозаборника самолета, у двигателя могут быть большие проблемы. Особенно, если камушек попадет во вращающуюся на огромной скорости лопатку. Не говоря уже о птицах. Это и вовсе чревато потерей двигателя. И снятие его с эксплуатации.

Как в таких случаях говорят " самолет поймал птичку". Этот движок уже никуда не полетит, разумеется. Фото позаимствовано с просторов интернета.
Как в таких случаях говорят " самолет поймал птичку". Этот движок уже никуда не полетит, разумеется. Фото позаимствовано с просторов интернета.

Поэтому предписаны регулярные осмотры лопаток компрессора и турбины техническим составом.

Во время полетов и газовок на земле, двигатели нагреваются. И все работают с монотонным гулом, свистом и грохотом. Когда двигатели выключают и они остывают, то при охлаждении металл лопаток слегка уменьшается в объеме. Поэтому, когда самолет долго стоит, не летая, при вращении ротора его двигателя вручную, лопатки издают характерный потрескивающий звук. Слегка колеблясь в креплениях на диске.

** О своем однокашнике по военному училищу и однополчанину, с кем пришлось служить в авиационных полках Кшивы и Бады Юре Кулике я расскажу как нибудь в другой раз. Если кому будет интересно.

Компрессия — силовое воздействие на газообразное тело, приводящее к уменьшению занимаемого им объёма, а также к повышению давления и температуры.

Шпанго́ут (нидерл. spanthout, от spant — «балка» и hout — «древесина») — поперечное ребро корпуса судна; деревянный или металлический поперечный элемент жёсткости обшивки корпуса корабля или летательного аппарата. **

Как я упоминал выше, Сашу техника армия, в лице его начальника - инженера эскадрильи, недолюбливала. Майор Зинчук на дух не переносил строптивого лейтенанта. И Саша отвечал ему полной взаимностью. Они друг друга стоили, как говорят в таких случаях. Саша техник дерзил. Огрызался. Порой был не сносен. Но все тяготы и лишения службы переносил стойко. По службе и обслуживанию вверенной ему боевой техники нареканий у отцов-командиров к нему не было. Поэтому и отношение к нему было двоякое. Никогда не знаешь, чего этот дерзкий отчебучит в следующий раз. Поэтому травили друг другу существование инженер эскадрильи и старший техник авиационного комплекса третьего поколения Су-24 с переменным успехом.
А за Саней не заржавеет. Уж не вспомнит никто по какой причине, но решил как то Саня техник своему инженеру слегка подтравить существование. То ли зол был на майора Зинчука. То ли просто забавы для. То ли в отместку за выходной, проведенный сутки в наряде.
Был чудный день. Апрельское солнышко светило, наполняя оптимизмом и смыслом нашу бренную жизнь. Теплу радовались все. Мушки, бабочки, зайчики, медведи, лисы, рыбы, люди. И даже офицеры с прапорщиками. Включая техников и механиков самолетов. Не считая младших чинов. Да что там говорить, самолеты и те радовались весеннему теплому солнышку!

Особенно, когда полетов нет неделю. А на всей вверенной матчасти настала пора проводить перечень работ. Готовя ее к весенне-летней эксплуатации. Праздник в душе. И радость переполняет такая, что готов даже облобызать этого старого хрыча и зануду – инженера второй эскадрильи, майора Зинчука! Все готовы его облобызать. Но только не Саня техник. Камень на товарища майора он за пазухой припас конкретный. И не терпелось отдать ему должок. План мести вынашивал пару дней. Месть, как известно, это блюдо, которое надо подавать холодным. И к среде блюдо было готово.

Прибыв на построение эскадрильи, и прослушав целый ряд ценных указаний от командования, инженерно-технический состав убыл на стоянку своей эскадрильи. Чтобы там построившись уже инженерно-техническим составом прослушать тот же целый ряд ценных указаний. Только уже непосредственно от их начальника. Заместителя командира второй эскадрильи по инженерно-технической службе майора Зинчука. Чтоб ты был здоров, старый пень!
Прослушав уже услышанное, по команде разошлись по своим укрытиям. Продолжать проводить мероприятия по подготовке самолетов к эксплуатации в весенне-летний период обучения. Саня техник, приняв объект у ДСП, проверил целостность печатей. Вскрыл свое ЖБУ. Или арочное укрытие. Как его еще называют. Наполовину открыв его створки. Подозвал Саню механика. Велел тому снять заглушки с воздухозаборника. После выполнения, приступил к инструктажу:

- Саня, сейчас залазишь в левый воздухозаборник. И лезешь к движку. Когда залезешь, я стремянку уберу. Сидишь там тихо. Как только услышишь, что в воздухозаборник кто-то дует, крути колесо, что есть силы. Когда мероприятие закончим, стремянку поставлю обратно. Все понятно?

Саня механик завис. На лице отображалась титаническая работа его мозговых извилин. Которые со скрипом и трением переваривали и усваивали полученную информацию. Саша техник не удивился бы, если почувствовал, что из головы Сани механика пахнуло бы паленой проводкой.

Осмыслив полученную информацию, Саня механик «разродился» докладом, что поставленная начальником задача уяснена. Понятна и принята к исполнению. После чего забрался со скрипом в воздухозаборник. И пролез к входному устройству двигателя. Затаившись там до поры до времени, как и было приказано.

фото позаимствовано с просторов интернета.
фото позаимствовано с просторов интернета.

Саша техник, убрал стремянку. Поставил на место заглушки воздухозаборников. Прикрыл створки ЖБУ. И отправился прямиком в инженерный домик их эскадрильи. Где без стука и доклада завалился к инженеру эскадрильи в кабинет, предварительно изобразив на лице ошарашенный и сильно озадаченный вид.

- Товарищ майор!!!!!!!!!!! У меня это!!!!!!!!!!

- Лейтенант!!!!! Ты что себе позволяешь!!!!! Почему без разрешения?!!!!!!! Что у тебя опять стряслось?!!!!!!

- Товарищ майор, у меня это!!!!!

- Гончаров, что ЭТО ?!!!!!

- Беда, товарищ майор!!!!!

- Что ты мелешь?!!! Какая беда?!!!! Что случилось?!!!!

Зинчук был близок к тому, чтобы запустить Саше технику в голову чем нибудь тяжелым.

- Товарищ майор, у меня с левым движком на самолете беда приключилась!!!!!

Зинчук побелел лицом. Взял себя в руки и, пытаясь сохранить спокойствие, спросил:

- Что с двигателем?! Докладывай!

Саня техник, сдерживая улыбку, доложил.

- Да что-то не понятное с ним творится, товарищ майор! Сегодня выявил при осмотре планера! Если дунуть в левый воздухозаборник, двигатель вращается! Просто полтергейст какой то, товарищ майор!

Зинчук даже слегка опешил от такого откровения. Посмотрев внимательно на старого лейтенанта, принюхался и с подозрением спросил:

- Гончаров, ты что, стопарь спирту что ли уже хряпнул ?! Неразбавленного…..

- Никак нет, товарищ майор! Я спортсмен, алкоголем не увлекаюсь! Тем более на службе!

Зинчуку изменила выдержка и сдали нервы. Он эмоционально взорвался, сорвавшись на визг:

- Гончаров, бля…..! Ты керосину нанюхался что ли?!!! Или с ероплана нае##улся головою вниз?!!!!! Что ты несешь?!!!!! Куда дунул?!!!! Кто вращается?!!!! Ты идиот что ли совсем?!!!!!
- Никак нет, товарищ майор! Я в полном порядке! Но с двигателем и впрямь случилось что то непонятное. Я минут пять дул в воздухозаборник. И все пять минут ротор вращался! Надо вызывать представителей МАП, товарищ майор!

- Никого вызывать не надо. Пошли, покажешь, что у тебя за феномен такой с двигателем! Но, предупреждаю, Гончаров!!! Если это снова твои дурацкие шуточки, я тебя по нарядам сгною! Ты у меня из караулки вылезать не будешь месяцами! Пошли!

И они направились к ЖБУ, где начала представления дожидались самолет, закрепленный за Саней техником. И Саня механик, сидевший в засаде у входного устройства его левого двигателя.

** Полтерге́йст (нем. poltern — «грохотать», «стучать» и нем. Geist — «дух», буквально — «шумный дух») — распространённое название для явлений, которым приписывается мистическая и паранормальная природа, не связанная с конкретным мистическим существом или фольклорным персонажем (домовым, призраком и т. д.). Действиям полтергейста, как правило, приписывают посторонние шумы (стук, шаги), исчезновение или самопроизвольное перемещение предметов, а также возгорания.

ЖБУ, или арочное укрытие (арочное отсыпное сооружение) — железобетонное сооружение для стоянки, технического обслуживания, снаряжения, заправки и запуска двигателей самолётов фронтовой авиации (ФА) типа МиГ-21, МиГ-23, МиГ-27, Су-17, Су-24 и других — схожих размеров, а также любой другой крупногабаритной техники.

Министе́рство авиацио́нной промы́шленности СССР (сокр. МАП СССР) — союзно-республиканское министерство, осуществлявшее руководство авиационной промышленностью в Советском Союзе — производством и техническим сопровождением самолётов, вертолётов, двигателей, авиационных систем и оборудования, а также экспериментальных летательных аппаратов. Министерство авиационной промышленности и подведомственные ему предприятия, организации и учреждения составляли единую систему Министерства авиационной промышленности СССР.

Министерство было образовано 15 марта 1946 года из профильного Наркомата авиационной промышленности СССР (НКАП). Министерство было упразднено приказом от 28 ноября 1991 года.**

По прибытию на место, Саня техник снова открыл ворота арки. И, учтиво пропустив старшего авиационного начальника, проследовал за ним в укрытие. Зинчук приказал снять заглушки с воздухозаборника. Что Саша техник немедленно выполнил. После чего товарищ майор, скрестив руки на груди, произнес со зловещим значением:

- Ну, давай, показывай! Что у тебя тут за «очевидное – невероятное» приключилось с движками!

Су-24 М в ЖБУ. Фото позаимствовано с просторов интернета.
Су-24 М в ЖБУ. Фото позаимствовано с просторов интернета.

Саня не спеша, как на презентации, начал представление.

- Вот, смотрите, товарищ майор. Подходим к правому воздухозаборнику. И дуем в него.

Говоря это, Саня техник подошел и демонстративно дунул. Продолжил показ.

- Вот, слышите? Ротор неподвижен. Теперь то - же самое делаем с левым воздухозаборником.

Говоря это, Саня техник, нагнувшись, прошел под конусом самолета к левому воздухозаборнику. И дунул в него. Саня механик четко выполнил инструкцию техника. И от души крутанул колесо ротора. Послышалось характерное постукивание лопаток. Которое в пространстве бетонного укрытия и полной тишине раздалось тревожным набатом. Зинчук, услышав, как двигатель ожил от Саниного дуновения, от удивления и неожиданности аж присел. И растерянно пробормотал:

- Это что за хрень такая?!!!!

- Вот видите, товарищ майор, я же Вам говорил! Смотрите еще раз. Точнее слушайте….

И, произнеся это, Саня техник снова дунул в воздухозаборник. И снова лопатки весело затрещали, постукивая металлическим звоном.

- Теперь можете сами подуть и убедиться!

Майор Зинчук, старый стреляный воробей, оттоптавший бетон без малого четверть века, купился на розыгрыш старого лейтенанта, словно прослужил в ВВС без году неделю. Как Саня механик. Саня Гончаров еле сдерживал себя, чтобы не прыснуть, когда изрядно поседевший и побитый молью инженер эскадрильи суетливо бегал от борта к борту самолета. По очереди дул в воздухозаборники. И под нос бормотал, словно гадая на ромашке:

- Вращается, не вращается. Вращается, не вращается. Вращается, черт меня дери!!!!!

И резко завопил дурниной так, что от неожиданности Саня техник вздрогнул:

- Гончаров!!!! Неси срочно сюда стремянку и переноску!!!! Да бегооом, твою дивизию!!!!!!

Саня техник, суетливо подав начальству затребованное, изобразив озабоченность на лице, спросил:

- Все таки может специалистов из МАП стоит вызвать, товарищ майор? Случай то из ряда вон……

- Поговори у меня, лейтенант!!!!! Без сопливых разберусь, что делать! Я еще у недозрелого лейтенанта забыл спросить!!!!! Я бетон топтал, когда ты еще на папином х……… .

Дальше его монолог приобрел неразборчивый глуховатый звук. Поскольку тельце инженера эскадрильи скрылось в железном чреве аэроплана.

Когда старый больной человек, отслуживший в войсках почти 25 лет, кряхтя в позе эмбриона, полз по узкому проходу воздухозаборника, он в свете переносной лампы узрел Саню механика. И в этот момент его озарило, как он попался на уловку « недозрелого» лейтенанта. А когда он осознал это, то……. По дикому воплю, раздавшемуся из глубины самолетного нутра, Саня техник понял, что майор Зинчук понял. Поэтому благополучно ретировался из укрытия, во избегании дальнейших прений со своим начальством.

О произошедшем оба старались не напоминать друг другу. Саня техник в свою очередь заинструктировал Саню механика до слез. Пообещав, что если тот разболтает, то он поставит его вместо макивары в спортзале. И будет отрабатывать на нем удары ногами и руками. А так же другими предметами. Тупыми, острыми и не очень. Саша техник всерьез увлекся восточными единоборствами. И занимался ими практически на профессиональном уровне.

Не смотря на то, что Зинчук грозился Саню техника сгноить в нарядах, угрозу свою в жизнь так и не воплотил. Поскольку летали в те времена довольно интенсивно. А старший техник самолета лицо на полетах практически не заменимое. Как показала практика.

Но спустя какое-то непродолжительное время Сане технику пришла замена в Кировабад.
Приложил ли руку к его замене инженер эскадрильи, или она прошла согласно плановой ротации личного состава полка, история умалчивает.

**«Очевидное — невероятное» — советская и российская научно-популярная телепрограмма, выходившая с 1973 по 2012 год. Первый выпуск передачи («Космос») вышел на экраны 24 февраля 1973 года. Бессменным ведущим передачи был советский и российский учёный-физик, профессор Сергей Петрович Капица (1928—2012).

Гянджа́ ( до 1804 г. — Гянджа, в 1804—1918 гг. —Елизаветпо́ль, в 1918—1935 гг. — Ганджа, в 1935—1989 гг. — Кироваба́д) — второй по площади и третий по населению город Азербайджана.**

Спустя какое то время Сане какими то окольными путями все таки удалось выскользнуть из цепких лап Министерства Обороны. Его уволили по несоответствию с занимаемой должности. И он, как лейтенант запаса встал на воинский учет в районном военкомате своего родного города Кимры. Осуществив свою мечту, которую лелеял столько лет.

Где его кипучая и предприимчивая натура нашла применение. Он занялся земельным бизнесом и изрядно в этом преуспел.

Впрочем......это уже совсем другая история.