Козлова Засека - это ближайшая к усадьбе «Ясная Поляна» железнодорожная станция. Поездки Толстого и его семьи в Москву, как правило, осуществлялись через Козлову Засеку. Здесь же они встречали своих гостей и получали почту.
По одной из версий название своё это место получило по фамилии служащего здесь когда-то Данилы Козлова. А засека — это старинное оборонительное сооружение из надрубленных деревьев. Их располагали рядами или крест-накрест и укладывали кронами в сторону противника. Это было непроходимое оборонительное сооружение - покруче Великой китайской стены.
От Ясной Поляны до Козловой Засеки четыре километра. Конечно, я пошла пешком. Уже через полтора километра дорогу мне преградило поваленное дерево. "Очень символично", - подумала я. И уж совсем смешно мне стало, когда через какое-то время история повторилась - ещё одно дерево пересекало дорогу. Вот такая засека по пути к Козловой Засеке.
В 2001 году на станции были проведены колоссальные работы по реконструкции, позволившие вернуть станционному комплексу Козловой Засеки исторический облик. Сейчас музейно-вокзальный комплекс «Козлова Засека» включает привокзальную территорию с железнодорожной платформой, вокзал, выставку «Железная дорога Льва Толстого».
Я пришла рано, когда музей был ещё закрыт. Походила по территории, поснимала. В девять музей открылся, и я зашла.
- Здравствуйте! - приветствовала меня работник музея. - Я обычно у первых посетителей спрашиваю откуда они.
- С Урала, - отвечаю я бодро.
- Вот я и думаю, кто ж так рано? Москвичи обычно позже подъезжают.
Проходим в выставочный зал. Экспозиции посвящены железной дороге и Льву Николаевичу. Меня привлекает знаменитая трость Толстого. Это копия, зато её можно взять в руки, ощутить тяжесть и даже попробовать присесть, как это делал писатель, когда уставал.
На одной из стен фотографии, снятые 9 ноября(по ст.стилю) 1910 года, в день прибытия поезда с телом Толстого. Гроб писателя несли на плечах до усадьбы Ясная Поляна, сменяясь, представители интеллигенции, науки, литературы, студенты, крестьяне. Впереди процессии крестьяне несли громадное полотно, на котором было написано: «Лев Николаевич! Память о твоем добре не умрет среди нас, осиротевших крестьян Ясной Поляны».
Мы разговорились с экскурсоводом, и вот она уже приглашает меня на чашечку кофе. Через полчаса мы с Леной на "ты" - много общего нашлось.
Пришли новые посетители, и мы отправились вместе с ними в зал ожидания, предварительно купив оригинальные открытки, чтобы отправить их прямо со станции. Я взяла четыре. Отправила себе, дочери и подругам.
В Сафакулево открытки пришли через 11 дней, в Омск - через двадцать, а вот в Челябинск только вчера доставили. Наверное, на перекладных везли, как во времена Толстого.