Союз «и» означает, что Его оплакивание касается всех обреченных народов.
Да – во все времена все богоотступнические народы поступают по одному и тому же шаблону. Они сначала вроде бы как обращаются к Богу, но потом, с течением времени отворачиваются от Него.
А значит – умирают и уходят в историческое небытие.
Но перед этим оплакиваются Христом, как Он оплакал Свой родной народ – иудеев и столицу Своей Родины – Иерусалим.
Давайте присмотримся:
«И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем
И сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! но это сокрыто ныне от глаз твоих…» Лк. 19. 41-42.
Прервемся.
Первая и главная характеристика обреченных богоборческих народов – слепота.
Иисус Христос спрашивает: если бы хоть кто-то узнал, что служит к миру, но никто этого не видит.
К России это имеет даже более прямое отношение, чем к тогдашней Иудее.
Идет война. Война кровавая и беспощадная. Сейчас до последнего украинца, но неизбежно переходящая по своей неизбежной логике и в войну до последнего русского…
Христос спрашивает: видит ли кто, что послужит к установлению мира? Увы – русские, как и иудеи того времени, ничего не видят. Они тоже слепы.
Они не видят, что их уже оплакивают.
Им бы надо покаяться, обратиться в слезах к Христу с мольбой о спасении, и тогда все можно было бы еще поправить…
Но!.. Иудеи тоже пренебрежительно махали на Христа.
И сейчас так же поступают русские.
Что Ему надо? Храмы стоят, купола золотятся… Что еще надо Ему? Не до него – война идет, и надо деньги зарабатывать…
А Ему нужны не купола и храмы, а наши сердца. Но русские не хотят их отдать Христу. Вместо Христа там – злорадная война и нажива.
А значит, логика гибельной обреченности разворачивается дальше:
«Ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами, и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду…» Лк. 19. 43.
Разве это все не произошло уже? Разве нас не обложили со всех сторон экономическими окопами и стеснили отовсюду санкциями?
Но удивительная слепота продолжается. Дело идет к ядерной войне, но над ее последствиями никто не задумывается.
И что же мы будем делать, когда до дойдет до логического завершения, так беспощадно и точно описанного Христом?
«И разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне, за то, что ты не узнал времени посещения твоего». Лк. 19.44.
Что – кто-то сомневается, что так рано или поздно будет?
Гм?.. Бог не пощадил родины Своего Сына, будет ли Он щадить нас?..
Мы чем лучше той же самой Византии, чьи дети были побиты, как были побиты дети Иудеи?..
Чем наши дети лучше? Они – наследники безбожных отцов и матерей, русских лицемеров, воздвигших храмы Христу, но отрекшихся от Него в сердце.
Точно таких же лицемеров, как и иудейских, которые воздвигали пышные гробницы убитым когда-то их предками пророкам:
«Горе вам, что строите гробницы пророкам, которых избили отцы ваши.
Сим вы свидетельствуете о делах отцов ваших и соглашаетесь с ними; ибо они избили пророков, а вы строите им гробницы». Лк. 11. 47-48.
Да, Христос и нам, русским, говорит: горе вам, что строите храмы, которые взорвали отцы ваши!..
Ибо этим только подтверждаете свое соучастие в их преступлениях, так как сердца ваши стоят далеко от Меня!..
Что ж, раз мы не внемлем – вот логическое завершение трагедии оплакивания Христа России:
«Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!
Се, оставляется вам дом ваш пуст». Мф. 23. 37-38.
Россия еще в 16 веке была названа «Новым Израилем» и «Новым Иерусалимом». Так что можно просто переменить в этих словах Христа «Иерусалим» на «Москва», или «Россия».
А смысл останется тем же с точностью до последней буквы.
И скольких пророков убила Россия, посланных от Бога к ней – от митрополита Филиппа, задушенного подручными Иоанна Грозного, епископа Арсения Мациевича, замученного Екатериной Великой, до пророка Авеля, патриарха Тихона и тысяч новомученников российских…
И сколько же раз Христос хотел нас собрать под Свои крылья!..
Но мы не внемлем. Мы слепы.
А значит, несмотря на слезы Христа – «се, оставляется вам дом ваш пуст»!..
Увы!..