В городе Городец Нижегородской области при церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы есть старое кладбище. Оно появилось в 1820 году, храм был построен в 1824. Захоронения на этом кладбище проводились до 1961 года, а в 1980 кладбище было разорено: срыты могилы, уничтожены надгробия, ворота, утрачена ажурная металлическая ограда по периметру.
Я приехала сюда побродить, полюбоваться красотой храма и с надеждой встретить что-то интересное. Так и вышло.
Кладбище было уничтожено, но позднее, в 1990-е и 2000-е годы часть надгробий была восстановлена. И среди них надгробный памятник в виде креста удивительному человеку, оставившему заметный след в истории, книгописцу, каллиграфу и художнику-миниатюристу Ивану Гавриловичу Блинову. Благодаря информации на табличке я узнала, кем был этот человек, и конечно захотелось узнать о нём больше.
Иван Блинов родился 5 (18 по новому стилю) ноября 1872 года в деревне Кудашихе близ села Городец Нижегородской губернии. Своё детство Иван провёл в доме деда в деревне Косково на реке Узоле. Дед Клементий выучил его чтению и чистописанию. Склонность к художеству проявилась у Ивана довольно рано, первой его картиной ещё в детстве стал срисованный с иконы пером и чернилами архангел Гавриил. Родители поначалу одобрили это увлечение. В подростковые годы Иван увлёкся книгописанием. Поначалу он переписывал в тетради каноны избранным праздникам и святым, которые затем продавал одному из городецких книготорговцев по 20 копеек за штуку. Таким образом он старался доказать родителям, которые к тому времени уже начали журить его за излишнее, по их мнению, увлечение художеством, что выбранная им профессия позволит прокормить его самого и будущую семью. Свою первую крупную работу - Канонник объемом в 219 листов — Иван Блинов создает в 1887 году, а год спустя юный художник переписывает лицевой Толковый Апокалипсис. В конце 1880-х у Блинова появляются крупные заказчики - купцы-коллекционеры из Городца и Горбатова.
В процессе работы Блинов параллельно изучает богатейшие книжные собрания своих заказчиков, знакомится с другими переписчиками, художниками-миниатюристами и иконописцами, ещё более шлифуя собственный навык. Таким образом, к концу 1890-х годов Иван Гаврилович становится общепризнанным мастером - каллиграфом и миниатюристом, чьи работы с охотой приобретались многочисленными коллекционерами.
В 19 лет Иван Гаврилович женился на единоверке Вере Павловне, которую нежно любил всю жизнь, называя Верушей. В их семье родилось 7 детей. Отражение тёплых чувств супругов сохранилось в их письмах друг другу.
Почти каждое письмо супруге начиналось со своеобразного славословия, как то:
Здравствуй, нинаглядная моя и неоцененная Верашинька, Милая и дарогая моя супруга, Богом мне определенная. Посылаю тебе моя радость от всей души и сердца ниский поклон и заочно вас целую и ласкаю, мой цветик дарогой. Как тебя хранит Создатель и милует. Дай Бог тебе многолетнего здравия, а наипаче душевнаго спасения.
Вера Павловна отвечала взаимностью:
С детства навсегда лежишъ ты у моего сердечка. Я вас крепко полюбили навсегда, Ванюшинка, мой ты сокол дарогой. У меня серцо взвалновалосъ по тебе, голупчик сизокрылой, нинаглядно мой светок. Увидала писмо ваше, взвалновалас по тебе, Ванюша <…> Милой, мне вас хочется домой. Справить жить будем вместе. Дома будет лучше. Вокруг дому лужок хорошой — прокормимся.
С середины 1890-х годов Блинов стал пробовать себя в реставрации, дописывая утраченные фрагменты различных рукописей и украшая неиллюминированные манускрипты орнаментами и «картинами».
Работая в Нижнем Новгороде, Казани, Москве и Санкт-Петербурге, Иван Гаврилович с лихвой пользовался теми возможностями, что предоставляли ему книгописные собрания вышеперечисленных городов. Мастерство Блинова росло год от года.
С 1909-1916 годы работает в Москве в типографии Малехова старшим корректором. Помимо основной работы в типографии, Блинов также выполнял частные заказы, причем его профессиональная репутация как каллиграфа и мастера-книгописца была к тому времени столь высока, что в числе его заказчиков был и Императорский двор. В частности, им были созданы рисунки трёх статутов к дамскому ордену св. блгв. княгини Ольги: для императора Николая II, императрицы Александры Феодоровны и вдовствующей императрицы Марии Феодоровны. Для выполнения заказа Блинов был затребован в Царское Село, где 3 недели прожил у начальника Царскосельского дворцового управления князя М. С. Путятина. За эту работу Иван Гаврилович получил 500 рублей, золотую медаль на Андреевской ленте с надписью «За усердие» и письменную благодарность от государыни.
Революционные события февраля - октября 1917 года застали Ивана Гавриловича в расцвете творческих сил и на пике карьеры, однако для новой власти его талант оказался совершенно чужд. Тем не менее художник продолжал активно работать.
В марте 1919 года Блинов вошёл в состав Учёной коллегии Российского Исторического музея. В 1920 году художник становится директором и по совместительству научным сотрудником Городецкого краеведческого музея, одним из организаторов которого он являлся. В 1925 году Иван Гаврилович по семейным обстоятельствам возвращается в родную деревню.
Во второй половине 1920-х - 1930-х годов сменил несколько профессий: работал в колхозе, был лектором и оформителем в сельском клубе, ответственным редактором городецкой газеты «Колхозный ударник», учителем в колонии. Постоянно находясь под подозрением властей, художник то и дело возвращается к любимому занятию - переписке и оформлению рукописей: составляет и украшает красочными миниатюрами «Историю города Городца», для детей и внуков переписывает маленькие книжечки с канонами. Но в советских реалиях книгописный труд не только не приносит Блинову какого-либо дохода, но лишь усиливает его репутацию «неблагонадежного».
Незадолго до кончины Блинов получает письмо от своего давнего друга, историка и археографа Г. П. Георгиевского, в котором последний предлагает Блинову выполнить для него новую книгу, «Слово о полку Игореве». Это предложение взволновало и обрадовало Ивана Гавриловича. Вот что он пишет в ответном письме:
Дорогой и любезный друг мой Григорий Петрович! — пишет Блинов в ответном послании. — Только что получил от Вас Ваше дорогое письмецо. Во-первых, не могу выразить той радости, какую Вы мне прислали. Я окончательно был уверен, что Вас нет в живых. Друг ты мой великий! Григорий Петрович! Я давно бы Вам описал о моем житье-бытье, но меня уверили, что Вы не жив. Желательно с Вами поговорить лично. Эту работу, какую Вы мне предлагаете, я с полным удовольствием берусь и рассчитываю ее выполнить. Только не знаю, какие взять сюжеты из «Слова о полку Игореве» и какой размер и для чего это нужно. Это хорошо бы с Вашим советом. <…> Сейчас срочно пишу краткий ответ, я очень взволнован и рад Вашему письмецу (я Вас не видел 20 лет).
Однако, принявшись за данный заказ, Иван Гаврилович не успел его завершить.
Иван Гаврилович Блинов скончался в родной Кудашихе 8 июня 1944 году на 72-м году жизни вскоре после смерти любимой жены, оставив после себя 7-х детей и многочисленных внуков. Могила самого Блинова по настоянию родственников и общественности Городца восстановлена в 1988-м, а 7 сентября 2005 г. на здании Городецкого краеведческого музея была открыта мемориальная доска, посвященная его выдающемуся директору.
В силу исторических обстоятельств И. Блинов оказался последним крупным представителем традиционного кириллического книгописания на территории бывшего СССР. Иван Гаврилович прошел путь от увлекающегося каллиграфией подростка глухой поволжской деревни до состоявшегося мастера, получившего всероссийскую известность.
————————————————
Источники:
использовались текст и изображения из статьи Алексея Гудкова «"Пуще всех художникоф": крестьянин-книгописец Иван Блинов» - часть 1, часть 2
статья Натальи Фёдоровны Козловой
статья в Википедии об И.Г. Блинове