Ещё не остыли впечатления от рассказа о великой любви Харлампо к Деспине (и любви тётушки Хрисулы к черному инжиру), а я спешу перечитать ещё один рассказ Искандера - "Чаепитие и любовь к морю" из сборника о Чике.
Тётушка Чика варит особый кофе. Она уже расположилась на своём "капитанском мостике" - перед распахнутым окном на веранде. Отсюда ей удобно наблюдать за жизнью двора, выступать миротворцем или, наоборот, катализатором дворовых скандалов.
Здесь она со всем радушием привечает очередную приятельницу, рассказывая про сватовство персидского консула, чтобы пару месяцев спустя, когда новая подруга ей надоест, поссориться с ней и несколько месяцев не разговаривать.
Чик никогда в жизни не видел человека такого доброго и такого несправедливого одновременно - всё зависело от настроения.
Чик - великий стратег, он тщательно выстраивает тактику поведения, чтобы получить разрешение тётушки пойти на море. Его команда - девочки и мальчики со двора - терпеливо ждет и верит, что их лидер может всё.
Чику интересно наблюдать и делать выводы. Например, он анализирует реакцию нормальных людей на своего сумасшедшего дядю:
Чик давно заметил, что глуповатые люди довольно подробно с большим удовольствием интересуются жизнью дяди. По наблюдениям Чика, им приятно убедиться лишний раз в достаточно значительном расстоянии между умом дяди и их собственным умом.
Чик в этом рассказе впервые встречается со смертью - из моря достают утопленника. Поразившись хрупкости телесной оболочки, уязвимости человека перед стихией, он делает вывод, что жизнь не может ограничиваться этой оболочкой, это было бы слишком бессмысленно.
Он почувствовал, что море, которое он так любил, может быть жестоким и равнодушным, но всё равно он его любил, как любят жизнь, зная, что она может быть и равнодушной, и жестокой, и всё-таки ожидая от неё чуда счастья.
Я люблю эту книгу за то, что в каждом маленьком рассказе открывается целый мир, как видит его ещё не загрубевшая, ищущая, ничего не принимающая на веру душа ребёнка.
Люблю этого думающего, справедливого мальчика, в свои годы уже настоящего мужчину.
А тётушка тем временем разливает кофе по-турецки:
Сначала понемногу в обе чашечки, чтобы каймак разделился поровну, а потом остальное. Струя кофе из джезвея выливалась замедленно и маслянисто, и было видно, что кофе очень густой. Чик не любил такой кофе, но смотреть на эту густую, малянистую струю было приятно.
Мои впечатления от "Детства Чика" здесь:
Это были очередные размышления на тему дня - кофе.
Любите кофе? Какой именно? Какие книги вам напоминает его аромат?
Спасибо за внимание Надеюсь, не сильно утомила вас)