Возникновение Горьковского автомобильного завода обязано началу советского периода индустриализации страны. После решения Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) СССР в начале марта 1929 года вышел приказ о строительстве завода. В конце того же года заключено соглашение с "Ford Motor Company". Американцы должны были оказывать техническую помощь в организации производства легковых автомобилей Ford-A и грузовых Ford-AA.
Уже в январе-феврале следующего года началась сборка на Автосборочном заводе N1. Из ворот именно этого завода вышла "полуторка", как назвали в народе.
Автосборочный завод номер 1. Откуда взялся? Построили за несколько месяцев? Не совсем так.
Ещё в XVI веке недалеко от Нижнего Новгорода, на левом берегу реки Оки и правом берегу Волги раскинулась Кунавинская слобода. В 1820-х годах в Нижнем Новгороде на Рождественской улице поселился со своим семейством купец Григорий Михайлович Рукавишников. Происходил из старообрядческой крестьянской семьи, но сумел заиметь лавки и торговал "железом". В Большой российской энциклопедия говорится, что в 1822 году основал "стальной" завод в Кунавинской слободе.
Сталилитейный завод династии Рукавишниковых прекратил свою деятельность с 1901 года. В период Первой Мировой войны в цеховые здания завода эвакуировали производства из территорий, которые могли стать прифронтовой зоной, в том числе из Прибалтики и Белоруссии.
В советское время предприятие национализировали. В течении 1920-х годов несколько заводов объединили, в результате образовался завод "Гудок Октября". С 1928 года Кунавино стало западным районом Нижнего Новгорода. Несколько десятилетий спустя изменилось название на Канавино. Теперь там Горьковский завод аппаратуры связи имени А. С. Попова.
В 1929 году приказано выделить на заводе "Гудок Октября" помещение, которое должно стать самостоятельным сборочным цехом. Правительство приняло решение, не дожидаясь создания нового завода, собирать автомобили из американских комплектующих. И в 1930 году по улицам и дорогам Советского Союза ездили грузовые и легковые форды, собранные руками советских граждан.
Тем временем, советские инженеры, командированные в США, сотрудничая с представителями компании, разрабатывали технологии и проектировали будущее производство. А недалеко от Нижнего Новгорода кипела подготовка к строительству нового завода, потом и сама стройка.
К ноябрю 1931 года сооружено 53 здания для цехов нового завода, проведены железнодорожные пути: подъездные и внутризаводские; протянулись автомобильные дороги на два с лишком десятка километров; смонтированы тысячи электромоторов, различных агрегатов и станков. И всё это за полтора года. А с 1 января следующего года завод начал непосредственную деятельность. Уже к концу января выпущен грузовик ГАЗ-АА.
С 7 октября 1932 года Нижний Новгород решением Правительства переименован в город Горький в связи с 40-летием литературной деятельности пролетарского писателя Максима Горького. Соответственно все предприятия изменили названия. Нижегородский автомобильный завод отныне стал именоваться Горьковским. Прежняя модель грузовика НАЗ-АА с октября 1932 года выходит как ГАЗ-АА. Данную модель выпускали по 1948 год. С 1949 года сходили другие модели.
Автосборочный завод номер 1 стал фактически филиалом нового завода, хотя юридически только с января 1940. Из остатков американских комплектующих деталей продолжали там собирать форды, а так же сотрудники завода пополняли своими кадрами головное предприятие.
Конструкторы Горьковского автозавода в 1932 году начали работу над созданием автобуса на шасси ГАЗ-АА. Опытный образец ГАЗ-1 выпущен автосборочным заводом в ноябре того же года. Но, видимо, новый автобус не удовлетворял определенным требованиям и решили взять за основу для следующей модели "американский школьный автобус на базе Ford-AA".
С апреля следующего года автобусы ГАЗ-3 из макетов конструкторского бюро стали воплощаться в производственных цехах в реальные. Кузов состоял из каркаса, в котором использовали древесину твердых пород или берёзу. Снаружи боковые стенки обивали стальным листом толщиной 1 мм, задняя - толщиной 0,6 мм. Раскрашивали в несколько цветов: светло-желтый - верхняя часть крыши и бортов, темно-синий или темно-зеленый, или темно-красный - кузов в нижней части и капот; черный - кузов снизу и остальные части, которые ближе к земле. Внутри автобуса клеили дермантин на потолок и стены, а также обивали подушки и спинки сидений. В проход клали ковриковую резину. Автобус расчитан был на 17 пассажиров и имел три двери, в том числе и для водителя. С 1937 года кузов автобуса сделали на 15 см короче и назвали ГАЗ-03-30. На этом конструкторы не остановились и создали модификации: пикап ГАЗ-4, позже седан ГАЗ-6.
К сожалению, далеко не все разработанные модели смогли в массовом количестве сойти с конвейера. На это были объективные причины. И всё же автозавод наладил производство автобусов для различных нужд, кроме них вышли санитарные автомобили и фургоны: ГАЗ-05-193, ГАЗ-05-194, ГАЗ-55, ГАЗ-410. Выпускали и автомобили специального назначения по индивидуальным заказам.
Ещё в 1932 году по лицензионной копии Ford-A налаживали выпуск автомобиля среднего класса с 5-ти местным и 4-х дверным кузовом типа фаэтон - ГАЗ-А. Это первое поколение автомобилей, выпуска 1932-1936 годов.
С октября 1933 года главным конструктором ГАЗ назначен Андрей Александрович Липгарт (1898-1980). При его руководстве и участии созданы ГАЗ-М1, ГАЗ-М20 "Победа", ГАЗ-51, ГАЗ-63, ГАЗ-12 "ЗИМ", ГАЗ-67. Сложилась конструкторская школа.
Второе поколение легковых автомобилей Горьковского автозавода началось с ГАЗ-М-1, так называемый "Молотовский-первый" носил имя Вячеслава Михайловича Молотова, председателя Совета народных комиссаров (Совнаркома), главы правительства СССР. Иначе "Эмка", как звали машину в народе. Прототипом новой модели выбрали Ford Model 40-730. Наименование автомобиля по системе "модель двигателя - модель кузова", которую в последующие годы приняли на ГАЗе. Это Ford Sedan 1934 года, с четырёхцилиндровым мотором и стандартным оформлением. Группа инженеров ГАЗа взялась за адаптацию американской модели к местным условиям эксплуатации. В феврале 1935 года вышли опытные образцы, а в производство запустили в 1936. Производили по 1942 год. Всего до 1940-х годов произвели 17 моделей и модификаций.
Автосборочный завод в период Великой Отечественной войны увеличил объемы производства санитарных и штабных автобусов. Наладил выпуск полевых кухонь и походных кузниц.
Горьковский автозавод в 1941-1945 годы кроме грузовиков выпускал автомобильные двигатели, самоходные орудия, миномёты, боеприпасы, в том числе и для "Катюш". С августа 1941 года производил лёгкие танки Т-60. Впервые в отечественном танкостроении организована была сборка танков на конвейере. Выпускали разведывательно-командирский полноприводный легковой автомобиль ГАЗ-64. С 1942 года наладили выпуск аэросаней, легкового танка Т-70, бронеавтомобилей. В 1943 году Горький подвергся жестокой бомбардировке. Оказались поврежденными пять десятков корпусов и зданий автозавода.
Ещё до официального окончания войны конструкторы уже разрабатывали новые модели легковых и грузовых автомобилей для мирной жизни. ГАЗ-51 - первый послевоенный грузовик, на его базе вышли многочисленные модели. Этот грузовик начали проектировать ещё в 1937 году. Первоначальное наименование ГАЗ-51-420. В 1938 году приступили к созданию необходимых узлов. В январе следующего года началась сборка опытного образца. С мая 1939 по июль 1940 грузовик проходил дорожные испытания. Затем продемонстрировали посетителям Всесоюзной сельскохозяйственной вставки в Москве. Сначала 1941 года заводчане подготавливали соответствующие агрегаты, чтобы запустить серийное производство, но помешала война. Тем не менее, конструкторы и инженеры в 1942 году увеличили грузоподъёмность грузовика до 2,5 тонн. Но опять работы пришлось прервать. В 1943 году возобновили. Ведущим конструктором Александром Дмитриевичем Просвирниным (1914-2005) грузовик радикально изменён, но осталось прежним наименование. В конце весны и в начале осени 1944 года собрали два образца. В июне следующего ещё два предсерийные. После того, как убедились в надежности грузовиков приступили к подготовке серийного производства. В конце 1945 года начались испытания новых грузовиков. В 1946 году с конвейера сошли более трех тысяч грузовиков модели ГАЗ-51.
Опять же ещё в 1938 году наряду с грузовым запланирован и легковой автомобиль среднего класса с шестицилиндровым двигателем ГАЗ-11 мощностью 78 л.с. В 1940 году московский художник Владимир Арямов создал эскиз проекта двухдверного седана-фастбэка. Развитию проекта помешала война. Завод переключился на производство грузовиков и другие необходимые нужды для фронта. Однако ко времени завершения нашего контрнаступления в Сталинградской битве ГАЗ разработал модельный ряд послевоенной продукции автомобилей, который одобрил Наркомат средней промышленности. В 1943 году возобновили работы над проектом, но периодически вынуждены были их приостанавливать.
Третье поколение легковых машин ГАЗ, преемники модели М-1 создали, и в конце июня 1946 года по инициативе Липгарта начался серийный выпуск автомобилей "Победа" - ГАЗ-М-20, с экономичным четырёхцилиндровым двигателем, объемом 2,1 литра.
Кроме того создали полноприводный вариант ГАЗ-63. В серийное производство пущен в 1948 году. На его основе создали не менее 11 модификаций различных грузовиков, а также БТР (ГАЗ-40), пожарные машины, автоцистерны, автомагазины, снегоочиститель, маслозаправщик, топливозаправщик, штабные автомобили, боевая машина реактивной артиллерии. ГАЗ-63 производили до 1968 года.
В 1946 году автосборочный завод номер 1 по решению Правительства обрел самостоятельность - Горьковский автобусный завод (ГЗА). На базе ГАЗ-51 и ГАЗ-63 в 1949 году создали несколько моделей капотных и безкапотных автобусов. Из них для серийного производства выбрали капотный автобус ГЗА-651 и санитарный ГЗА-653. Выпуск начался в конце 1950 года.
В декабре следующего, 1951 года ГЗА полностью поменял профиль, завод переориентировали на производство радиоаппаратуры. В 1952 году производство автобуса ГЗА-651 передали на "Павловский автобусный завод". С тех пор стал существовать ПАЗ-651. Со следующего года ГЗА-651 изготавливали ещё и в Риге с названием РАРЗ-651 на авторемонтном заводе номер 2 (РАРЗ, будущий РАФ). Деревянная конструкция позволила нескольким авторемонтным заводам запустить собственное производство автобусов прежней модели ГЗА-651, но не всегда похожих на неё.
С 1957 года производили цельнометаллические автобусы ПАЗ-651А. Конструкторы Павловского автобусного завода на базе ГЗА-651 создали много различных автофургонов: эпидемлаборатория, инкассаторский, хлебный, автолавка, санитарный, грузовой, штабной, для одежды.
Среднетоннажный грузовик ГАЗ-66 повышенной проходимости с колёсной формулой 4×4, грузоподъёмностью 2 тонны, кабиной над двигателем. В народе называли "Шишига" или "Шишка". Разработан Горьковским автомобильным заводом, под руководством А. Д. Просвирнина, главного конструктора. Производили с 1966 по 1999 годы. На его базе создали много модификаций и специальных машин.
Четвёртым поколением легковых машин стала модель М-21, с 1965 года ГАЗ-21 "Волга". Выпускал Горьковский автозавод с 1956 года по 1970. Работа над моделью началась в 1952 году с двух параллельных проектов: "Звезда" и "Волга". Макет Звезды представлял собой фастбэк - одной из особенностей модели являлась покатая крыша кузова, плавно без ступеньки, переходящая в крышку багажника. Но для середины 1950-х годов данный тип автомобиля выглядел уже устаревшим, поэтому производить стали Волгу. Первый образец собрали в ручную в 1954 году.
Фирма Borg Warner разработала для Ford трансмиссию, которую использовали в модели Ford-O-Matic. На её основе отечественные специалисты сконструировали автоматическую коробку передач. Волга по отношению к предшествующим моделям стала скоростным и комфортным автомобилем, да ещё и долговечным по сравнению с иностранными марками. На её основе вышел грузо-пассажирский универсал ГАЗ-22 со множеством модификаций, тропических вариантов и специальных машин.
С 1968 по 1986 выпускали ГАЗ-24. В данной модели использовали дизельный двигатель Peugeot Indenor XD2P, тормозную систему марки Rover. Советская данная модель автомобиля пользовалась спросом у таксомоторных предприятий Франции, Бельгии, Скандинавских стран. Выпускали с кузовом седан и универсал. Применив некоторые доработки в неё, модель могла участвовать в спортивных ралли.
Ещё в 1949 году запустили в производство легковой автомобиль представительского класса ЗИМ (ГАЗ-12). Производили по 1959 год, а некоторые модификации по 1960. ГАЗ-12 применяли в таксомоторных парках, и часто в для партийной, советской и правительственной номенклатуры на уровне заместителей. ЗИМ означало Завод имени Молотова - с 1932 года Нижегородский автомобильный завод имени В. М. Молотова, затем Горьковский. ЗИМ - первым в мире имел несущий кузов с тремя рядами сидений. Двигатель - модернизированный вариант ГАЗ-11, объемом 3,5 литра. Мощность удалось поднять до 90 л.с. благодаря алюминиевой головке цилиндров, повышения степени сжатия, отсутствия ограничителя оборотов, нового впускного трубопровода и двухкамерного карбюратора.
ЗИМ решили модернизировать. В 1955 году на его базе создали опытный образец ГАЗ-12В. Спроектировали полностью новый двигатель, V8. Кроме "измененных коэффициента трансформации гидротрансформатора и передаточных чисел планетарной части, коробка передач "Чайки" отличалась и мезанизмом управления: выбор диапазона работы трансмиссии осуществлялся кнопочным селектором, расположенным слева на панели приборов". Кузов с отдельной Х-образной рамой, облегченной и оригинальной для того времени, крепился в 16 точках через виброизолирующие резиновые прокладки. Кузов с такой рамой становился полунесущим. ГАЗ-13 "Чайку"производили с 1959 по 1981 годы. Привилегированный класс автомобилей использовали только для руководителей определенного уровня, советских послов и иностранных дипломатов.
Над созданием нового поколения "Чайки" коллектив специалистов трудился с 1967 года под руководством А. Д. Просвирнина. Предназначался как служебный транспорт для министров союзных республик, а также первым секретарям обкомов и крайкомов партии, директорам крупных стратегических предприятий, командующим войсками военных округов и т.д. Лимузины ГАЗ-14 использовали для визитов и сопровождения правительственных кортежей.
Мощность двигателя довели до 220 л.с, благодаря двум карбюраторам, установили электонную систему зажигания, систему охлаждения с антифризом, полнопоточную систему смазки с односекционным маслонасосом и сменным фильтром взамен центрифуги. Изменили переднюю подвеску на шаровую (на ГАЗ-13 шкворневая). Тормозную стстему с тремя усилителями выпускали по лицензии фирмы "Girling" с передними дисковыми тормозами. Стояночный тормоз имел тросовый привод от педали, поэтому три педали (стояночного тормоза, тормозной системы и акселератора). Фары задние - противотуманные. Стеклоочистители при выключении автоматически убирались под капот. Салон обивали велюром с деревянными вставками. Устанавливали кондиционер фирмы Denso, воздуховоды располагались у задних пассажиров. Имелась аудиосистема "Радиотехника" с магнитофонной приставкой и дополнительным пультом управления, разработанная для ГАЗ-14. Между передним и задним рядами сидений помещали два откидных сидения для сотрудников охраны, поэтому на задних дверях устанавливали две ручки открывания. ГАЗ-14 "Чайка" - представительский легковой автомобиль большого класса и эти машины собирали вручную на Горьковском автозаводе с 1977 по 1988 годы.
Горьковский автозавод выпустил внедорожник ГАЗ-67, ГАЗ-69. В 60-е годы вышли новые модели грузовиков и их модификации. В 1970 году в составе Производственного обьединения "ГАЗ" состояло 11 заводов.
В 80-е годы вышли модели: ГАЗ-4301, у которого воздушное охлаждение дизельного двигателя; автопоезд-самосвал ГАЗ-6008; Волги: ГАЗ-3102, ГАЗ-24-10, ГАЗ-3105. В 1988 году разработали бортовой грузовик "Газель", но производство пущено только с 1994 года. В следующем году производили ГАЗ-33023, ГАЗ-2705, ГАЗ-3221 и микроавтобус "маршрутка" ГАЗ- 32213.
С 2005 года ГАЗ стал во главе "Группы ГАЗ", тогда же освоили выпуск грузовиков "Валдай". В 2007 году Волгу подвергли рестайлингу: 31105 и 3102; в 2008 году - Volga Siber. В 2010 году создана модель "Газель- бизнес"; в 2013 году запущено серийное производство "Газель Next" - 2 поколение "Газелей".
Продукцию завода ГАЗ знает каждый россиянин, особенно те, кто родился и вырос в советское время.
Спасибо за внимание.