Как бизнес и регионы (но не Татарстан) просили денег на слушаниях бюджета и что «получили»
«Мы просим включить [эти расходы] в бюджет 2025 года. По нашим подсчетам, там небольшая сумма — 4,8 миллиарда рублей», — просил сегодня представитель Якутии на слушаниях по бюджету в Совете Федерации. Оборот «небольшая сумма» от гостя вызвал усмешки в зале. В течение двух часов регионы и бизнес рассказывали министру финансов РФ и сенаторам, как нужно поправить бюджет, где добавить деньги и какие сохранить льготы. В ответ спикер Совфеда Валентина Матвиенко призывала сенаторов быть «реалистами», а регионы просила экономить и эффективно тратить то, что есть. Среди голосов из регионов пожеланий от Татарстана почему-то не прозвучало. Детали — в материале «БИЗНЕС Online».
Матвиенко — сенаторам: «Мы должны быть реалистами»
Если нижняя палата парламента пока еще изучает проект бюджета РФ на 2025-й и плановый период 2026–2027 годов и готовит вопросы к финансовому блоку кабмина, то верхняя — Совет Федерации — ориентируется быстрее. Еще в конце сентября прогноз социально-экономического развития сенаторам представило минэкономразвития РФ, а сегодня на ковер вызвали министра финансов Антона Силуанова. Открывая парламентские слушания по бюджету (первые публичные), спикер Совфеда Валентина Матвиенко отметила, что предложения сенаторов «в значительной степени» учтены в проекте бюджета. Выходит, были и неучтенные инициативы, но останавливаться на них не стали.
Несмотря на сложности, удается обеспечить рост экономики и устойчивость основных показателей, неукоснительно соблюсти социальные обязательства, отметила Матвиенко и подчеркнула, что впредь должно быть так же и бюджет — это не «бухгалтерский документ», а важнейший инструмент развития, причем нынешний, по оценке спикера Совфеда, «более объемный и амбициозный, чем обычно». И это правда. В прошлом году кабмин РФ рассчитывал сократить доходную и расходную части, но в итоге получилось наоборот. К примеру, расходы по самой затратной статье «Национальная оборона» в 2025-м вырастут с планировавшихся 8,5 трлн рублей до 13,5 триллиона.
Доходы в следующем году должны вырасти на 4 трлн рублей по сравнению с бюджетом этого года, и в непростых условиях это «немало», считает Матвиенко. Будут новые нацпроекты и реализовать их надо с использованием отечественных технологий, оборудования и материалов, наставляла спикер. Тем более что на технологическое лидерство из бюджета выделяется 6 трлн рублей. За допдоходы Матвиенко «благодарила» в том числе налоговую реформу и повышение акцизов на табак, сахаросодержащие напитки и др. И осторожно надеялась, что в следующем году могут возникнуть дополнительные средства.
Постоянным процессом должен стать контроль за эффективным расходованием бюджетным средств, подчеркивала Матвиенко и для сенаторов, и для сидевшего по правое плечо Силуанова. Тут в качестве примера она привела льготную ипотеку. Как подсчитала Счетная палата, за время действия программы почти 115 тыс. граждан оформили два и более кредита на общую сумму свыше 1 трлн рублей. «А один [заемщик], похоже, самый шустрый, умудрился оформить сразу 26 ипотечных кредитов по льготной ставке. Комментарии, как говорится, излишни», — указала Матвиенко. В этот момент камеры выхватили кусок зала. Многие сенаторы улыбнулись и переглянулись, но не сосредоточенный представитель Татарстана Александр Терентьев. Забегая вперед, участников от республики (помимо сенаторов) на слушаниях не оказалось, хотя было представлено сразу несколько регионов.
Посыл Матвиенко был в том, чтобы модернизировать льготную ипотеку и сделать ее более адресной. Но ведь массовую ипотеку под 8% уже убрали. Этого недостаточно, надо развивать программы спроса на жилье по регионам и профессиям. Беспокойство у Матвиенко вызвал недавний сбой с доведением до банков лимитов по семейной ипотеке, технические проблемы не должны мешать. Правда, обычного гражданина тревожит скорее не конкретный сбой, а то, что сократились лимиты по программе, из-за чего банки стали поднимать первоначальный взнос до 50,1% от стоимости недвижимости.
В общих словах Матвиенко также отметила «значительные» средства в казне на восстановление и развитие новых регионов и программы социально-экономического развития для «старых». «Под крылом» Совета Федерации субъекты очень эффективно и внимательно расходуют бюджетные средства. Исполняются бюджеты регионов «в целом» с позитивной динамикой, но есть «волнующие вопросы». К примеру, набран хороший темп роста МРОТ, но вот дотации регионам на повышение зарплат бюджетникам «существенно отстают». «В текущей ситуации для многих регионов сохранить необходимые темпы роста оплаты труда бюджетников становится очень непростой задачей», — переживала спикер Совфеда (а позже волновались и главы регионов).
Матвиенко также напомнила об обещанном регионам списании бюджетных кредитов и попросила создать четкий механизм. Пока он, вероятно, не прописан, хотя поручение президент РФ дал еще в марте.
Завершая вступление, Матвиенко призвала сенаторов реально смотреть на вещи. «Много других вопросов, не буду все перечислять. Но мы должны быть реалистами. Мы должны исходить из того, что приоритеты определены президентом, они должны быть выполнены в первую очередь, и все основные усилия должны быть направлены на их реализацию», — указала спикер Совфеда. Вероятно, так, несколько витиевато она давала понять, что есть первостепенные военные задачи, а гражданские могут подождать. Обращаясь к Силуанову, спикер просила при «малейшей возможности дополнительных расходов» направлять их на детское здравоохранение, больницы. Министр финансов покивал, ничего не обещая, но ведь Матвиенко все сказала сама — возможности небольшие.
Счетную палату РФ тревожит низкое распределение трансфертов регионам, а ЦБ — широкое льготное кредитование
Отличительные черты бюджета — финансирование новых нацпроектов, изменение налоговой нагрузки и формирование общего объема расходов «строго в соответствии с бюджетным правилом», представил предварительную оценку Счетной палаты ее председатель Борис Ковальчук. Прогноз социально-экономического развития, по его словам, «умеренно оптимистичен». Основными направлениями роста должны стать потребительский и инвестиционный спрос. А в числе ключевых рисков реализации прогноза — возможное дальнейшее ужесточение денежно-кредитной политики и ограничения на рынке труда. Как отметил Ковальчук, прогноз сформирован «в предположении с учетом постепенного снижения экспортных цен на нефть».
При этом ненефтегазовые доходы будут существенно увеличиваться, обещал Ковальчук. Доходная база бюджета увеличится прежде всего за счет изменения налогового законодательства. Суммарный эффект от налоговых новаций оценивается в размере 3,6 трлн рублей в 2025 году и достигнет 6,3 трлн в 2027-м. Также прогнозируется рост расходов с 39,4 трлн в 2024 году до 45,9 трлн рублей в 2027-м. Общий объем межбюджетных трансфертов (МБТ) регионам РФ на следующий год определен в размере 3,3 трлн рублей, и это маловато.
«Мы обращаем внимание, что законопроектом распределено только 12,5 процента от общего объема МБТ, и отмечаем, что этот показатель является наименьшим за последние 6 лет, — указал спикер. — Напомню, что в прошлом году при формировании бюджета эта цифра превышала 30 процентов. Низкий объем распределения межбюджетных трансфертов в законопроекте, который внесен в Государственную Думу, напрямую влияет на качество и управление планированием бюджетов наших регионов». Счетная палата также отмечает небольшое замедление темпов роста доходов и расходов консолидированных бюджетов регионов.
После периода быстрого восстановления экономика РФ в последние кварталы столкнулась со значительным перегревом спроса, предупредил заместитель председателя Центробанка Алексей Заботкин. Такой вывод регулятор делает не только на основе быстрого роста ВВП, но и на фоне сохраняющейся высокой инфляции. При этом расширение производственных возможностей экономики в следующем году продолжится, и политика ЦБ этому не помешает. Важен не столько рост инвестиций, сколько достигнутый уровень инвестиционной активности. «Очень показательная цифра»: инвестиции в основной капитал в первом полугодии 2024-го превысили уровень второго полугодия 2021-го примерно на 25%.
Ответил Заботкин и тем, кто говорит, что для удержания высоких темпов роста достаточно стимулирования спроса без оглядки на инфляцию. Во-первых, в экономике ограничены физические ресурсы. Перегретый спрос заставляет компании жестче конкурировать за дефицитные кадры, в результате цены на ресурсы быстро растут, а с ними увеличиваются и издержки компаний, что раскручивает инфляционную спираль. Во-вторых, высокая инфляция «заведомо очень вредна для экономики и граждан». Надо быстрее вернуться к цели в 4%. В этом случае можно рассчитывать на возвращение к умеренному уровню процентных ставок для всех заемщиков, добиться укрепления доверия к нацвалюте и обеспечить устойчивый рост доходов граждан.
Затронул представитель Банка России и тему льготного кредитования. Все программы такого финансирования сводятся к субсидированию процентной ставки по кредитам. «Но это, по сути, автоматически дискриминирует все прочие инструменты финансирования, которые компания может рассматривать для тех же самых проектов, — инструмент рынка капитала, облигации, долевое финансирование», — отметил Заботкин. Это искусственно подталкивает компании отдавать предпочтение наиболее проинфляционному инструменту и увеличивать долговую нагрузку, сказал он и призвал к более гибкому подходу к субсидированию.
Какие пожелания к бюджету предъявили регионы (но не Татарстан)
Череду выступлений продолжили представители регионов. Губернатор Челябинской области и председатель комиссии Госсовета РФ по направлению «Экономика и финансы» Алексей Текслер выделил списание регионам 2/3 задолженности по бюджетным кредитам. Средства пойдут на реализацию инвестпроектов, однако не нужно допускать документальной перегрузки и избыточных критериев отбора. «Мы должны максимально быстро начать реальную работу по проектам, а не тратить время на волокиту», — указал он. Также Текслер предложил часть доходов от акцизов на табачную продукцию распределять регионам — сегодня они в полном объеме поступают в федеральный бюджет.
Губернатор Красноярского края Михаил Котюков назвал рост зарплат новым вызовом для бюджетной политики. Нужно усиливать ежегодный мониторинг за доходами в бюджетной сфере и «искать новые решения не только для их повышения, но и для повышения производительности труда». А мониторинг, добавил он, надо интегрировать и с состоянием доходов регионов, которым необходимо уделять больше внимания.
Губернатор Липецкой области Игорь Артамонов переживал по поводу «шараханий» в поступлении налога на прибыль. В последние годы регион был самодостаточным, но «случилось непредвиденное»: упали на 3% сборы налога. При этом расходы продолжают резко расти, в том числе по зарплатам, федеральным программам и нацпроектам. Артамонов не выделил отдельно, но известно, что Москва со следующего года планирует постепенно частично перекладывать на субъекты ношу по финансированию программ. Сама будет выделять меньше, а вклад от региона вырастет. По подсчетам минфина Татарстана, к 2027-му софинансирование по федеральным программам сократится на 4,7 млрд рублей, по нацпроектам — на 3,6 млрд рублей.
Артамонов указывал на высокую зависимость регионов от некоторых налогоплательщиков (кстати, тема не чуждая для Татарстана с его нефтянкой). Что делать? По мнению губернатора, нужно «провести» через комиссию правительства РФ крупных налогоплательщиков без госучастия и помочь им или принять «другие стратегические решения». О каких решениях идет речь, глава региона не уточнил. Отдельно беспокоила Артамонова необходимость за счет регионов оплачивать лечение редких (орфанных) заболеваний, и эту тему Татарстан тоже поднимал.
Сильный рост расходов на зарплаты бюджетникам — плюс 91% к 2019 году — волновал губернатора Алтайского края Виктора Томенко. Сейчас это одна треть от всех расходов бюджета, а ресурс ограничен. Дотации из федерального центра в последние пять лет сохраняются примерно на одном и том же уровне: всего 100 млрд рублей, из которых Алтайскому краю достается 3 миллиарда. Ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов позже заметит, что если коммерческий сектор сможет привлекать людей за счет роста зарплаты, то для бюджетного такой маневр ограничен. Руководитель вуза просил кабмин запланировать в казне резервы на рост оплаты труда.
Губернатор Омской области Виталий Хоценко представлял регионы, где нет достаточной сбалансированности бюджета. Дотации из Москвы идут, но проблема сохраняется, отметил губернатор и просил сохранить параметры таких дотаций. Еще была «частная просьба» — выделить средства на строительство онкодиспансера. Проект ранее поддержал президент РФ, но денег он пока не получил. Калининградская область позже попросит поправить налогообложение в сфере добычи янтаря. От имени муниципалитетов на слушаниях почему-то выступала глава администрации Суздаля Алиса Бирюкова, которая затронула скорее частные вопросы — проработка туристического налога (которому город рад) и выделение средств на инфраструктуру с учетом статуса города. Председатель Госсобрания Якутии Алексей Еремеев обозначил «давний» вопрос о субсидировании региональных авиаперевозок. «Мы просим включить [эти расходы] в бюджет 2025 года. По нашим подсчетам, там небольшая сумма — 4,8 миллиарда рублей», — заметил участник. Оборот «небольшая сумма» вызвал усмешку в зале.
«Надо уходить сейчас от этой практики мегастроек! Будем жить лучше — будем строить!»
Выступил и экономический блок. По словам председателя общественной организации «Деловая Россия» Алексея Репика, в проекте бюджета правильно расставлены приоритеты. Для бизнеса очень важно, что сохраняется финансирование инфраструктурных проектов и эффективных инструментов. Также достаточное внимание уделено поддержке экспорта и поощрению частных инвестиций.
Отдельно он остановился на донастройке налоговой системы. В условиях объективного роста налоговой нагрузки по налогу на прибыль и запретительно дорогого кредита крайне важна максимально корректная настройка механизма федерального инвестиционного вычета. Он должен быть работающим, поддерживать компании, которые направляют прибыль «не на выплату щедрых девидендов», а на обеспечение задач развития. А в завершение он аккуратно и без подробностей сказал: «Нас удивил объем средств, запланированный в бюджете на данные цели (речь идет о средствах, выделенных на федеральный налоговый вычет, — прим. ред.), это мы говорим о 132 миллиардах в 2025 году. Просим рассмотреть возможность корректировки».
— Корректировки в сторону уменьшения? — пошутила Матвиенко.
— 150 [миллиардов] у нас, — вступил Силуанов.
— 125, — практически шепотом поправила его спикер СФ.
Президент российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин действовал политкорректно. Сначала кратко поблагодарил власти за сбалансированный и хорошо структурированный бюджет в условиях «экстремально высокой неопределенности», а дальше перешел к замечаниям. Так, до сих пор не готовы подзаконные акты для внедрения федерального инвестиционного налогового вычета.
Главный экономист госкорпорации ВЭБ.РФ Андрей Клепач не скрывал: в 2023–2024 годах половину экономического роста обеспечили бюджетные траты и в новом бюджете влияние «бюджетного импульса» будет хоть и чуть ниже, но по-прежнему серьезное. Основной прирост расходов дает не инфляция, а оборонка и промышленность. Рост экономики «в основе своей» здоровый и правильный, но в жилье есть элементы перегрева. Бюджет же «в целом» сбалансированный и реалистичный, у него есть серьезный запас прочности, успокаивал Клепач. Но оговорки, которые то и дело встречались в выступлениях участников, несколько настораживали.
Завершая слушания, Матвиенко затронула «вопрос экономии». «Вот сейчас такое время, что копейка точно рубль бережет. Вот во всем нужна [экономия], особенно обращаюсь к региональным властям. Вот где можно миллион сэкономить, полтора, 500 тысяч — все это потом можно направить на какие-то острые вопросы», — указала Матвиенко. Как пример привела финансирование спорта — в год выделяется 28 млрд рублей.
«Какая тенденция? Каждый губернатор друг перед другом хочет быть круче, кто круче построит Дворец спорта. Есть один регион, не буду уточнять какой, но построили „Лужники“, понимаете? Ненужное — затраты огромные. Надо сделать спорт доступным для людей», — призывала Матвиенко. И вспомнила свой опыт работы губернатором Санкт-Петербурга, когда было построено 550 стадионов и каждый стоил всего по 5 млн рублей.
«Вот надо уходить сейчас от этой практики мегастроек! Всем хочется, чтобы обязательно был хоккей, обязательно там… Это хорошо. Будем жить лучше — будем строить! А сейчас давайте обращать внимание на экономию», — призывала спикер Совфеда.
Фото: duma.gov.ru