Найти в Дзене
Душа на колесах

Как феникс из пепла: возрождение легендарного ТУ-160

Советский стратегический бомбардировщик ТУ-160 стал настоящей легендой авиации. За изящный силуэт и окраску его прозвали «Белым лебедем», но эта птица не так безобидна. Самолет создавался как стратегический бомбардировщик и может нести на себе ракеты с ядерным зарядом на 7000 км без учета обратного пути. Для сравнения от Москвы до Лондона 2500 км. Самый крупный, самый мощный, самый тяжелый и… самый страшный. Впервые разработанный еще 50 лет назад, он до сих пор остается настоящей занозой для заокеанских партнеров. Поэтому новости о безвременной кончине проекта были встречены там с особым энтузиазмом. Мало кому понравится, что у соседа на боевом дежурстве есть стратег, способный находиться в воздухе 25 часов. С развалом СССР «Лебедя» ждала медленная и мучительная смерть. Полеты в удаленные регионы прекратились. На территории бывшей УССР началось методичное распиливание оставшихся самолетов на металлолом с подачи все тех же США. Официально – по программе «Нанна – Лугара» для уменьшения
Оглавление

Советский стратегический бомбардировщик ТУ-160 стал настоящей легендой авиации. За изящный силуэт и окраску его прозвали «Белым лебедем», но эта птица не так безобидна. Самолет создавался как стратегический бомбардировщик и может нести на себе ракеты с ядерным зарядом на 7000 км без учета обратного пути. Для сравнения от Москвы до Лондона 2500 км.

Ту-160 Авторство: Mil.ru, CC BY 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=41902857
Ту-160 Авторство: Mil.ru, CC BY 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=41902857

Самый крупный, самый мощный, самый тяжелый и… самый страшный. Впервые разработанный еще 50 лет назад, он до сих пор остается настоящей занозой для заокеанских партнеров. Поэтому новости о безвременной кончине проекта были встречены там с особым энтузиазмом. Мало кому понравится, что у соседа на боевом дежурстве есть стратег, способный находиться в воздухе 25 часов.

Гибель «Белых Лебедей»

С развалом СССР «Лебедя» ждала медленная и мучительная смерть. Полеты в удаленные регионы прекратились. На территории бывшей УССР началось методичное распиливание оставшихся самолетов на металлолом с подачи все тех же США. Официально – по программе «Нанна – Лугара» для уменьшения ядерной опасности, по факту – для демилитаризации и обескровливания будущих военных партнеров НАТО.

Под это дело из-за океана выделили средства и предоставили все необходимые технологии. Естественно, исключительно для целевого использования и под присмотром западных специалистов. Но все же восемь самолетов удалось спасти и вывезти в Россию, обменяв на списание долгов за газ.

Однако самолеты ветшали, а технология их создания была практически утрачена. На это косвенно указывает катастрофа 2002 года, когда при посадке разбился только что отремонтированный «Лебедь». Однако от возрождения проекта не отказались.

Возрождение проекта

Первый модернизированный ТУ-160 был принят на вооружение уже в 2006 году. Основные изменения коснулись вооружения и связи, которая теперь стала спутниковой. И все же модернизация не решала основную проблему – малая численность дальней авиации не давала ей стать сколько-нибудь серьезной угрозой. Требовалось наладить производство.

И вот 12 января 2022 года совершил свой первый полет абсолютно новый, только что изготовленный ТУ-160М2. Вместе с тем усилилась модернизация уже имеющихся машин, от старой техники там осталось не более 20%. Важно отметить, что двигатели на них – тоже отечественного производства, и разработаны на Куйбышевском моторном заводе.

В ближайшее время планируется еще несколько модернизаций. В частности планируется изготовить гражданскую версию.