Мировую премьеру балета увидят казанцы в рамках VII фестиваля StagePlatforma 5 и 6 ноября. Поговорили с исполнителем главной партии в спектакле – премьером ТАГТОиБ им. Джалиля Олегом Ивенко.
Сюжет нового балета «Тесла» посвящен личности всемирно известного и загадочного ученого – гениального Николы Теслы, чьи изобретения изменили цивилизацию. Не случайно один из биографов назвал Теслу «человеком, который изобрел XX век».
Постановка «Тесла» длится 35 минут, этот одноактный спектакль покажут в связке с балетом-триллером «Личности Миллигана». Оба балета созданы заслуженным артистом России, обладателем «Золотой маски» петербургским хореографом Олегом Габышевым в содружестве с заслуженным деятелем искусств Республики Татарстан, композитором Эльмиром Низамовым. Балет идет под фонограмму, которую записал оркестр театра под управлением Рената Салаватова.
Редактор отдела культуры поговорила с организатором и художественным руководителем фестиваля современного балета StagePlatforma заслуженным артистом Татарстана, премьером ТАГТОиБ им. М.Джалиля Олегом Ивенко.
- Олег, поделитесь подробностями предстоящей премьеры. Какие сюрпризы готовите для первых зрителей нового балета?
- Первый сюрприз – сама тема! О Тесле писали книги, снимали фильмы, но балет поставлен впервые. Вся наша творческая группа глубоко погрузилась в его биографию и была поражена этой неординарной личностью уровня Леонардо да Винчи. Ведь Тесла в одиночку преобразил будущее нашей цивилизации, его изобретениями пользуется весь мир – лазер, беспроводная связь и так далее.
- Это как-то зрелищно отразится в сценографии?
- Мы обратились за поддержкой к «Электрическому музею Теслы» в Сочи, и его специалисты создали по нашему заказу трехметровую электрическую колбу. Она будет использована на сцене, высвечивая часть декораций для достижения эффекта.
- В Сочи это выглядит как шоу молний. Ожидаем нечто подобное в Казани?
- Разумеется, элементы шоу будут. Ну и по традиции готовим для публики фотозону, небольшой интерактив и сувенирную продукцию. В частности, оригинальные электрические лампочки и брелоки.
- Ваш первый проект – балет-триллер «Личности Миллигана» – это психологическое исследование домашнего насилия и абьюза, коверкающих судьбу человека. В чем заключается драматизм балета «Тесла»? Какой период богатой биографии Теслы, прожившего 86 лет, взяли за сюжетную основу? Явно же это не просто пластическое повествование о жизни незаурядного персонажа.
- Драматизм в том, что мы раскрываем конфликт между Теслой и Эдисоном, это был период его становления как ученого в Америке, когда имя стало звучать на весь мир. Несмотря ни на что, Никола Тесла сумел преодолеть превратности судьбы и буквально в одиночку преобразить мир.
- Кто из артистов участвует в балете «Тесла»?
- Показы будут идти два дня – 5 и 6 ноября. В первом отделении – «Тесла», во втором – двухактный балет «Личности Миллигана». В премьерной постановке участвуют мои коллеги по труппе театра имени Мусы Джалиля – прима-балерина Кристина Андреева-Захарова, Антон Полодюк, Каролина Заборне, Дина Набиуллина и Александра Елагина. В партии Эдисона в одном из спектаклей выступит хореограф-постановщик спектакля Олег Габышев.
- Судя по афише, в «Личностях Миллигана» заявлены вводы?
- В команде «Личностей Миллигана» в 2024 году помимо уже известных исполнителей, участвовавших в премьерных показах 2022 и 2023 годов (Олег Ивенко, Антон Полодюк, Вагнер Карвальо, Аманда Гомес, Дина Набиуллина, Александра Елагина, Олеся Пичугина, Артем Белов, Георги Смилевски-младший из МАМТ им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. – «ВК»), к нам присоединятся Людмила Хитрова (Большой театр Республики Беларусь), народный артист России Георги Смилевски, Любовь Андреева (Театр балета Бориса Эйфмана), Дмитрий Соболевский (Санкт-Петербург). По-прежнему в нашей команде художник по костюмам Елисей Шепелев и художник по свету Владимир Коваленко.
- Георги Смилевски – премьер театра имени Станиславского и Немировича-Данченко и обладатель уникального стиля. Какую партию дядя Смилевски-младшего исполнит в «Личностях Миллигана»?
- В один из вечеров он исполнит партию отчима Миллигана, которую, как вы знаете, впервые исполнял Антон Полодюк. Оба они выступят в «Личностях» 5 и 6 ноября. Таким образом, на фестивале-2024 мы покажем два «варианта» отчима и негодяя, то же касается и других партий. Я очень рад, что труппа нашего проекта сильно расширилась и усилилась.
- В прошлом году мы говорили с вами о планах снять фильм-балет «Личности Миллигана». Есть подвижки?
- Пока все зависло на стадии переговоров с рядом онлайн-платформ. Ищем устраивающий всех вариант в плане финансовой истории, чтобы соблюсти и наши авторские интересы.
- Олег, удивляюсь вашему дару актерского перевоплощения: вы и на молодого Рудольфа Нуриева, которого сыграли в байопике «Белый ворон» Рэйфа Файнса, очень похожи и внешне, и по темпераменту, и есть очевидное сходство с молодым Теслой. Прямо как Сергей Безруков, который может сыграть и Есенина, и Пушкина, и бандита, и милиционера…
- Благодарю за комплимент, надеюсь (смеется).
- У Теслы никогда не было любимой женщины и семьи, а умер он в одиночестве и нищете. Эта трагедия меня как-то особенно удручает. А вас что «зацепило», удивило в биографии Теслы?
- Меня не столько реальные факты из жизни Теслы поражают, сколько его нестандартное мышление, провидческое вдохновение и абсолютная преданность делу. Вот причина выбора героя для нашего балета. Эти черты характера Николы Теслы меня немного с ним сближают, я тоже перфекционист и всегда стремлюсь начатое довести до совершенства.
- Осенью прошлого года, когда вы только объявили о подготовке балета «Тесла», я спросила вас в шутку, а есть ли шанс, что интерес к балету проявит Илон Маск?
- Узнаем, когда выйдем со своим проектом в Европу. Дай бог, как говорится, ведь ничего исключать в этой жизни нельзя.
- По аналогии с «Личностями Миллигана» планируете продолжить «Теслу» вторым действием?
- Пока нет таких намерений. На 2025 год у меня в качестве хореографа-постановщика заявлен первый солист Мариинского театра и балетмейстер Александр Сергеев (известен постановками танцевальных номеров в концертных программах, операх, а также полномасштабными балетами, в частности, за спектакль «12» на музыку Бориса Тищенко стал лауреатом театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» в номинации «Лучший балетный спектакль», в июле 2024 года выпустил в Мариинском театре комический балет «Коппелия». - «ВК»).
- Это большая удача! Но жаль, что прощаетесь с хореографом Олегом Габышевым, ваш творческий тандем оказался на редкость интересным… Кстати, а что с композитором? Тоже ожидать ротации? И вы продолжаете интригу, не раскрывая темы будущей постановки…
- С Олегом Габышевым мы по-прежнему единомышленники и товарищи, сценическая наша дружба не заканчивается. Насчет автора музыки… В прошлом году я говорил довольно уверенно вам в интервью, что это будет композитор Кирилл Рихтер, но в процессе создания пробных версий оказалось, что Эльмир Низамов нам ближе. Будущее покажет, кто будет писать музыку для нашего третьего балета. Его тему я объявлю в день премьеры «Теслы». В 2025 году я планирую вернуться к форме гала-концерта. Времени прошло много, нам есть что предъявить поклонникам современного балета.
Отметим, что редакция «Вечерней Казани» поддержала фестиваль современного балета с самого его начала. Созданная с целью популяризации современной хореографии первая #StagePlatforma прошла при аншлаге в апреле 2018 года на сцене Дома актера Союза театральных деятелей РТ и вызвала огромный резонанс. Тогда стало понятно, что казанская публика полностью открыта и готова принять современную хореографию. Основные задачи проекта – объединение талантливых танцовщиков и хореографов, создание платформы для реализации их творческих задумок, пропаганда искусства современной хореографии среди широкой, в том числе молодежной, аудитории.
Автор материала: Ольга Юхновская