Найти тему
Мир технологий ✅

Специальное оборудование для инклюзивного образования в учебных заведениях

Оглавление

Для того чтобы обеспечить индивидуальный подход в обучении детей, имеющих особенности развития, в каждом образовательном учреждении требуется оснащение специализированными кабинетами, специально подготовленными для инклюзивного образования.

Эти зоны должны соответствовать требованиям, установленным государственной программой, и быть оборудованы таким образом, чтобы устранить существующие коммуникационные и информационные барьеры, создавая комфортные условия для обучения.

Основное оборудование

Каждое образовательное учреждение должно иметь кабинет с полным набором необходимого оборудования.

Учащиеся, как школьники, так и студенты, должны иметь возможность использовать это оборудование самостоятельно во время экзаменов или лабораторных работ.

Учебные материалы необходимо представлять в различных форматах, чтобы учитывать потребности всех обучающихся:

  • Напечатаны крупным шрифтом для слабовидящих.
  • Шрифтом Брайля для незрячих.
  • Записаны в аудиоформате.
  • В электронном виде.

Кабинет должен быть хорошо освещен, а также содержать достаточное количество компьютеров или ноутбуков для учеников.

Рекомендуется установить единый программный комплекс, чтобы обеспечить совместимость всей техники.

Основное оборудование, которое может понадобиться для работы с детьми с ограниченными возможностями, включает:

  • Мобильные и стационарные рабочие места.
  • Принтеры с поддержкой цветной печати и преобразования данных в текст Брайля.
  • Стационарные видеоувеличители.
  • Камеры дальнего обзора.
  • Тифлокомпьютеры и тифлофлешплееры.
-2

Рабочие места следует адаптировать в зависимости от специфических потребностей учащихся.

Некоторые могут использовать обычные столы и стулья, тогда как другим будут нужны мобильные рабочие места, которые позволят им лучше сосредоточиться на учебе.

В современных условиях обучение невозможно представить без использования компьютеров, на которые рекомендуется устанавливать специальные программы, которые помогают преобразовывать образовательный материал в необходимый формат.

Сканеры, принтеры и видеоувеличители с речевым сопровождением или без него необходимы для вывода информации.

Кроме того, камеры дальнего обзора позволяют учащимся видеть, что именно записывает учитель на доске.

Портативные тифлокомпьютеры необходимы для чтения книг и ведения конспектов на шрифте Брайля, а тифлофлешплееры помогают детям с проблемами зрения.

Каждая функция и настройки дополнительных устройств озвучиваются, а синтезаторы обеспечивают возможность чтения книг различных форматов.

Дошкольные учреждения

Воспитание и обучение детей в дошкольных учреждениях требует особого внимания к оборудованию для инклюзивного образования. В детских садах пока не требуется широкий ассортимент специализированной техники, однако некоторые устройства могут существенно облегчить процесс восприятия и усвоения информации:

  • Устройство для создания тактильной графики.
  • Видеоувеличитель.
  • Маркер-диктофон.
  • Пишущие машинки.
-3

Кроме того, аппаратно-программный комплекс, предназначенный для учащихся 1-11 классов, призван обучить детей правильным действиям в критических ситуациях, например, при пожаре, а также основам обращения с газом и электричеством.

Учебный материал представлен в виде графических иллюстраций, видеороликов и вопросов для контрольной проверки.

В комплект входят методические рекомендации и план тематических занятий для преподавателей.

Следует отметить, что все изображения и анимации сопровождаются тифлопереводом — комментированием визуальных элементов фильма с использованием словесного описания того, что показано.

Маркер-диктофон

Маркер-диктофон помогает решать несколько задач одновременно.

В комплекте предлагаются самоклеящиеся метки, на которые записываются голосовые сообщения, что удобно для воспитанников с проблемами зрения.

Таким образом, можно описывать картинки из книг и обучающих тетрадей, что позволяет детям с ограниченными возможностями проходить материал таким же образом, как и их сверстники.

Видеоувеличитель

Видеоувеличители играют важную роль для детей с нарушениями зрения, так как они позволяют увеличивать изображения из книг, что помогает им рисовать, писать и читать наравне с другими.

Устройства настраиваются на необходимую яркость и контрастность изображений, в то время как различные функции учитывают особенности зрительных нарушений, повышая степень удобства использования и непринужденности даже после длительного занятия.

Пишущие машинки

Пишущие машинки могут заинтересовать детей, позволяя им быстрее освоить грамматику и синтаксис.

Существуют специальные устройства, превращающие обычные книги в текстовые конспекты на шрифте Брайля.

Уже на этапе дошкольного обучения дети смогут привыкнуть к использованию специального оборудования, что поможет им развиваться без отставаний от сверстников.

Кабинеты для школьников и студентов

Обычно кабинеты, предназначенные для инклюзивного оборудования в школах и государственных высших учебных заведениях, формируются за счет бюджетного финансирования с соблюдением ряда требований:

  • Кабинет должен находиться на первом этаже, недалеко от входа в здание.
  • Для удобства передвижения создается широкий дверной проем без порога, что упрощает доступ для детей с ограниченными возможностями.
  • Цветовая гамма оформления комнаты рекомендуется выбирать в мягких пастельных тонах, что создает позитивную и спокойную атмосферу.
  • В первую очередь, следует позаботиться о достаточном освещении и количестве электрических розеток.
  • Кабинет должен быть оборудован мультимедийной техникой, включая видеопроекторы, компьютерные комплексы с интерактивными досками и передвижные зеркала, необходимые для отслеживания артикуляции преподавателя.
  • Ноутбуки и компьютеры, предназначенные для учебных целей, должны подбираться с учетом требований.
  • Необходимо приобрести специальные программные комплексы для детей с особенными потребностями, сенсорные клавиатуры и наборы цветных кнопок, которые снизят нагрузку на учащихся.
-4

Коррекционные зоны

Дефектологи и логопеды, работающие в учебных заведениях, располагаются в специальных коррекционных кабинетах.

Основной задачей этих специалистов является выявление и коррекция нарушений устной и письменной речи. Работа может осуществляться как индивидуально, так и в группах.

Коррекционный кабинет

Коррекционный кабинет должен быть снабжен современными аппаратурными средствами, а также дидактическими и учебно-методическими пособиями.

Оснащение должно включать всё необходимое для корректировки произношения, мимических навыков, слоговой структуры слов и речевого дыхания.

В кабинете дети могут развивать мелкую моторику, когнитивные функции, а также формировать фонематический слух и восприятие, что в свою очередь способствует улучшению систем звуко-буквенного синтеза и анализа.

Комната должна быть разделена на несколько зон, таких как:

  • Учебная.
  • Игровая.
  • Релаксационная.
  • Сенсорная.
  • Развивающая.
  • Технических средств обучения (ТСО).
-5

Учебная зона

В учебной зоне проходит весь образовательный процесс, где установлены парты, стол специалиста, стеллажи с учебной литературой и настенные доски.

Игровая зона

Игровая зона должна быть удобной для передвижения детей. Здесь используются печатные устройства и специализированные игрушки для развития.

Релаксационная зона

Релаксационная зона предназначена для кратковременного отдыха, её достаточно укомплектовать мягкой мебелью и небольшим аквариумом, что будет отвлекать детей от стресса и переживаний.

Арт-терапевтическая зона (сенсорная)

В арт-терапевтической зоне дети учатся взаимодействовать с окружающими предметами через специальные игры, которые развивают их тактильное и зрительное восприятие.

Развивающая зона

Для развития мелкой моторики подойдет специально выделенное пространство с небольшими столами и стульями, где дети могут заняться лепкой из глины и пластилина, сборкой мозаик, аппликацией и вышиванием, что, в свою очередь, улучшит их артикуляционную моторику.

Зона технических средств обучения (ТСО)

Зона ТСО включает дополнительное оборудование, которое повышает эффективность коррекционной работы. Здесь могут быть размещены компьютеры, метрономы, диктофоны, видеопроигрыватели и музыкальные центры, которые позволяют разнообразить досуг детей.

-6

Обустройство библиотеки

Библиотека для детей с особыми потребностями должна быть оснащена как печатной, так и электронной литературой.

В ней стоит установить видеоувеличители и читающие машинки, которые помогут детям со зрительными нарушениями ознакомиться с интересующими их книгами.

Рабочие места желательно автоматизировать, установив на каждом компьютере программы экранного доступа и увеличения страниц.

Недостаток зрения у детей может быть компенсирован специальными комплексами синтезированной речи, которые озвучивают информацию, представляемую на дисплее.

Программные решения для слабовидящих позволяют работать со шрифтом, настраивать цвет и контрастность текста.

Предусмотрительно будет также обеспечить библиотеку сканерами или портативными камерами, что даст возможность редактировать тексты в электронном виде.

Полезным дополнением станет устройство для печати книг шрифтом Брайля.

Все виды оборудования для инклюзивного образования необходимы для того, чтобы дети с ограниченными возможностями могли учиться наравне со своими сверстниками, не сталкиваясь с барьерами.

Это поможет облегчить процесс обучения, а также устранить трудности в развитии и общении.

Оставайтесь с нами, чтобы быть в курсе последних новостей из мира технологий!

Не забывайте про активность на канале, ставьте лайки и пишите комментарии, а если Вы еще не подписаны, присоединяйтесь к Миру технологий.
Также ждем вас в телеграмм канале Мир технологий: https://t.me/mirtekhnologij