Для того чтобы обеспечить индивидуальный подход в обучении детей, имеющих особенности развития, в каждом образовательном учреждении требуется оснащение специализированными кабинетами, специально подготовленными для инклюзивного образования.
Эти зоны должны соответствовать требованиям, установленным государственной программой, и быть оборудованы таким образом, чтобы устранить существующие коммуникационные и информационные барьеры, создавая комфортные условия для обучения.
Основное оборудование
Каждое образовательное учреждение должно иметь кабинет с полным набором необходимого оборудования.
Учащиеся, как школьники, так и студенты, должны иметь возможность использовать это оборудование самостоятельно во время экзаменов или лабораторных работ.
Учебные материалы необходимо представлять в различных форматах, чтобы учитывать потребности всех обучающихся:
- Напечатаны крупным шрифтом для слабовидящих.
- Шрифтом Брайля для незрячих.
- Записаны в аудиоформате.
- В электронном виде.
Кабинет должен быть хорошо освещен, а также содержать достаточное количество компьютеров или ноутбуков для учеников.
Рекомендуется установить единый программный комплекс, чтобы обеспечить совместимость всей техники.
Основное оборудование, которое может понадобиться для работы с детьми с ограниченными возможностями, включает:
- Мобильные и стационарные рабочие места.
- Принтеры с поддержкой цветной печати и преобразования данных в текст Брайля.
- Стационарные видеоувеличители.
- Камеры дальнего обзора.
- Тифлокомпьютеры и тифлофлешплееры.
Рабочие места следует адаптировать в зависимости от специфических потребностей учащихся.
Некоторые могут использовать обычные столы и стулья, тогда как другим будут нужны мобильные рабочие места, которые позволят им лучше сосредоточиться на учебе.
В современных условиях обучение невозможно представить без использования компьютеров, на которые рекомендуется устанавливать специальные программы, которые помогают преобразовывать образовательный материал в необходимый формат.
Сканеры, принтеры и видеоувеличители с речевым сопровождением или без него необходимы для вывода информации.
Кроме того, камеры дальнего обзора позволяют учащимся видеть, что именно записывает учитель на доске.
Портативные тифлокомпьютеры необходимы для чтения книг и ведения конспектов на шрифте Брайля, а тифлофлешплееры помогают детям с проблемами зрения.
Каждая функция и настройки дополнительных устройств озвучиваются, а синтезаторы обеспечивают возможность чтения книг различных форматов.
Дошкольные учреждения
Воспитание и обучение детей в дошкольных учреждениях требует особого внимания к оборудованию для инклюзивного образования. В детских садах пока не требуется широкий ассортимент специализированной техники, однако некоторые устройства могут существенно облегчить процесс восприятия и усвоения информации:
- Устройство для создания тактильной графики.
- Видеоувеличитель.
- Маркер-диктофон.
- Пишущие машинки.
Кроме того, аппаратно-программный комплекс, предназначенный для учащихся 1-11 классов, призван обучить детей правильным действиям в критических ситуациях, например, при пожаре, а также основам обращения с газом и электричеством.
Учебный материал представлен в виде графических иллюстраций, видеороликов и вопросов для контрольной проверки.
В комплект входят методические рекомендации и план тематических занятий для преподавателей.
Следует отметить, что все изображения и анимации сопровождаются тифлопереводом — комментированием визуальных элементов фильма с использованием словесного описания того, что показано.
Маркер-диктофон
Маркер-диктофон помогает решать несколько задач одновременно.
В комплекте предлагаются самоклеящиеся метки, на которые записываются голосовые сообщения, что удобно для воспитанников с проблемами зрения.
Таким образом, можно описывать картинки из книг и обучающих тетрадей, что позволяет детям с ограниченными возможностями проходить материал таким же образом, как и их сверстники.
Видеоувеличитель
Видеоувеличители играют важную роль для детей с нарушениями зрения, так как они позволяют увеличивать изображения из книг, что помогает им рисовать, писать и читать наравне с другими.
Устройства настраиваются на необходимую яркость и контрастность изображений, в то время как различные функции учитывают особенности зрительных нарушений, повышая степень удобства использования и непринужденности даже после длительного занятия.
Пишущие машинки
Пишущие машинки могут заинтересовать детей, позволяя им быстрее освоить грамматику и синтаксис.
Существуют специальные устройства, превращающие обычные книги в текстовые конспекты на шрифте Брайля.
Уже на этапе дошкольного обучения дети смогут привыкнуть к использованию специального оборудования, что поможет им развиваться без отставаний от сверстников.
Кабинеты для школьников и студентов
Обычно кабинеты, предназначенные для инклюзивного оборудования в школах и государственных высших учебных заведениях, формируются за счет бюджетного финансирования с соблюдением ряда требований:
- Кабинет должен находиться на первом этаже, недалеко от входа в здание.
- Для удобства передвижения создается широкий дверной проем без порога, что упрощает доступ для детей с ограниченными возможностями.
- Цветовая гамма оформления комнаты рекомендуется выбирать в мягких пастельных тонах, что создает позитивную и спокойную атмосферу.
- В первую очередь, следует позаботиться о достаточном освещении и количестве электрических розеток.
- Кабинет должен быть оборудован мультимедийной техникой, включая видеопроекторы, компьютерные комплексы с интерактивными досками и передвижные зеркала, необходимые для отслеживания артикуляции преподавателя.
- Ноутбуки и компьютеры, предназначенные для учебных целей, должны подбираться с учетом требований.
- Необходимо приобрести специальные программные комплексы для детей с особенными потребностями, сенсорные клавиатуры и наборы цветных кнопок, которые снизят нагрузку на учащихся.
Коррекционные зоны
Дефектологи и логопеды, работающие в учебных заведениях, располагаются в специальных коррекционных кабинетах.
Основной задачей этих специалистов является выявление и коррекция нарушений устной и письменной речи. Работа может осуществляться как индивидуально, так и в группах.
Коррекционный кабинет
Коррекционный кабинет должен быть снабжен современными аппаратурными средствами, а также дидактическими и учебно-методическими пособиями.
Оснащение должно включать всё необходимое для корректировки произношения, мимических навыков, слоговой структуры слов и речевого дыхания.
В кабинете дети могут развивать мелкую моторику, когнитивные функции, а также формировать фонематический слух и восприятие, что в свою очередь способствует улучшению систем звуко-буквенного синтеза и анализа.
Комната должна быть разделена на несколько зон, таких как:
- Учебная.
- Игровая.
- Релаксационная.
- Сенсорная.
- Развивающая.
- Технических средств обучения (ТСО).
Учебная зона
В учебной зоне проходит весь образовательный процесс, где установлены парты, стол специалиста, стеллажи с учебной литературой и настенные доски.
Игровая зона
Игровая зона должна быть удобной для передвижения детей. Здесь используются печатные устройства и специализированные игрушки для развития.
Релаксационная зона
Релаксационная зона предназначена для кратковременного отдыха, её достаточно укомплектовать мягкой мебелью и небольшим аквариумом, что будет отвлекать детей от стресса и переживаний.
Арт-терапевтическая зона (сенсорная)
В арт-терапевтической зоне дети учатся взаимодействовать с окружающими предметами через специальные игры, которые развивают их тактильное и зрительное восприятие.
Развивающая зона
Для развития мелкой моторики подойдет специально выделенное пространство с небольшими столами и стульями, где дети могут заняться лепкой из глины и пластилина, сборкой мозаик, аппликацией и вышиванием, что, в свою очередь, улучшит их артикуляционную моторику.
Зона технических средств обучения (ТСО)
Зона ТСО включает дополнительное оборудование, которое повышает эффективность коррекционной работы. Здесь могут быть размещены компьютеры, метрономы, диктофоны, видеопроигрыватели и музыкальные центры, которые позволяют разнообразить досуг детей.
Обустройство библиотеки
Библиотека для детей с особыми потребностями должна быть оснащена как печатной, так и электронной литературой.
В ней стоит установить видеоувеличители и читающие машинки, которые помогут детям со зрительными нарушениями ознакомиться с интересующими их книгами.
Рабочие места желательно автоматизировать, установив на каждом компьютере программы экранного доступа и увеличения страниц.
Недостаток зрения у детей может быть компенсирован специальными комплексами синтезированной речи, которые озвучивают информацию, представляемую на дисплее.
Программные решения для слабовидящих позволяют работать со шрифтом, настраивать цвет и контрастность текста.
Предусмотрительно будет также обеспечить библиотеку сканерами или портативными камерами, что даст возможность редактировать тексты в электронном виде.
Полезным дополнением станет устройство для печати книг шрифтом Брайля.
Все виды оборудования для инклюзивного образования необходимы для того, чтобы дети с ограниченными возможностями могли учиться наравне со своими сверстниками, не сталкиваясь с барьерами.
Это поможет облегчить процесс обучения, а также устранить трудности в развитии и общении.
Оставайтесь с нами, чтобы быть в курсе последних новостей из мира технологий!
Не забывайте про активность на канале, ставьте лайки и пишите комментарии, а если Вы еще не подписаны, присоединяйтесь к Миру технологий.
Также ждем вас в телеграмм канале Мир технологий: https://t.me/mirtekhnologij