Долгое время в городском ленинградском фольклоре Ленька Пантелеев был своего рода героем – народ рисовал его благородным бандитом, петроградским Робин Гудом, который грабил богачей и раздавал деньги бедным. Но на деле ничего благородного и романтичного в Леньке не было – рассказываем, кем был и что творил в постреволюционном городе один из самых опасных налетчиков Петрограда.
Мог стать чекистом
Ленька Пантелеев родился в 1902 году в Тихвине, тогда принадлежавшим Новгородской губернии. О его родителях известно немного – обычная, рабоче-крестьянская семья, никогда не фигурировавшая в полицейских отчетах. В подростковом возрасте Ленька перебрался в Петербург, окончил курсы печатника-наборщика – престижная по тем временам профессия. Юноша устроился работать в типографию газеты «Копейка» и тогда сменил свою родную фамилию Пантелкин на более звучную, - Пантелеев.
В 1919 году 17-летний Ленька откликнулся на призыв Владимира Ленина и записался добровольцем в Красную армию. Подросток достойно показал себя на фронте (воевал на Нарвском и Псковском участках) и быстро дослужился до командира пулеметного взвода. Карьера шла вверх: Пантелеев участвовал в карательных акциях продразверстки, его выдвинули на должность следователя следователем военно-контрольной части дорожно-транспортной ЧК Северо-Западных железных дорог. Должность престижная, денежная, но от успешной карьеры чекиста Ленька отказался, выбрав криминальный путь.
Какой именно эпизод подтолкнул Пантелеева к преступлениям неясно. Но факт остается фактом: весной 1922 года 20-летний Ленька сколотил банду из четырех человек (среди которых чекист и член РКП) и начал грабить людей. В банде Пантелеев сразу стал авторитетом, и бывшие коллеги, и два уголовника слушали юношу беспрекословно. В преступном мире он получил прозвище «Фартовый».
Вовсе не благородный
Начали с налетов на богатые дома и квартиры – Ленька с бандитами театрально заходили в жилье и со словами: «Граждане! Спокойно, это налет», начинали обчищать богачей. Молодые, вежливые, опрятные, в хорошей одежде – о бандитах быстро поползли слухи по Петрограду, мол, современные Робин Гуды, которые крадут у богатых и раздают бедным. Но действительности это не соответствовало: ни награбленные меха, ни золотые украшения и антиквариат до бедняков не доходили. И не должны были доходить – Ленька с бандитами оставляли все себе и жили на «широкую ногу».
Но без крови бандитская группировка обходилась всего пару месяцев – летом 1922 года в трамвае Леньку попытался задержать сотрудник ГПУ. Пантелеев отбивался, а выскочив из трамвая, начал отстреливаться. К задержанию присоединился начальник караула отделения охраны Госбанка, но был убит. Спустя еще пару месяцев Ленька и его подельник Гавриков были задержаны. Повязали их в обувном магазине.
Суда бандиты ждали в «Крестах». Приговор, вынесенный 10 ноября, был суровым: «смертная казнь». И, вероятно, решение суда было бы исполнено, если не жадный до денег надзиратель Иван Кондратьев. Заключенные пообещали ему 20 миллиардов совзнаков за помощь в побеге. И надзиратель помог – обесточил все «Кресты», а преступники скрылись. Забегая вперед скажем, что никаких миллиардов Кондратьев не получил. Но его поступок помог бандитам продолжить свой криминальный путь, на котором было не мало убитых душ.
Теперь и бедняки
Сутки беглецы скрывались в ледяном разрушенном строении. Потом пробрались в тайную квартиру и начали свое дело по новой. Только на этот раз ничего человеческого в них не осталось – понимая, что при поимке им все равно грозит высшая мера, Пантелеев ожесточился и стал творить чудовищные по жестокости вещи.
Озверевший Пантелеев нападал на всех без разбора. Жертвами становились не только богатые, но и самые бедные петроградцы. Всего за месяц Ленька совершил 20 грабежей, 15 налетов и лишил жизни 10 человек! Одновременно с этим Пантелеев подсел на алкоголь и наркотики, так что ничего человечного в нем не осталось. Правда, бандитская чуйка все еще работала – желая дать денег тюремщику, который помог выйти на свободу, Ленька назначил ему встречу под Американскими мостами на Обводном канале. Но почувствовал, что за деньгами Кондратьев может прийти не один и в последний момент скрылся. И был прав – ждали бандита оперативники.
Поймать озверевшего и одурманенного своей безнаказанностью Пантелеева было непросто. Хотя места отдыха Леньки знали – после каждого «дела» он шел отмечать преступление в кабак вместе с бандой. В один из дней там оказалась полиция, но Пантелеев и тут сбежал. А вот его подельника Гаврикова схватили. Это стало ударом для Леньки, который понял: все кончено. Сначала он скитался по вокзалам, затем пытался сбежать в Эстонию. Бандиту казалось, что за ним следят, паранойя развилась настолько, что как-то он убил ни в чем не повинного матроса, заподозрив того в работе на милицию.
Конец фарту
Пантелеев сколотил новую банду – чтобы сбежать из города ему нужны были деньги. И «работа» оказалось «успешной»: за два месяца его налетчики совершили 35 ограблений, расправились с 10 местными жителями. Взяв деньги в феврале 1923 года Ленька отправился в Москву, где весь его фарт закончился - 13 февраля Пантелеев был убит двумя пулями в притоне, где его уже поджидали сотрудники милиции. Ленька намеревался хорошенечко отдохнуть «в малине»: приехал к знакомым проституткам, выпил вина, запел песню… А чекист Иван Бусько выстрелил ему в голову в упор.
Все газеты писали о смерти Леньки Пантелеева. Но запуганный бандой народ не верил в это - петроградцы ждали, что Ленька еще проявится. Чтобы справиться с волной слухов власти решили пойти на решительный шаг – выставили тело налетчика в морге Обуховской больницы. Тело увидели тысячи людей. Но налеты от имени Пантелеева продолжались. Тогда было принято решение отсечь голову Леньки и выставить ее в витрине магазина на Невском проспекте. В 2000-х годах голову нашли в подсобке кафедры криминалистики СПбГУ.