Мы привыкли к тому, что оказание какой-либо услуги всегда сопровождается возможностью оставить чаевые: будь то поездка в такси или поход в ресторан.
Это подводит нас к логическому вопросу: следует ли давать чаевые пилоту частного самолета и бортпроводникам?
Как и во многих других случаях, не существует жестких правил этикета относительно чаевых пилотам. Обычно компании хорошо платят им за их опыт и профессионализм, но некоторые из них делают для клиентов больше, чем нужно.
Все зависит от вашего желания. Например, чаевые в Северной Америке и некоторых европейских странах всегда приветствуются, хотя сумма сильно варьируется: от 50$ до 500$.
У нас чаевые также приветствуются, как и в целом хорошее отношение к экипажу. В России бывает и такое, что чаевые дают даже брокерам.
Есть ещё один способ отблагодарить команду — эмоциональные чаевые.
На нашей практике был эпизод, когда после рейса клиент пригласил команду на экскурсию по своему родному городу. Они были в полном восторге! Ещё из кейсов были благодарственные письма, что тоже ценно.
Как и в случае с пилотами, чаевые бортпроводникам приветствуются, но не ожидаются. Каждый из них выполняет свою роль в обеспечении вашего комфортного и безопасного путешествия.
Чем больше точек соприкосновения у вас с конкретным членом экипажа, тем более уместным вы можете считать чаевые.