Найти в Дзене

Почему самозанятым могут запретить работать в такси? Всё, что вы должны знать об изменениях

Оглавление

С начала 2024 года в российской сфере такси планируются значительные изменения, которые могут повлиять на более чем 1,5 миллиона водителей, зарегистрированных как самозанятые. Предполагается, что водителей, не заключивших трудовой договор с таксопарками или агрегаторами, ожидает запрет на деятельность в такси. Эта инициатива вызывает множество споров, так как затрагивает несколько ключевых аспектов — от прав водителей до изменений в работе агрегаторов такси. Рассмотрим подробнее, что это значит для водителей, пассажиров и всей отрасли такси.

Самозанятые в такси: как это работает сейчас?

В последние годы самозанятость стала популярным способом легализации работы водителей такси. Это простой и выгодный способ для водителей оформить свою деятельность, уплачивая минимальный налог на доходы, что позволяет экономить значительные суммы. В то же время агрегаторы активно поощряли такую форму сотрудничества, не требуя оформления в штат, что освобождает их от обязательств по социальным выплатам.

Однако, по мнению представителей властей, такая модель привела к ухудшению условий труда. Водители не получают социальной защиты, такой как оплачиваемые больничные, отпуск, гарантированные выходные дни и соблюдение трудового времени. Как результат, водители вынуждены работать по 12 и более часов в день, что часто приводит к переработкам, стрессу и повышенному риску ДТП.

Новые правила: трудовые договоры и ограничения

По новым поправкам, предложенным Министерством транспорта, водители такси смогут работать только через официальное трудоустройство в таксопарки или по договорам с агрегаторами такси. Это будет касаться, в первую очередь, тех, кто арендует автомобили у таксопарков и зарегистрирован как самозанятый. Водителей обяжут соблюдать трудовое законодательство, которое ограничивает количество часов на линии и гарантирует отдых.

Кроме того, новые требования включают обязательные ежедневные медосмотры и техосмотры автомобилей, что сделает работу самозанятых практически невозможной без участия крупных игроков рынка. Для самозанятых это дополнительные расходы и организационные сложности, которые заставляют их либо переходить в таксопарки, либо искать иную форму занятости.

Почему это происходит?

Основная цель изменений — усиление контроля за безопасностью и условиями работы водителей. В последние годы участились случаи аварий с участием таксистов, которые часто работают на износ. Считается, что большая часть водителей самозанятых не соблюдают режим труда и отдыха, а также работают на изношенных автомобилях. Также новая мера должна бороться с нелегальными мигрантами, которые часто обходят закон, регистрируясь как самозанятые.

Еще одна причина — финансовые интересы государства. Трудовые отношения с таксопарками обеспечат большие налоговые поступления в бюджет, а также позволят лучше контролировать саму отрасль такси.

Критика и последствия для рынка

Однако эти изменения вызвали волну критики со стороны агрегаторов и водителей. Основной аргумент противников реформы — это то, что новые правила могут привести к росту стоимости поездок и дефициту водителей. Представители агрегаторов уверены, что большинство самозанятых не смогут легализовать свою деятельность, так как получение разрешений на работу в такси сопряжено с рядом сложностей, включая дороговизну обязательного страхования ОСАГО и проблемы с покраской автомобилей в обязательный цвет.

Также отмечается, что новые требования могут привести к снижению конкуренции на рынке, что, в свою очередь, увеличит тарифы для пассажиров, особенно в регионах, где и так действуют более низкие ставки на поездки.

Что дальше?

Пока не ясно, как быстро и в каком объеме будут внедрены новые правила. Представители крупных агрегаторов, таких как «Яндекс.Такси» и «Ситимобил», уже выражали свое недовольство и готовятся адаптироваться к изменениям, хотя для многих это станет вызовом. Ожидается, что некоторые самозанятые перейдут в таксопарки, а кто-то решит покинуть рынок, что повлияет на доступность такси, особенно в малых городах и регионах.

Заключение

Предстоящие изменения в законодательстве о такси нацелены на защиту прав водителей и повышение безопасности на дорогах. Однако они могут привести к значительным последствиям для рынка такси и самозанятых водителей. Вопрос о том, как новые правила отразятся на пассажирах и доступности услуг такси, остается открытым. Одно можно сказать точно: рынок такси в России ожидает значительная перестройка, которая затронет всех участников отрасли.

Еще больше новостей в нашем телеграм канале "TaxiFirm" - подписывайтесь

TaxiFirm - Новости такси индустрии