Наталья тридцать лет пыталась найти общий язык со свекровью, да только ничего не получалось. В молодости она и правда постоянно пыталась угождать родителям мужа и демонстрировала практически послушание. Свёкр относился к ней равнодушно, а Вера Петровна просто лютовала при малейшей возможности. Даже рождение внуков не сделало её более мягкой и доброй по отношению к невестке.
- Вот дочь у меня золотая девочка и зять хороший, - рассказывала она родственникам. - А Владу с женой не повезло, да только ничего поделать мы не смогли. Женился по-быстрому на этой девице, дети пошли, и слова против сказать нам с отцом не дает.
- Лишь бы у них в семье лад и понимание были, - убеждали её подруги.
- Не знаю, чувствую ничего хорошего из их семьи не получится, и вообще, ещё не понятно наши ли это внуки, - рассуждала она.
Яну и Диму бабушка тоже не любила, поскольку они были больше на мать похожи. Внукам со стороны дочери постоянно подарки дорогие дарила, расхваливала на все лады и считала идеальными, а к детям сына была равнодушна. Наталья это видела и от такого отношения к сыну и дочери со стороны родни мужа тоже стала безразлична к их выпадам. Она перестала обращать на их выходки внимание и критику воспринимала спокойно. Пока свёкры помоложе были, они не особенно часто встречались и в гости их к себе никто не приглашал. Но настоящие испытания начались после ухода из жизни Ивана Степановича.
- Вот теперь я осталась в этой жизни совсем одна, и только на дочку могу надеяться, - рассуждала Вера Петровна.
- Так и сын у тебя хороший, - не понимали ее родственники. - Внуки уже взрослые с обеих сторон, так что все будет хорошо.
Первое время Вера Петровна жила одна и с бытовыми делами справлялась, потом тяжело стало, и Влад предложил матери к ним перебраться.
- Нет уж, чтобы твоя жена на меня постоянно недовольно смотрела, обойдусь, - отказывалась пенсионерка.
Влад настаивать особенно не стал, Наталья тем более. Она никогда не считала свекровь врагом, просто с годами от ее выходок устала и предпочитала держаться на расстоянии. Теперь Влад заезжал к матери среди недели и на выходных, а Наталья еду готовую в контейнерах передавала и продукты покупала. Только всё равно свекрови не угождала и та только ворчала относительно качества, количества и состава привезённых гостинцев.
- Очень жаль, что Ольга живёт на другом конце города и не может часто меня навещать, - говорила она сыну. - Твоя сестра готовит вкусней и точно не стала бы меня травить блюдами сомнительного качества.
- Наташа хорошо готовит, мы с детьми постоянно едим, и нареканий нет, - приводил свои доводы Влад.
- Внуки лучшего не знают, а ты при такой жене тоже испортился, вот и довольствуешься малым, - ворчала Вера. - А вот Оленька у нас молодец и муж ее Саша жене под стать. Детей они воспитали достойными и уважаемыми людьми, которые выбрали правильный жизненный путь.
- Мои дети и племянники даже в одном университете учатся, но тебе всё равно что-то не так, - не понимал Влад.
- Оля с Сашей внуков определили на финансовые факультеты, они в будущем смогут стать успешными людьми, - рассуждала Вера. - Твои дети выбрали непонятно что.
Влад, в принципе, привык к критике матери и довольно спокойно на неё реагировал, пока вопрос детей не касался. Просто иногда его доставала ситуация, в которой семья Ольги представлялась как идеальная ячейка общества, а он в глазах матери выглядел типичным неудачником, который ничего не достиг по вине жены. Иногда такие слова казались обидными, но вообще они с Наташей привыкли к выходкам Веры Петровны и в большинстве случаев реагировали довольно спокойно и равнодушно. Она была такой всегда и уже бы не смогла поменяться, становясь со старостью ещё более вредной и принципиальной.
- Квартиру свою я оставлю Оле и её детям, - говорила она сыну во время очередного визита в гости. - Внукам помощь понадобится, пока на ноги будут становиться.
- Хочу напомнить, что у тебя четверо внуков и по-хорошему следует учитывать интересы всех, - напоминал Влад.
- Ещё не факт, что Яна и Дима действительно нам родные по крови, так что не сыпь мне соль на раны, - высказывалась Вера.
Влад только рукой махал, оставляя за матерью право самостоятельно распоряжаться своим имуществом. Он жене большую часть таких разговором с родней даже не рассказывал, чтобы ещё сильней их отношения не портить. Всё как-то шло своим чередом: Влад постоянно мать навещал, Наталья ей еду готовила, Ольга была слишком занята для таких визитов и появлялась в родительской квартире редко. Но Вера дочь постоянно оправдывала и сама ее нагружать не хотела, не отказываясь от помощи сына и невестки. Только после попадания в больницу из-за несчастного случая ситуация сильно изменилась.
- Перелом ноги сложный, но шансы на восстановление есть, - рассказывал Владу и Ольге доктор. – Конечно, на ближайшие несколько месяцев она обездвижена, и вам придётся организовать её быт.
- Я не могу забрать мать к себе, - тут же выпалила Ольга. - У нас квартира маленькая, проблем много и вообще ремонт сейчас идёт.
- Но к нам она не поедет, и вообще, ты прекрасно знаешь об отношении матери к Наталье, - напоминал Влад.
После длительных дебатов они решили оставить мать в своей квартире и установить график визитов к ней на каждый день. Только Влад свои обязательства выполнял, а вот сестра находила причины и поводы, чтобы отлынивать от взятых обязательств. Вера сыну ничего не говорила, но он сам замечал по отсутствию у матери еды и лекарств, которые должна была привезти сестра. Однажды у мужчины нервы сдали, и он устроил Ольге разнос по телефону. Она обещала прибыть на следующий день обязательно. Влад даже все свои дела отложил и тоже решил навестить сестру для серьезного разговора.
- Ты понимаешь, что дальше так продолжаться не может? - возмущался он. - Я не могу каждый день к матери приезжать, ты свою очередь систематически пропускаешь, и она голодная сидит и беспомощная.
- Вообще-то у меня работа и семья, - недовольно высказывалась Ольга. - Я в няньки не нанималась и предлагаю найти профессиональную сиделку, чтобы свое время не тратить.
- Хорошо, - соглашался мужчина. - Раз мать не хочет переезжать к нам, а ты не собираешься ее забирать к себе или хотя бы навещать по своему графику, давай искать сиделку. Только оплачивать ее услуги будем в равных долях.
- Я сейчас не могу возиться с этим, у меня дома ремонт идёт, сын жениться собрался на какой-то девице, - орала Ольга. - Мне нужно свою семью спасать, а не проблемы других людей решать.
Влад от растерянности даже не нашёл нужные слова, только моргал. Сестра кричала и обвиняла его в своих проблемах. Потом она убежала, громко хлопнув дверью, и даже не простившись с матерью перед уходом.
- Спроси у Натальи разрешение на мой переезд к вам, временно, - попросила Влада мать, смотря в окно и с трудом подбирая слова.
- Мама, если ты что-то слышала из нашего разговора с Олей, то всё неправильно поняла, не нужно воспринимать всерьёз эти истерики, - догадывался о причинах её настроения мужчина.
- Ты спроси у жены разрешение на мой переезд, - повторяла Вера. - Я вам мешать не стану и при первой возможности домой вернусь.
Владу не нужно было спрашивать, потому что он прекрасно знал, что жена не откажется от помощи и не станет вспоминать прошлое. Наталья и правда ни слова упрёка свекрови не сказала, стараясь обеспечить ей нормальный уход. Она не вспоминала прошлые обиды, понимая насколько свекрови тяжело. Вера Петровна хотела казаться сильной, но ночами тихонько плакала в подушку от боли и разочарования. Любимая дочь оказалась настолько занята своими делами, что даже позвонить ей забывала. Нелюбимая невестка ухаживала хорошо и слова о прошлом не говорила, стараясь просто жить и поступать по совести.