Подростков снова втягивают в виртуальную игру, результат которой - убийство. Почему возвращение «синих китов» стало возможным?
Когда я собирала материал для этого репортажа, к горлу то и дело подступала тошнота. Окровавленные детские руки, ноги и даже языки, порезы с вывернутыми ранами. Множество кровавых детских фото и даже видео.
Такие фото в Сеть выкладывали участники одной из «групп смерти». В которой школьникам давали задания, которые со временем становятся все более жестокими и рискованными. Финал - убийство.
НАПАДЕНИЯ НА ШКОЛЫ
16 сентября 13-летний ученик коррекционного класса в Челябинске пришел в школу с двумя молотками, ножом и муляжом пистолета. И начал избивать одноклассников молотком. Пострадали две девочки, мальчик и учительница. Как выяснилось, агрессивный подросток состоял в одной из «групп смерти».
Неделю спустя подобный инцидент произошел в поселке Балаганск Иркутской области. 13-летний школьник принес в школу молоток и нож. В раздевалке перед уроком физкультуры он стал орудовать молотком. Двое ребят получили травмы рук, у одного пробита голова. По счастью, рядом был учитель физкультуры, который быстро обезвредил нападавшего.
Подросток состоял в той же «группе смерти».
КОШКА С АВТОМАТОМ
Когда появилась эта группа с ее «играми», точно неизвестно. Но первые ее обзоры датируются сентябрем 2023 года.
В основном канале группы публиковались посты про оружие, яды, убийства, насилие. А в отдельном канале давались различные задания. Начиналось все с практически безобидных вещей - например, нарисовать граффити. Но чем дальше, тем более жестокими становились эти задания, и «проколоть шины соседу» (одно из таких поручений участникам) кажется детским лепетом…
Нахожу в Сети инструкцию для участников группы с алгоритмом действий. От прочитанного становится трудно дышать.
Например, в одно из сообществ предлагалось вступить начинающим скинхедам, потенциальным террористам и идейным серийным убийцам. В другую группу зазывали начинающих маньяков, в третью - тех, кому интересна тема самоубийства.
Изучаю опубликованные участниками фото - «результаты» игры. От крови краснеет в глазах.
На одном из фото - окровавленная рука. Сверху на руке лежит листок бумаги, на котором изображена анимешная кошка. В ее лапе - вздернутый кверху автомат. Рисунок тоже весь в крови.
При взгляде на это фото мне тут же вспоминается трагедия, произошедшая в декабре 2023 года в Брянске. Ученица восьмого класса гимназии № 5 открыла огонь из дробовика по школьникам. Пострадали пять человек, одна девушка погибла. Как выяснилось, стрелявшая девочка была жертвой травли в школе. Связь с «группами смерти» установить тогда не удалось.
ПО СЛЕДАМ «ГРУПП СМЕРТИ»
После того как связь подростков из Челябинска и Иркутской области с «группой смерти» была предана огласке, все каналы, связанные с этим сообществом, и их бот стали недоступны.
Тем не менее я нашла одноименную группу и вступила в нее. На тот момент в группе было более 1100 участников, в основном подростки. За день участников стало на сотню больше.
Писать сообщения в группе запрещено. Надолго ли? И вообще, писать в общий чат необязательно, ведь кураторы могут связаться с каждым участником и обрабатывать его индивидуально…
«Комсомольская правда» обратилась к администрации социальной сети с требованием заблокировать эту и другие подобные группы. О результатах мы сообщим читателям.
МНЕНИЕ ПСИХОЛОГА
«Такое часто происходит в семьях, где ребенка постоянно ругают»
- Что заставляет детей наносить себе увечья и нападать на других? - спрашиваю клинического психолога, кандидата психологических наук Юлию Кочетову.
- Такое часто происходит в семьях, где ребенка постоянно ругают. Подростки, которые это делают, практически всегда ощущают, что это единственный выход из ситуации. Как правило, они верят, что им не к кому обратиться, никто им не поможет, их никто не поймет. Часто они верят, что если они расскажут кому-то о своих проблемах, то им станет еще хуже.
Контент групп в соцсетях, посвященных депрессивной или агрессивной тематике, привлекает подростков, которые чувствуют себя непонятыми, одинокими. Они пытаются найти круг людей, которые их поймут, поэтому такой контент выглядит для них привлекательно.
Нанесение увечий себе - это проявления аутоагрессии. Аутоагрессия, или агрессия, направленная на себя, является механизмом психологической защиты, при котором высокий уровень агрессии не может быть выражен вовне из-за страха получить негативные последствия. Единственным безопасным каналом для выражения агрессии становится сам человек. Он живет с ощущением, что только на себя можно выразить агрессию безопасно. Потому в момент причинения себе вреда такой человек чувствует облегчение.
- А если агрессия направлена на других? - Здесь ребенок находится в тяжелой ситуации, часто он - жертва буллинга и т. п. Он начинает ненавидеть обидчика, а также свидетелей несправедливости, желает мести. Часто все начинается с фантазий о мести, которые выглядят все более привлекательными, после чего наступает период планирования и реализации замысла агрессии.
Такие дети живут в невыносимой обстановке, не испытывают надежды на разрешение ситуации, верят, что все станет только хуже. Поэтому очень важно, чтобы психологическая служба школы и учителя выявляли случаи травли, буллинга или домашнего насилия, для того чтобы детям могла быть оказана своевременная помощь.
Также важно, чтобы родители не боялись обратиться к специалисту, психотерапевту или психиатру. Такие поступки совершают как нормотипичные дети (без проблем с психическим здоровьем. - Ред.), так и дети, которые могут иметь какое-то психическое расстройство. В этом случае важно вовремя купировать его (это расстройство. - Ред.).
К сожалению, существуют общественные механизмы, поддерживающие распространение такого поведения. Во-первых, такие случаи предаются огласке, называются виновные в травле жертвы, которая впоследствии стала агрессором. Она испытывает удовлетворение от мести. Во-вторых, проблема поднимается в искусстве и этим романтизируется (например, песни про стрельбу в школе и т. п.). Более того, в интернете появляются поклонники убийцы. Все это приводит к тому, что идея агрессии находится «на виду», романтизируется и может показаться кому-то очень привлекательной.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
5 главных вопросов от родителей
Как понять, что ребенок увлекся подобными группами и что делать взрослым? На наши вопросы отвечает эксперт по информационной безопасности департамента образования и науки группы компаний InfoWatch Денис ДЕНИСОВ.
КАКИЕ БЫВАЮТ ДЕСТРУКТИВНЫЕ ГРУППЫ?
- Существует несколько типов деструктивных сообществ. Одни пропагандируют определенные взгляды и идеологию - чаще всего это криминальные, экстремистские и националистические сообщества. Другие ставят своей целью подтолкнуть подростков к опасным поступкам - самоубийствам, нападениям в учебных заведениях и другим подобным действиям, к ним и относятся «группы смерти».
Кураторы «групп смерти» обычно дают задания, которые ребенок должен выполнять строго в определенное время, как правило, ночью или рано утром. Такой распорядок позволяет кураторам, с одной стороны, добиться контроля над ребенком, и с другой стороны, состояние постоянного недосыпа притупляет критичность мышления и делает подростка более восприимчивым к влиянию.
КАК ПОНЯТЬ, ЧТО ПОДРОСТОК В ГРУППЕ РИСКА?
- Современные подростки чаще всего очень самостоятельны, но близким взрослым важно обращать внимание на их поведение, чтобы вовремя заметить тревожные признаки. Одним из первых можно назвать замкнутость - подросток становится неразговорчивым, может начать проявлять внезапную агрессию по отношению к родителям, меньше общается со сверстниками, ухудшается успеваемость в школе. При этом проводит все больше времени в Сети.
Еще один тревожный признак - неожиданное увлечение ребенка вопросом или предметами, к которым он раньше не проявлял интереса. Например, ребенок вдруг начинает интересоваться оружием, лекарственными препаратами или радикальными идеями. Это должно насторожить родителей - вполне возможно, что подросток попал под деструктивное влияние.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
- Важно поддерживать с ребенком доверительные отношения, быть в курсе его школьной жизни и социального окружения. Именно изменение социального окружения может быть первым признаком того, что с ребенком что-то не так.
Нужно предупреждать подростка об угрозах. Найти в Сети несколько историй и обсудить их с ребенком - к каким последствиям приводит увлечение «группами смерти», что происходит с детьми, которые поддались влиянию, и с их семьей. Живые примеры гораздо эффективнее общих слов.
Также стоит использовать программы родительского контроля («Экранное время», «Где мои дети», Kaspersky Safe Kids, «Семья рядом» и т. п. - Ред.). Они позволяют ограничить время работы в Сети (общую продолжительность и определенное время суток) и контролировать, какие ресурсы посещает ребенок.
Если ситуация уже очень запущенная, то может помочь вариант совместного отдыха с ребенком - 2 - 3 недели, когда подросток будет постоянно находиться рядом и в контакте с родителями.
Это даст возможность ослабить или совсем разорвать связь с деструктивным сообществом, и еще это возможность поговорить - почему ребенок вместо отдыха и развлечений стремится уединиться со смартфоном.
МОЖЕТ, ВООБЩЕ НЕ ПУСКАТЬ ЕГО В ИНТЕРНЕТ?
- Совсем лишать доступа к Сети и отбирать смартфон - сомнительный метод, потому что ребенок может отреагировать на это очень резко и, например, уйти из дома. В этом случае оградить его от потенциальной опасности будет гораздо сложнее. Ребенку можно предложить выбор: смартфон с оговоренными функциями родительского контроля (ограничения лучше, чем полное лишение) или простой кнопочный телефон.
Важно объяснить, что такой контроль - это не вмешательство в личную жизнь и не желание лишить его свободы, а забота о его безопасности и помощь в защите от угроз, с которыми он может столкнуться и вовремя не осознать опасность.
А ЕСЛИ ВЫ ТОЧНО ЗНАЕТЕ, ЧТО РЕБЕНОК ВСТУПИЛ В ТАКУЮ ГРУППУ?
- Если родители однозначно понимают, что ребенка втянули в некую опасную группу, то необходимо направить обращение администраторам социальной сети или мессенджера. Модераторы, которые выявляют и блокируют деструктивные сообщества, не всегда успевают находить такие группы и принимать необходимые меры.
В целом в вопросах безопасности очень большую роль играет общение родителей и детей - важно быть вовлеченным в жизнь ребенка, обсуждать с ним возможные угрозы, проговаривать риски, объяснять, почему не стоит выкладывать слишком много информации в социальные сети. Также важно слышать ребенка и давать ему обратную связь - чтобы он не боялся рассказать о любых попытках заставить его что-то сделать. Предупредить трагедию проще, чем бороться с ее последствиями, и это тоже необходимо объяснять.
Елена КРИВЯКИНА