Я стояла сегодня перед судебным залом и чувствовала, что небо вот-вот обрушится мне на голову. Через несколько минут суд должен был поставить точку в наших 25 годах совместной жизни. Я не могла поверить, что все закончилось вот так. Казалось бы, еще вчера мы строили планы на будущее, а сегодня я стояла одна перед судом.
Четверть века назад я работала в ателье по дизайну одежды. Заканчивала работу около пяти. У меня были удобные условия, потому что добиралась домой всего за 15 минут. Муж был тоже доволен своей работой. Он трудился в одной из крупных бизнес-компаний. Денег хватало, но я видела, что его что-то злит. Во-первых, он был перегружен работой. А во-вторых, с самого начала нашего брака я понимала, что Михаил несерьезно относится к моей работе.
— Я тут подумал, — бросил он, когда я поставила перед ним ужин. — Твоя работа? Пустая трата времени. Целыми днями рисуешь какие-то каракули, которые никому не нужны.
— Ну, знаешь, мне это нравится, — обиделась я.
— Ты хочешь меня обидеть?
— Да не в этом дело, — отмахнулся он. — Посмотри на себя. У меня есть перспективы карьерного роста, я могу хорошо зарабатывать, а ты... Ты ничего не добьешься. Может, пора открыть глаза и заняться чем-то действительно важным. Думаю... Всем будет лучше и проще, если ты останешься дома. Ты должна привыкать, ведь скоро у нас будет ребенок.
— Что? Какой еще ребенок?
— Ну да, чего ты так на меня смотришь? Такие вещи не стоит откладывать. Разве ты хочешь нянчить ребенка в сорок лет?
Михаил был прав. Он зарабатывал больше меня, и мы действительно иногда говорили о детях. Но я не могла признаться в этом ему, особенно после того, как он так унизил мою страсть.
— Ты же знаешь, что я хочу как лучше. Не обижайся. У тебя есть талант, это видно. Но мир жесток. У человека без связей нет будущего. А какие связи у тебя в этом твоем художестве? Кому нужны твои шедевры? Ты даже толком не знаешь, где применить свой талант.
— А так, будешь сидеть дома, заниматься уютом, тут как раз пригодится твое художественное образование. Дома всегда будет чисто, горячий ужин, да и ты отдохнешь. Разве это не идеально?
В наших отношениях я никогда не имела права на свое мнение. И это стало очевидно, когда через два месяца я узнала, что беременна. Мне не пришлось ничего другого, как сделать все, как хотел мой супруг. Бросила работу и занялась домом. Я скучала по дизайну, но маленький Костик полностью поглотил мое время, и я почти забыла о своих профессиональных амбициях.
Михаил тем временем блистал в светском обществе. Он стремительно поднимался по карьерной лестнице, не оглядываясь назад. Пока я готовила обеды, стирала, убиралась и возила сына в школу, муж обедал в дорогих ресторанах, подписывал контракты, а домой его подвозил шофер. Годы шли. На счет в банке пополнялся, а я чувствовала себя все более опустошенной. Сын, который, казалось, пойдет по моим стопам, все же выбрал путь, положенный отцом.
— Мам, не переживай. Я ведь не уезжаю на край света. Мне нужно учиться бизнеса у лучших, да и летать в Лондон - это не такая уж проблема. Я буду вас навещать, — сказал сын, собираясь на учебу за границу.
Я чувствовала, как будто кто-то вырвал у меня половину сердца, и я не могла поверить, что сейчас кто-то еще заберет у меня вторую половину. Как-то раз муж усадил меня в своем кабинете и сказал:
— Алла, нам нужно поговорить. Я чувствую себя в последнее время очень паршиво. Дома как будто воздуха не хватает, — начал муж.
— Что? В каком смысле? Может, окна открыть, проветрить? — растеряна, — ответила я.
— Нет, дело не в этом, глупая. Я... Мне кажется, что мы отдаляемся друг от друга. Мы как чужие люди. Может, в этом что-то есть, но мы со всем справимся. Может, это просто временный период.
— Не переживай, любимый, — попыталась я его успокоить.
— Я? Я не переживаю. Это скорее тебе стоит побеспокоиться.
— Я ухожу, — бросил он холодно.
— Куда ты уходишь?
— Ухожу, от тебя ухожу. У меня есть другая. Я ее люблю, и у нас будет ребенок. Прости, но так получилось. Я не могу уже ничего изменить. Да, я не хочу.
Я не могла в это поверить. Потом все происходило как в тумане. Собранные чемоданы мужа стояли в прихожей. В доме была пустота, а в сердце огромная пропасть. Только сын, узнав о случившемся, повел себя как настоящий мужчина. Он хотел вернуться, но я быстро его остановила.
— Не думай об этом, солнышко. Я справлюсь сама. Спасибо. Не хочу, чтобы ты видел, как мы с отцом ругаемся. У тебя своя жизнь.
Муж предложил мирный развод. Обещал дать мне половину имущества и оплатить учебу сына за границей. Я согласилась на все, потому что что еще я могла сделать? Я была растеряна, зла, в бешенстве, но в то же время подавлена и не хотела устраивать скандалы. Развод прошел быстро, как щелчок пальцами.
Мы продали дом. Михаил купил мне квартиру и перевел немного денег на счет, а на оставшиеся деньги увез свою любовницу на зонтибар. Целых 25 лет я смотрела на мужа сквозь розовые очки, не замечая, как он мне изменял. Я была слепа. Откуда я теперь это знаю?
Мой сын мне все рассказал.
— Я думал, ты знаешь. Ведь было очевидно, что отец менял девушек чаще, чем носки.
— О чем ты говоришь?
— Ну, у него был целый гарем. Отец постоянно менял женщин, совсем этого не скрывал.
У меня опустились руки. Я думала, это был разовый случай, что он влюбился, потерял голову. Это я могла бы простить. Но постоянные измены?
— То есть, как он спал с ними? И со мной одновременно? Боже мой, я была такой наивной, что поверила его лжи о верности.
Он отмахнулся от меня какими-то жалкими крохами, маленькой квартирой и мизерной суммой денег. Я знала, что он сам купается в роскоши, так как мне об этом рассказывали знакомые. Со своей новой пассией он строит себе огромный дом, полный современных наворотов.
— Ну что ж, ничего не поделаешь. Ах, я была наивна, — сказала я сыну.
— Мам, не говори глупости. Он просто тебя обманул. Он забрал твои деньги, лишил тебя карьеры, загубил твои амбиции и в итоге плюнул тебе в лицо. Благодаря тебе он добился успеха. Ты дала ему трамплин, с которого он и прыгнул.
— Я просто была верной женой и не могла бы сделать по-другому. Я создавала уют в доме, комфортные условия в нашем доме для твоего отца, для тебя. А сейчас... Я просто чувствую себя использованной.
Жизнь шла своим чередом, а я катилась все ниже и ниже. Хотела найти работу, но меня нигде не брали. Никому не нужна была дизайнер за 50 без опыта. Я вышла из этого унылого состояния только тогда, когда в дверь постучал почтальон с просроченными счетами за газ, электричество и другие коммунальные услуги. Мне пришлось взять себя в руки и вспомнить, какой креативной я была когда-то. Этого никто у меня не отнял. Даже муж.
Моей страстью было проектирование одежды, пошив ее по своим лекалам, поэтому я решила поставить все на карту. Рисовала, делала эскизы, проектировала и отправляла все это во всевозможные компании. Первые четыре отказали, но нашлась одна добрая дама, которая захотела мне помочь. Она была посредником, но меня это не волновало.
— Мила, — так звали мою спасительницу, — отвезла мои юбки в один из знакомых бутиков и оставила продавцу для пробы на реализацию. Когда через несколько дней мне перезвонил хозяин магазина, я была уверена, что он попросит меня забрать свои тряпки, потому что никто не хочет их покупать.
— Добрый день. Вас беспокоит Максим Покровский, и я хотел бы подписать с вами договор на большое количество ваших юбок. Они разошлись, как горячие пирожки. Нужно ковать железо, пока горячо. Да если вы не против, захватите на встречу другие свои эскизы.
Кайрусель завертелась и уже не остановилась. Через полгода я заработала достаточно, чтобы открыть вместе с Милой большую швейную фабрику. Мы снабжали почти все соседние бутики. Сын вернулся и помог мне с технической стороны. Он создал сайт и запустил онлайн-продажу. Теперь уже мой кошелек заметно пополнялся.
Дни сменяли дни. Недели летели за неделями. Времени на переживания по поводу моей неудавшейся семейной жизни у меня не было. Я упорно трудилась, и мне это доставляло огромное удовольствие. Я знала, что мой успех не останется незамеченным.
— Привет, дорогая, как у тебя дела? — услышала я как-то в трубке голос Михаила.
— Все отлично, я на работе, тебе что-то нужно? — попыталась я от него отмахнуться.
— Нет, звоню, чтобы поздравить тебя с днем рождения. Как насчет того, чтобы встретиться за чашечкой кофе в нашем любимом месте? Вспомним старые времена.
Я согласилась, потому что что еще я могла сделать? Я уже не испытывала к нему обиды. Честно говоря, мне было все равно.
— Привет, дорогая, — услышала я радостное щебетание у себя за спиной. — Ты прекрасно выглядишь, да ты всесветишься.
— Привет, да? А я о тебе этого не могу сказать. Ты в порядке?
— Не очень. Меня уволили с работы, я остался ни с чем. Меня заменили одним молодым кадром. Ты же знаешь, как сейчас трудно найти работу.
— Я прекрасно это знаю. Тебе нужны деньги?
— Может быть, но не от тебя. Тебе и так, наверное, еле хватает.
— Ну, знаешь, с тех пор, как у меня появилась фирма, дела идут совсем неплохо. Могу тебе одолжить.
— Как это? У тебя своя фирма?
— Да, только начинаю, но все идет довольно хорошо.
Ведя его реакцию, я решила сменить тему.
— А как у себя с новой женой? Все хорошо?
— Мы расстались. Это была ошибка. Если честно, самая большая ошибка в моей жизни.
— Мне жаль, — сказала я.
— А я подумал, может, мы попробуем еще раз? Нам же было так хорошо вместе. Ты ж не будешь этого отрицать. Ты и я снова как в старые добрые времена.
— Миша, ты, наверное, шутишь. Я ничего к тебе не чувствую. Я все это уже пережила и больше не хочу возвращаться к прошлому.
— Интересно, захотел бы ты вернуться, если бы у меня не было таких успехов?
— Да ты что? Дело не в деньгах. Как-то не верю я тебе.
— Ну да ладно. Бывое прошло. Мы можем быть обычными знакомыми, но больше ничего не жди от меня.
Я встала со стула, оплатила счет, попрощалась и вышла. Заблокировала номер Михаила. Я устала от наглых мужиков в своей жизни. Сегодня для меня важны только сын, моя компания и то, что я. Наконец-то, хозяйка своей судьбы.