Содержание
- Небольшое, но важное введение
- Что такое ревизия
- Ревизия и инвентаризация
- Что считают при инвентаризации
- Когда проводится инвентаризация
- Ревизия и аудит
- Особенности проведения аудиторской и ревизионной проверки
- Как назначают ревизионную комиссию (РК)
- Порядок проведения ревизии
- Итог
Небольшое, но важное введение
Любой собственник или акционер хочет знать, как обстоят дела у его компании и не ведет ли менеджмент «двойную игру». Для выявления несоответствия представленных на бумаге цифр фактической ситуации существует несколько вариантов финансовых проверок, которые можно ранжировать по степени глубины и сложности: инвентаризация, ревизия, аудит.
Данные виды проверок включают анализ финансово-хозяйственной деятельности компании, проверку бухгалтерской отчетности и документооборота на соответствие требованиям российского законодательства и внутренней политики компании. Они позволяют выявить факты хищения и мошенничества, случайные или намеренные ошибки. По результатам инвентаризации, ревизии и аудита выпускаются соответствующие отчёты.
Что такое ревизия
Ревизия — это проверка документов организации: бухгалтерской (финансовой) отчетности, документов по операциям (сделкам, инвестициям), планов, смет, приказов, хозяйственных и трудовых договоров и т.д.
Цель проведения ревизии:
- контроль за соблюдением компанией законодательства РФ;
- контроль качества работы бухгалтерии, финансового и коммерческого отделов;
- выявление фактов хищения, мошенничества, «откатов», завышения закупочных цен и других нарушений.
Правила ревизий регламентируются уставом юридического лица и иными внутренними нормативными документами. Сроки проведения ревизий компания устанавливает самостоятельно. Обычно ревизию проводят по итогам подготовки годовой бухгалтерской отчетности или по конкретному заданию.
Какая ревизия нужна компании? Периодичность проведения ревизии зависит от нескольких факторов.
Ревизия бывает:
- плановая, если её ежегодное проведение закреплено в уставе общества;
- внеплановая (проводится по инициативе собственника/акционера: например, в случае подозрений на мошенничество с активами).
Помимо желания собственника, проведение ревизии может быть обусловлено грядущей налоговой или аудиторской проверкой. В этом случае задача ревизии — помочь компании подготовиться, привести дела и документы в порядок.
Ревизия и инвентаризация
Инвентаризация — это сверка фактического наличия и количества активов с отраженными в учете данными.
В отличие от ревизии, где пересчёт и сверка активов проводятся исключительно «на бумаге» (то есть на основании документов), инвентаризация включает непосредственный физический пересчет товарно-материальных ценностей. Фиксируются все излишки и недостатки, выявляется причина их образования: не учли, не успели списать, похитили и т.д.
Помимо проверки физического наличия указанных в документах активов, оценивается их фактическое состояние и условия хранения.
Что считают при инвентаризации
В процессе инвентаризации ведется подсчет денежных средств, имущества и других активов организации.
В ходе инвентаризации подсчитываются:
- основные средства, сырье и товары, продукция незавершенного производства;
- денежные средства компании: остатки на банковских счетах, деньги в кассах;
- дебиторская и кредиторская задолженность и др.
Порядок проведения инвентаризации регламентируется внутренними документами компании.
Для проведения инвентаризации назначается специальная инвентаризационная комиссия. В состав комиссии обязательно включаются сотрудники компании: администрация, бухгалтерия, работники складов, по потребности — инженеры или технические сотрудники, иногда — внешние аудиторы. Обязательно присутствует материально ответственное за участок (склад, оборудование и пр.) лицо.
По итогам инвентаризации составляется инвентаризационная опись по стандартной форме ИНВ-3, одинаковой для всех предприятий. Один экземпляр документа остается у материально ответственного лица, другой направляется в бухгалтерию для сверки.
Когда проводится инвентаризация
Если ревизия является условно добровольной процедурой, то инвентаризация — обязательной.
Согласно Федеральному закону о бухгалтерском учете № 402 ФЗ, инвентаризация проводится минимум раз в год в любых юридических лицах перед составлением годовой бухгалтерской отчетности не ранее 1 октября отчетного года.
Инвентаризация также проводится при смене материально ответственного за определенный участок лица (за склад, производственное подразделение и т.п.), после стихийных бедствий (пожаров, наводнений), при реорганизации общества, в случае передачи, раздела, продажи активов компании и т.д.
Если материальная ответственность закреплена не за одним человеком, а за коллективом (бригадой), инвентаризация проводится при смене начальника коллектива (бригадира) или обновлении коллектива более чем наполовину.
Помимо обязательной, предусмотренной законом инвентаризации, существует внеплановая. Её проводят по инициативе собственника или руководителя. Например, в случае утери товара, подозрения на факт хищения или мошенничества или по другим причинам. Под внимание могут попасть дорогостоящие либо «залежавшиеся» активы, по которым не было движения в течение длительного времени. В ходе инвентаризации может выясниться, что активов уже нет, они украдены или находятся в ненадлежащем состоянии.
Инвентаризация может быть сплошная, когда необходимо пересчитать все активы компании, или выборочная, охватывающая отдельные участки или подразделения (например, инвентаризация склада, кредиторской задолженности и др).
Инвентаризация также необходима юридическим лицам, которые проходят внешний аудит. Аудиторы в обязательном порядке запрашивают результаты последней инвентаризации, которая относится к отчетному периоду.
Если у компании нет результатов инвентаризации, она не приводилась либо не задокументирована, аудиторская организация модифицирует аудиторское заключение, то есть аудитор выразит мнение с соответствующей оговоркой.
При проведении аудиторской проверки аудиторы могут участвовать в запланированной компанией инвентаризации или запросить провести выборочную инвентаризацию.
По теме. Как провести инвентаризацию в организации
Ревизия и аудит
Главная задача аудита — проверка финансовой отчётности. Аудит поможет своевременно выявить признаки финансовой нестабильности или риски банкротства компании, что особенно важно для инвесторов и кредиторов.
Аудиторское заключение представляет собой выражение аудиторского мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Аудит бывает внутренний (проводится внутренними аудиторами — сотрудниками компании) и внешний (проводится аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, зарегистрированными в установленном законом порядке).
В свою очередь, внешний аудит бывает обязательный (предусмотрен законом для ряда категорий компаний) и инициативный (проводится по желанию собственника или, например, по требованию банка).
Обязательному аудиту подлежат компании с определённой суммой выручки и активов независимо от формы собственности, а также все АО, компании с госучастием, страховые, банковские, финансовые организации и др.
Внутренний аудит
Внешний аудит
проводится внутренними аудиторами — сотрудниками компании
проводится аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, зарегистрированными в установленном законодательством порядке
_
обязательный:
по требованию законодательства РФ
инициативный:
по требованию собственника
или банка
В отличие от результатов ревизионной проверки, итоги обязательного аудита могут быть доступны не только конечным бенефициарам компании, но и всем заинтересованным лицам — стейкхолдерам: кредиторам, дебиторам, клиентам, миноритариям, даже журналистам и широкой общественности.
Они публикуются на сайте Федеральной налоговой службы, в базах Spark и на других внешних ресурсах. Вместе с отчетностью компании, аудиторское заключение помогает стейкхолдерам принимать взвешенные решения.
Инициативный аудит необходим компаниям, которые не удовлетворяют критериям для обязательного аудита. Например, банк может потребовать аудиторское заключение для выдачи кредита. Как и в случае с ревизией, инициатива проведения аудита может исходить от собственников, которые хотят узнать, как идут дела.
Внутренний аудитор имеет право проверить любое функциональное направление компании: производство, бухгалтерию, маркетинг, HR, в то время как ревизор — только финансовые службы.
Особенности проведения аудиторской и ревизионной проверки
С помощью ревизии и аудита можно понять, как идут дела у компании в финансово-хозяйственном плане, насколько квалифицированно и ответственно ведется бухгалтерский учет.
Как ревизору, так и аудитору сотрудники организации обязаны предоставлять все запрашиваемые в ходе проверки документы. Для выявления нарушений проводящие проверку лица должны обладать соответствующим опытом и квалификацией.
По закону проводить внешний аудит имеют право только аттестованные аудиторы, соответствующие требованиям к образованию и опыту, а также компании с определенным количеством лицензированных аудиторов в штате. Требования к членам ревизионной комиссии, их опыту и квалификации прописаны в уставе организации.
Защита коммерческих данных обеспечивается законом об аудиторской деятельности 307 ФЗ и соглашением о конфиденциальности информации, которая может использоваться исключительно для целей проверки.
По теме. Что делать при недостаче или излишки товара при проведении инвентаризации
Как назначают ревизионную комиссию (РК)
Как правило, ревизию проводит управление/департамент/отдел внутреннего аудита и контроля, которые имеются в структуре крупных организаций, АО, компаний с госучастием. Кроме того, акционерное общество может назначить ревизионную комиссию.
Количественный состав ревизионной комиссии, которая обычно включает 3-4 человека, а также требования к их образованию, опыту и квалификации прописаны в уставе и других внутренних документах компании. В исключительных случаях компания может пригласить для проведения ревизии независимого внешнего эксперта.
В акционерных обществах ревизионная комиссия избирается большинством голосов на общем собрании акционеров. Во избежание злоупотреблений со стороны членов РК ее состав подлежит ежегодному обновлению.
Для ООО условия формирования и численность ревизионной комиссии законодательно не закреплены, и требование о ежегодной замене членов РК не является обязательным. Однако большинство компаний добровольно соблюдают данные рекомендации.
Как и в аудите, в ревизии строго соблюдается принцип независимости, поэтому в состав ревизионной комиссии не могут входить учредители, члены совета директоров, высший менеджмент, генеральный директор, руководители департаментов, бухгалтерия, финансовый директор и другие заинтересованные в результатах проверки лица.
Порядок проведения ревизии
В отличие от аудита, который бывает и внешним, ревизия — это всегда внутренняя проверка. Её инициируют собственники и проводят сотрудники компании. Публикации результатов ревизии на внешних ресурсах не предполагается.
Порядок проведения ревизии, сроки предоставления документов ревизору, график проведения заседаний и голосований по отчёту ревизора и т.д. регламентированы Положением о ревизионной комиссии компании.
Перед началом ревизии издается приказ о составе ревизионной комиссии, сроках проведения проверки и ответственности ревизора, а также приказ в адрес главного бухгалтера и/или финансового директора обеспечить содействие ревизионной комиссии.
Ревизор имеет право запрашивать любые финансовые и отчетные документы, проверять правильность их заполнения вплоть до реквизитов, а также получать устные или письменные разъяснения от сотрудников по своим вопросам. На предоставление документации по запросу ревизора обычно даётся не более трёх дней.
Результаты проверки согласуют и утверждают инициаторы ревизии (акционеры компании и/или члены совета директоров) путём голосования. Ревизор также вправе инициировать внеочередное собрание акционеров или совета директоров в случае выявления нарушений.
Итог
Несмотря на развитие искусственного интеллекта, значение человеческого фактора в появлении случайных или намеренных ошибок еще достаточно велико.
Именно поэтому контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий необходим хотя бы раз в год. И ревизия — один из самых востребованных инструментов проверки.
Ревизия поможет содержать дела и документы в порядке, позволит минимизировать финансовые риски и защитить компанию от мошенничества и убытков.
Фото на обложке: Freepik