Найти тему
Yur-gazeta.Ru

Обмен опытом: Узбекские учителя начнут преподавать в российских ВУЗах. Насколько это плохо для нашего образования?

Вот и наступил момент, когда к нам начинают прибывать новые специалисты не только в таких сферах, как строительство и общепит, но и в важнейшей области – образовании. Теперь преподаватели из Узбекистана будут работать в Российском Государственном Педагогическом Университете. Да, все верно! Один из ведущих педагогических вузов страны станет площадкой для культурного обмена. Однако возникает вопрос: нам тоже нужно перенимать опыт преподавателей из Ташкента?

Представьте обычную лекцию. Студенты сидят и слушают преподавателя, объясняющего тонкости дидактики. И вдруг – сюрприз! Из-за кафедры раздается урок о том, как вести себя на улицах Ташкента или какие предметы обязательны в Узбекистане. Нет никаких претензий к дружеским республикам, но когда начинают говорить о «центральноазиатских стандартах» обучения, закрадывается некоторое беспокойство. Ведь это разные культурные миры: Ташкент и Санкт-Петербург далеко не одно и то же!

Наши педагоги тоже не остаются в стороне – они отправятся преподавать в школы Узбекистана. Интересно, как нас воспримут там? Может, мы тоже узнаем о местных культурных традициях или секретах национальной кухни? Обмен опытом - это хорошо, но честно говоря, трогать образование не стоит.

Это происходит на фоне серьезной нехватки квалифицированных кадров в школах и вузах, где даже сейчас многие учителя сталкиваются с трудностями в процессе обучения. Тем не менее, мы начинаем «эксперименты» с узбекскими методиками. Это, что, часть какого-то стратегического плана? Может быть, нас готовят к будущему, где экзамены по алгебре будем сдавать, держа в одной руке телефон, а в другой – плов?

Действительно странно: неужели у нас так остро не хватает собственных педагогов? В стране с сильными научными традициями и мощными инженерными школами, казалось бы, должно быть достаточно своих преподавателей. Вместо того чтобы вкладываться в отечественное образование и развивать свои кадры, мы всё чаще обращаемся к соседним странам. Узбекистан, Таджикистан — всех зовём к нам заменять! И вот уже, чем черт не шутит, вместо «физики» у студентов начинается курс по «основам древнеазиатской философии».

Что же ждет нас дальше? Будем ли мы осваивать математику через узбекские народные песни или начнем изучение истории с великих правителей Средней Азии? Да и география и без того уже становится международной!

Всё это наводит на мысль: вместо того чтобы развивать уровень образования в наших учебных заведениях, мы стараемся перенимать чужие подходы. Но у нас есть собственные образовательные традиции! Нам нужны учителя, которые понимают суть российского образования и знают, как привить студентам любовь к знаниям, а не просто заменить одного преподавателя другим ради изменений.

Так что в следующий раз, когда в аудиторию войдет новый преподаватель, не удивляйтесь, если вместо привычного «доброе утро» вы услышите «ассалом алейкум». Образование становится не только наукой, но и международной ареной с новыми правилами. Кто выйдет победителем в этой гонке – вопрос открытый.