Большинство знаменитых картин написаны в технике масляной живописи. Само слово «живопись» нередко ассоциируется с масляными красками. Однако основой для красок могут служить и другие вещества, например вода. Да, мы говорим о хорошо знакомой всем акварели! Акварельные краски отличаются воздушностью, легкостью и утонченностью цветовых переходов. Неудивительно, что она пользовалась популярностью у представительниц высшего света в Викторианскую эпоху! Многие леди скрашивали часы досуга заполняя страницы альбомов акварельными набросками птиц и цветов. Однако, акварель годится и для более сложных картин, что блестяще доказала своим творчеством Луиза Рэйнер.
Луиза Ингрем Рэйнер (1832 — 1924) — британская художница-акварелистка. Родилась в небольшой английской деревушке Матлок Бат, в семье известных художников Самуэля и Энн Рэйнер. Способности к искусству Луиза явно унаследовала от своих родителей, ведь ее брат и сестры также добились успеха на художественном поприще. Когда девочке исполнилось 10 лет, семья переехала в Лондон. Еще через пять лет Луиза начала обучаться рисованию под руководством отца и друзей семьи — профессиональных художников (таких как Эдмунд Джон Ниманн, Фрэнк Стоун и др.).
В этом смысле она буквально шла по стопам отца — тот впервые продемонстрировал свою работу публике в 15 лет, писал акварелью и в основном изображал здания и интерьеры. Познакомившись со своей будущей женой (которая была старше его на 4 года и уже прославилась как гравер), он тайно женился на ней и у них родилось 6 детей: сын Ричард и дочери Луиза, Энн («Нэнси»), Маргарет, Роуз и Фрэнсис.
Среди всех детей Рэйнеров, Луиза несомненно была самой талантливой — уже к 20 годам девушка регулярно участвовала в художественных выставках. Интересно, что ее первая картина выставленная в 1852 году в Королевской академии художеств написана маслом. Вероятно она была создана под влиянием друга семьи — шотландского путешественника и художника Дэвида Робертса, знаменитого мастера архитектурной живописи.
Однако вскоре Луиза Рэйнер переключилась на акварель и именно она прославила ее имя. На картинах художницы мы можем увидеть разнообразные и живописные городские пейзажи: широкие бульвары и узкие улочки, дворцы и лачуги, кафедральные соборы, таверны и лавки. Это результат зарисовок выполненных во время летних путешествий по Великобритании и Северной Франции. Многие сцены написаны в Честере — древнем городе основанном в I веке, куда переехала жить Луиза.
В Честере художница снимала жилье в доме владельца аптеки и его жены — уединенном сельском уголке вне городской черты. Здесь она могла спокойно работать над своими картинами. Кроме того, Луиза не только сама писала акварели (до 76 летнего возраста!), но и преподавала живопись другим. Известно, что какое-то время она делила жилье со своей сестрой Маргарет, никогда не была замужем и прожила долгую (92 года) и успешную жизнь: ее работы неоднократно получали награды, а некоторые из них приобрела сама королева Виктория.
Акварельные рисунки Луизы Рэйнер поражают своей невероятной детализированностью. Надписи на вывесках, спицы тележных колес, одежда пешеходов — все выписано с большой тщательностью. А ведь это акварель, краски с высокой «текучестью», которыми не так-то просто изобразить миниатюрные элементы, чтобы они не превратились в размытые цветные пятна!
Еще одним показателем высокого мастерства Рэйнер являются гармоничная палитра и объемная глубокая перспектива. На ее картинах мы видим уходящие вдаль улицы, череду арок или ряды разномастных домов. Но это не просто камень, дерево и штукатурка (хоть их текстура и показана необычайно умело), картину «населяют» десятки персонажей занимающихся своими повседневными делами: дамы с кавалерами прогуливаются, торговцы зазывают покупателей, прачки стирают, дети играют, кошки бегают, а собаки роются в канавах….
Внимание Луизы Рэйнер к деталям придает ее картинам научную ценность — они важный источник исторических сведений, в том числе о зданиях которые были снесены или перестроены. Конечно, порой художница позволяла себе некоторые «вольности»: могла сместить шпили собора для лучшей композиции или исключить из сцены неприглядные фонарные столбы. Но невзирая на это ее подробные «городские акварели» могут многое поведать о повседневной жизни и архитектуре Викторианской эпохи.
Художественный талант Рэйнер проявляется и в особой сбалансированности: она тщательно, даже дотошно, выписывает детали, не теряя при этом широты и размаха; ее рисунки отличает богатая цветовая гамма и яркие атмосферные эффекты, но при этом изображение не резкое, а мягкое и приятное глазу. Лучше всего об этом сказала Эллен Клейтон: «Каждая из работ Луизы Рэйнер — произведение созданное с любовью, тщательно прорисованное и восхитительно завершенное, сияющее, как прекрасная драгоценность».
Творческое наследие Луизы Рэйнер включает несколько сотен изображений городских видов, экстерьеров и интерьеров зданий. В основном акварель, но порой она использовала гуашь, тушь или карандаш. Картины Луизы хранятся в крупных английских музеях и частных коллекциях по всему миру. Порой при торгах на аукционах цены на ее акварели доходят до баснословных сумм. Так в 2011 году рекорд составил 65 тысяч долларов (более 6 млн. руб.!) за картину «Вид на Виктория-стрит с Грассмаркета».
Работам Луизы Рэйнер уже более века, но они до сих пор интересны как историкам, так и ценителям прекрасного. Великолепные и подробные изображения старинных улиц известны даже далеким от живописи людям — ведь репродукции ее акварелей часто используют при создании пазлов и наборов для вышивания! И это, в самом деле, выдающиеся произведения искусства, в полной мере передающие характер британских деревень и городов XIX века.
|Справка| Автор – Луиза Ингрем Рэйнер (Louise Ingram Rayner). Жанр – ведута, архитектурная живопись. Стиль – реализм. Дата – XIX в. Материалы: акварель, гуашь, тушь, карандаш, бумага, картон.
Еще больше интересного в телеграм-канале и ВК-группе, присоединяйтесь!