Мирный план, с которым так носится Зеленский, конечно, смехотворен, но тем не менее ставит перед нами важный вопрос о том, какие условия мира являются приемлемыми для каждой из сторон, имеющих свои интересы в этом конфликте, сколько продлится противостояние, и что должно произойти, чтобы наступление мира стало неизбежным.
Мир в интересах России
После фактического объявления экономической войны Западом (Россия в данный момент является страной-лидером по количеству наложенных на неё рестрикций со стороны коллективного Запада), да ещё и при продолжающемся агрессивном игнорировании права на обеспечение собственной безопасности, для России в список требований к условиям мира обязательно должны входить следующие позиции:
- Демилитаризация Восточной, Южной и Северной Европы. Создание буферной зоны на этих территориях в виде пояса нейтральных стран. Роспуск НАТО.
- Отказ Запада от политики рестрикций, снятие санкций, реформирование существующих институтов мировой торговли, или замена их новыми для обеспечения равных прав в обмене ресурсами, товарами и технологиями.
- Признание суверенитета над новыми регионами и Крымом. Признание остальных регионов бывшей УССР подмандатными территориями России.
- Проведение следственных действий в отношении всех военнослужащих ВСУ, сотрудников специальных служб и гражданских властей Украины с целью выяснения их роли в геноциде Русского народа и военных преступлениях. Международный трибунал над преступниками.
- Принудительная национализация всего движимого и недвижимого имущества оставшейся части Украины, выплата репараций со стороны оставшейся части Украины за ущерб, нанесённый России, начиная с 2014 года.
Объективно, текущий расклад сил не даёт пока оснований на выполнение этих требований. Между тем без выполнения всех (или почти всех) требований цели спецоперации нельзя будет считать достигнутыми в полной мере. Обладая тактическим, а местами и оперативным преимуществом, удачно выведя за скобки горячей фазы противостояния непосредственное массовое участие армий НАТО объявлением спецоперации вместо войны, используя санкции как импульс для развития внутреннего производства и внутреннего рынка, Россия с каждым тактом улучшает свои переговорные позиции. А это значит, что не только признание поражения, но и даже перемирие с сохранением фактических позиций на земле не соответствует интересам России. И наоборот, продолжение противостояния при сохранении текущих трендов в высокой степени вероятности приводит к достижению заявленных целей. И значит выбор России сейчас — война до победного конца.
Мир в интересах Запада
Коллективный Запад не имеет возможности начать непосредственное вооружённое противостояние с Россией — элементарно, повод к войне отсутствует. Поэтому фронт его войны был открыт на экономическом поле. Параллельно для вооружённой борьбы против России Запад использует прокси-силы — своего военного союзника Украину. Необходимо принимать во внимание, что в части экономики Россия с 1991 года являлась оккупированной страной — даже не вассалом, а колонией Запада (в империалистическом смысле). Это значит, что война Запада с Россией — это война за приведение колонии к покорности. Для Коллективного Запада список требований к условиям завершения войны можно ожидать, состоящим из таких позиций:
- Отказ России от статуса ядерной державы, передача ядерных арсеналов под контроль Запада. Демилитаризация и демобилизация России, сокращение её национальных сил обороны до уровня, необходимого для выполнения полицейских функций.
- Отказ России от претензий на Крым и новые регионы.
- Выплата контрибуции — погашение всех кредитов, выданных Украине Западом, начиная с 2014 года, компенсация убытков Запада, связанных с войной на Украине, включая безвозмездную помощь, компенсация ущерба, нанесённого Украине в результате боевых действий.
- Демонтаж существующей общественно-политической системы России, замена президентской республики конфедерацией.
- Приватизация недр, государственных корпораций и компаний, а также предприятий оборонно-промышленного комплекса с предоставлением равного или преимущественного доступа к приобретению этих активов западным корпорациям.
Пока союзник Запада — Украина — проигрывает на поле боя, в экономической войне всё не так однозначно. Экономический потенциал Запада многократно превышает экономический потенциал России, и пока политическая система Коллективного Запада остаётся достаточно устойчивой, для него сохраняется возможность не только вести борьбу, но и наращивать давление на Россию с перспективой победить, продавив экономику России. Несмотря на то, что первый обездвиживающий удар по России не прошёл, у Запада нет оснований прекращать противостояние и списывать убытки сейчас.
Мир в интересах нейтральных стран
Мировое сообщество не заняло солидарно позицию одной из сторон и не разделилось пополам. Большая часть заняла нейтральную позицию. Несмотря на все высказывания в пользу мирного процесса, для этих стран не существует каких-либо выгод от заключения мира. Наоборот, пока длится противостояние, они имеют ряд бонусов. Во-первых, Запад вынужденно ослабляет давление на эти страны. Во-вторых, они пользуются преимуществом удлиняющихся цепочек торговли, получая дополнительный доход. В-третьих, вне зависимости от того, кто одержит победу в противостоянии, нейтральные страны рискуют почувствовать на себе гораздо большее давление, чем есть сейчас, и чем было начала открытого конфликта. Если сейчас они могут себе позволить выторговывать дополнительные преференции в обмен на лояльность, по завершении противостояния торговать лояльностью будет значительно сложнее — победитель не будет покупать лояльность, он будет требовать присяги, оммажа. Соответственно, в интересах нейтральных стран не заключение мира, максимально длительное продолжение противостояния между США и Россией.
Мир в интересах Украины
Так как Украина несубъектна, все разговоры о мире на приемлемых с точки зрения Украины условия лежат вне рационального дискурса. До последнего сохраняя верность Западу, в случае его победы Украина будет вознаграждена и получит сполна. Однако в случае проигрыша Украина, в отличие от Запада, потеряет всё. Также не исключён вариант, при котором задолго до окончания противостояния Запада и России уже де-факто не будет Украины (например, её территория будет полностью захвачена Россией), при этом исход противостояния ещё не будет решён. Запад вполне может одержать итоговую победу, и Украина будет переучреждена как государство с новым составом правящих элит, с ещё большей зависимостью от Запада. Таким образом, Украина — это единственная сторона, в чьих интересах находится как можно более быстрое завершение конфликта.
Так как ни Запад, ни Россия не готовы признать своё поражение (до этого ещё крайне далеко), прекращение войны для Украины возможно только и исключительно в результате признания её поражения. При этом важно понимать, что выход Украины из войны на любых условиях не приведёт автоматически к прекращению противостояния России и Запада.
Выход Украины из войны на условиях Запада
Попытка Украины договориться с Западом о запуске мирного процесса с последующим выходом её из войны не исключается, но этот вариант может реализоваться, только если этого захочет сам Запад. И Запад не будет добрым Иисусом, что возьмёт на себя все грехи. Для сохранения лица ему в этом случае удобнее всего будет разыграть историю, что это руководство "незалежной" завело страну в пропасть, но Запад, услышав чаяния украинского народа, готов ради спасения Украины пойти на уступки России — естественно эти уступки будут делаться исключительно за счёт Украины. Для внутреннего пользования (на территории Украины и не только) Западу потребуется назначить "козла отпущения", и козлом этим будет Зеленский вместе со своей командой.
Так как заморозки конфликта Россия допустить не может (то есть не может дать шансы Украине на восстановление военной мощи) спасение Украины будет выглядеть специфически. Сверх того, что уже де-факто является территорией России, принимая капитуляцию Россия заберёт под свой контроль все территории, что посчитает нужным. В свою очередь Запад, чтобы не потерять свои активы на оставшейся части территории, вынужден будет аннексировать (пусть и не сразу) западную Украину в качестве оплаты долгов. Огрызок независимой Украины будет выплачивать как оставшиеся долги по западным кредитам, так и репарации за ущерб России.
Выход Украины из войны на условиях России
Украина может попытаться выйти из войны вопреки желанию Запада, капитулировав перед Россией с последующим заключением сепаратного мирного договора. В результате этого договора Россия реализует пункт 3, 4 и 5 своей версии требований. В обмен Россия выступит гарантом защиты оставшейся части Украины как от притязаний Запада в целом, так и от притязаний Польши, Венгрии и Румынии, в частности. Благодаря этому Украина сможет сохранить свою государственность, но уже под протекторатом России.
Излишне говорить, что существующие украинские элиты потеряют всё — активы на территории Украины перейдут к России, а активы за рубежом будут изъяты Западом для покрытия издержек, ведь такой мир Запад воспримет, как переход Украины на сторону противника. К сожалению приходится иметь в виду, что контрэлиты на Украине отсутствуют (зачищены), поэтому, даже если этот путь — единственно-верный для сохранения Украины, повести Украину этим путем будет некому.
Возможен ли компромисс
И со стороны России, и со стороны Запада мы слышим утверждения об экзистенциальном характере противостояния (из рассуждений ниже будет ясно, что для Запада это не так). Поэтому свести позиции к компромиссному варианту выглядит практически невозможным занятием. Но здесь стоит обратить внимание на то, как происходит коррекция позиций обеих сторон под влиянием изменений как внешних факторов, так и ситуации "на земле".
В логике Запада каждый такт противостояния рассчитывается заново. Неважно, сколько раз и с каким исходом вы подбрасывали монету: каждый новый раз вероятность выпадения орла или решки приходится рассчитывать с нуля. Нам трудно понять, почему вчера ещё ключевой узел обороны противника, на укрепление которого он отправлял самые боеспособные подразделения, сегодня в его сводках фигурируют как ничего не значащая точка на карте. Но это продукт именно этой логики: узел уже потерян, мы его не учитываем, считаем заново. Продуктом этой же логики является постоянное рисование новых красных линий, вне зависимости от того, были они пересечены или нет. Для нас такое поведение Запада (а вслед за ним и Украины) выглядит непоследовательным, но это их логика, и она имеет свою основу.
Логика России принципиально иная. Особенности климата и большая территория формируют привычки играть в долгую. Россия не меняет планы на каждом такте. Адаптивность же к изменениям обстановки обеспечивается, с одной стороны, относительной свободой действий "на земле", а с другой — разработкой альтернативных планов. Ни то ни другое не меняет конечной цели, меняется только маршрут движения.
Именно по этой причине Россия крайне редко ставит своей целью уничтожение чего либо — обратного пути не будет, придётся идти до конца. Отсюда следует , что Россия всегда оставляет оппоненту окно возможности выхода из конфликта с сохранением лица. Соответственно, Запад на любом такте может изменить свою позицию, приняв решение списать убытки. Если компромисс возможен, искать его надо опираясь на понимание этой разницы в подходах.
Россия не может не победить
Исходя из описанного выше попробуем представить себе такую динамику развития событий, при которой Россия начинает терпеть поражение на поле боя. Каким бы глубоким не потребовалось сделать отступление, чтобы измотать противника, растянуть его коммуникации перед контрударом, Россия не будет просить мира. А если ситуация зайдёт слишком далеко, Россия в соответствии со своей доктриной применит ядерное оружие в целях самообороны. Есть ли смысл в связи с этим рассматривать вариант, при котором мир заключается не на условиях России? Вопрос риторический.
Таким образом, достижимый вариант мира, исключающий ядерную войну на взаимное уничтожение, находится где-то в точке смыкания решённых задач России и пересчёта баланса Западом на очередном такте. Парадоксально, но так как в максимально быстром заключении мира сейчас заинтересована Украина, и только Украина, именно в интересах Украины ситуация, при которой Россия достигает цели максимально быстро. А значит, в интересах Украины прекратить сопротивление и капитулировать, пойти на сепаратный мир с Россией.
Может ли Украина Зеленского пойти на такой шаг? Да, может. Другой вопрос, сможет ли и успеет ли? Победа России на поле боя неизбежна, и Украина уже смотрит в лицо этой неизбежности. Сколько стадий принятия ей оставалось пройти — знать Россия не может, но что Россия может, так это каждодневной фронтовой работой своих бойцов ускорять движение Украины по пути от отрицания неизбежной победы России к её принятию. Чем быстрее сейчас будет идти движение на фронте, тем быстрее наступит мир. И как не парадоксально вновь, в интересах России сохранить Украину, сделать так, чтобы она захотела сохраниться, под защитой России и на условиях России, захотела, пока есть что сохранять.
Запад не хочет проиграть
Что может омрачить идиллическую картину капитуляции Украины, так это перехват Западом инициативы в мирном процессе. Пользуясь тем, что власть в Украине находится в руках их марионеток, Запад, увидев, что сдача Украины уже неизбежна, легко может возглавить этот процесс, лишь бы сохранить за собой хоть какие-то активы, не допустить перехода Украины на сторону России. Выход Украины из войны на условиях Запада описан выше — версальский мир для Германии был, наверное, менее жестоким.
В случае с капитуляцией Украины на условиях России Запад вынужден будет демонстрировать силу, показательно повышая уровень противостояния в торгово-экономической войне против России. Однако в случае со сдачей Украины на своих условиях, Запад может пойти и на мирные соглашения с Россией по всему спектру вопросов. Не нужно ждать, что враз будут отменены все санкции — как раз этого не произойдет — однако снятие ограничений в свободе торговли с третьими странами вполне может быть обменяно Западом, например, на обещание России не экспортировать борьбу за независимость от США. Если такое соглашение будет достигнуто, оно будет не публичным. Мы не узнаем о нём, возможно, никогда, но слушая в новостях, как одна за другой страны планеты возобновляют обслуживание карты Мир, мы будем знать, признаком каких изменений это является.
Когда наступит мир
Если все рассуждения свести к перечню тезисов, то от разговоров о мире остаётся следующее:
- Нейтральные страны не заинтересованы в окончательном примирении России и Запада, а значит и не заинтересованы в быстром поражении Украины.
- Россия в любой момент времени готова к миру на условиях, что были в общих чертах заявлены ещё в 2021 году, и воюет ради достижения этого мира.
- Украина нуждается в мире прямо сейчас, на любых условиях, но в интересах Украины — мир на условиях России.
- Запад меняет свою позицию на каждом такте противостояния. Поражение в противостоянии с Россией не несёт для Запада экзистенциальной угрозы, что бы не декларировалось, поэтому потенциально он готов принять мир на условиях России. Однако ни в коем случае не готов допустить сепаратного мира Украины с Россией.
- Любой вариант мира не оставляет шанса сохранения украинского государства в текущем виде — Украина будет либо ликвидирована, либо переучреждена.
- Коллапс Украинского государства в результате развала фронта значительно ускоряет приближения мира.
Просуммировав тезисы в сухом остатке мы получим лишь, что мир наступит, когда Украина потеряет способность воевать, и что Россия должна воевать, чтобы наступил мир.