Перед нами описание клинического случая из практики Фрейда о фобии маленького Ганса. Посредством записей отца ребенка и разговоров ним, Фрейд фактически руководит процессом анализа. Отец записывает за Гансом, интересуется его мыслями, анализирует их, после, передавая записи Фрейду, снабжает собственными вопросами и размышлениями. Интерес Фрейда состоял в том, чтобы получить клинические подтверждения гипотезам об инфантильной сексуальности напрямую от ребенка.
Первые заметки о Гансе относятся к неполным 3 годам его жизни. У Ганса прослеживается довольно сильное влечение к познанию, к поиску истины с помощью своих вопросов. Его интересует откуда берутся дети, половые различия мужчин и женщин, вопросы о том, чья воля на то, чтобы появился ребенок и какое отношение к этому процессу имеет отец.
Первый эпизод касается вопрос о наличие у матери «Wiwimacher». Прослеживает интерес к различению полов, однако мать не может ответить на его вопрос с той точки зрения, с которой он его задает. После он видит, как доят коров, и приходит к выводу, что из Wiwimacher идет молоко. Вопросы, которыми задается Ганс не являются чисто теоретически, у него просыпается интерес к собственному пенису. Когда он трогает свой Wiwimacher – мать запрещает ему, говоря при этом, что позовет доктора, чтобы он его отрезал. Фрейд подчеркивает, что в этот момент маленький Ганс приобретает комплекс кастрации, однако, на тот момент, в силу возраста, не придает этому значение, ведь, по его мнению, это не помешает делать ему «пипи», ведь есть же еще «попо».
Позже Ганс посредством наблюдений и вопросов приходит к выводу о том, что у всего «живого» есть Wiwimacher, а у «неживого» – нет. Wiwimacher оказывается тем, что помогает различить Гансу «живое» и «неживое». Также появляется различение «большого» и «маленького» – в сценах с лошадью, когда купают сестренку – сестренка маленькая – значит и Wiwimacher у нее маленький.
Гансу снится сон, что он в Гмундене с Марикой, где он не просто один с Марикой, а совсем один. Предполагаем, что «совсем один» означает, что он не просто один, а один как без матери. Сквозь его сны и фантазии прослеживается готовность отделиться от матери, однако что-то его все же останавливает.
Позже в момент сцены купания, Ганс по-видимому начинает признавать различие мужского и женского, потому что, если в первой сцене он успокаивает сестру, говоря не волноваться о ее маленьком Wiwimacher, предполагая, что он еще вырастит, здесь же он больше усмехается над ее «красивым» Wiwimacher.
С появлением сестры перед Гансом остро встает вопрос откуда берутся дети и кто должен пожелать их появления, и какое же отношение к этому акту имеет отец. Если отец возлагает ответственность в этом вопросе на Бога, мать уверяет Ганса, что ключевым субъектом волеизъявления является она. Своими словами мать часто ставит себя намного выше отца, показывая Гансу, что вся власть у нее.
До момента разворачивания фобии, у Ганса уже прослеживает появления страха – во сне. Ему сниться эпизод, в котором у него больше нет матери и ему не к кому ласкаться. Данная сцена показывает, что Ганс как раз таки боится не не потерять мать. Он готов к отвязыванию, однако есть что-то, что не дает шанс ему потерять мать. Перед ним встает вопрос инцестуозного запрета тема матери – больше не приласкаться, как раньше. Его тревога свидетельствует о появлении границ, запретных границ, которые он уже знает, что нарушать нельзя. О появлении запретных линий мы можем говорить в виду других его сновидений, где они с отцом нарушают линию границ: в зоопарке и в процессе выламывания окна. В данные фантазии Ганс привлекает некий субъект, наделенный властью, который их с отцом наказывает за неправомерные действия. В этих фантазиях, что интересно, отец для Ганса не является фигурой, способной этот запрет осуществить, он как бы его двойник, с которым они вместе что-то совершают. Так и в его психической реальности отец не годиться на роль властной фигуры, не является фигурой, которая наложит этот запрет. О том, что Гансу необходима такого рода фигура свидетельствует также его попытка наделить отца рычагами воздействия перед Фрейдом, так он говорит, что отец перед походом к аналитику его бил. Ко всему прочему фантазийные отождествления Ганса с отцом показывать, что Ганс в процессе прохождения Эдипова комплекса, прослеживается желание встать на место отца, быть с матерью вместо него.
Моментом показывающий готовность Ганса к отлучению от матери является эпизод, когда он хочет пойти спать к Марике. На вопрос матери действительно ли он хочет уйти от них с папой вниз и спать с Марикой, он отвечает положительно, ведь утром он все равно придет наверх к кофе, собирает свои вещи и уходит. В один момент во время прогулки с няней он отказывается зайти дальше за линию, где его дома уже не видно. На другой день, идя уже с мамой, ситуация повторяется. Торможение не дает ему переступить некую прочерченную линию. Первая фаза разворачивания фобии – у Ганса появляется тревога, он пока не может объяснить, почему пространство за прочерченной им линией запретное. Второй такт – появление объекта фобии, происходит смещение на боязнь. Ганс говорит, что не может идти, потому что боится лошади, лошади, которая укусит или лошади, которая придет к нему в комнату. Появляется представление, Фрейд называет это замещающим представлением. То, что дает Гансу возможность локализовать свой страх, не идти туда, где может быть объект страха, избежать его. Объект опасности перемещается в пространстве и становится внешним – происходит пространственное переприсвоение фобии. Происходит попытка связывания тревоги, однако, она не вполне удачна. Как говорит Фрейд - фобия – неудавшаяся защита, так как окончательно связать страх не удается. Далее череда представлений разрастается. К лошади присоединяются груженые повозки, лошади, которые падают, с лошадей все перекидывается на железную дорогу. Вся фобия разворачивается под знаком средств передвижения. Появление все новых и новых представлений свидетельствует о продолжении попыток связать страх.
Ганс создает фобию в попытке самостоятельно прочертить запретные линии. Отцовская функция – это то, что отделяет ребенка от матери. В случае Ганса есть недостаточность отцовской функции. То есть фобия попытка ее восполнить. Ему необходимо что-то, что дало бы шанс окончательно расстаться с матерью. Ганс ищет фигуры, способные прочертить эти границы, запрещающие фигуры – в своих фантазиях. Там, где боязнь – всегда есть желание. Желание Ганса отделиться от матери, но ему не позволяет это сделать недостаток власти у отца. Отец не хочет, чтобы Ганс ложился к ним с мамой в кровать, однако мама не против, и запрет отца обнуляется. Решение о появлении детей – прерогатива тоже матери. Власть – на стороне матери. Таким образом, фобия – требование отцовской функции, требование наложения инцестуозного запрета.
Сцены в спальне родителей, а конкретно фантазия о жирафах, показывает нам соперничество Ганса с отцом за мать, желание занять его место и вину за данные фантазии. Момент, когда Ганс нарочно ударяется в отца и описывает этот поступок Фрейду, как то, что отец его бьет – с одной стороны, желание причинить боль отцу, а с другой, при этом, быть наказанным за такие помыслы. В сюжете, где Ганс с отцом посещают Фрейда, психоаналитик объясняет Гансу, почему тот испытывает эти чувства, и данная интерпретация помогает наступить некоторым улучшениям в разворачиваниия фобии Ганса.
Разрешение фобии Ганса происходит в связи с двумя фантазиями. Первая – о водопроводчике, который, придя, прикручивает Гансу новый, большой Wiwimacher, что позволяет одержать победу над страхом кастрации. И фантазия о женитьбе на матери, но только не в данный момент, а в какой-то в будущем. С одной стороны – сейчас нельзя, но вот в будущем эту возможность он сохраняет для себя. И вместо устранения отца, как объекта соперничества – женит его на бабушке.
Глоссарий:
1. Wiwimacher – одно из основных понятий, придуманное Гансом, для обозначения предмета, делающего «пи-пи», полового органа
2. Фобия – страх, приобретающий определенный объект, являющийся замещающим представлением.
3. Ангст – тревога, ощущение опасности, не имеющее определенного объекта
4. Комплекс кастрации – переживание, возникающее в процессе прояснения вопроса о различии полов. Отождествление отсутствия пениса у матери с угрозой его лишений за провинности.
5. Эдипов комплекс – переживания ребенка, в виду бессознательных или частично осознаваемых влечений к матери, как к объекту инцестуозного запрета, амбивалентных чувств к отцу, желания его устранить и занять его место.
6. Инцестуозный запрет – запрет на материнское тело, на посягательство на него и обладание им.
7. Функция отца – необходимое условие окончательного отделения от матери, становления ребенка как субъекта.
8. Инфантильная сексуальность – проявление интереса к вопросам сексуальности, разницы полов, к своему половому органу.