Недостаточная подготовка, невнимательность, незнание фарватера и условий плавания могут стать причиной посадки судна на мель, что опасно как для самого судна (повреждения корпуса), так и для других судов (дополнительное препятствие движению).
СОВЕТ 1. Используй придонную волну. Практически сразу же после остановки судна, необходимо дать полный ход назад. Движущаяся следом придонная волна, обгоняя судно, приподнимет его, чем способствует снятию с мели.
СОВЕТ 2. Если это не помогло, предпринимаются иные меры. В начале проводится измерение глубин. Судно снимается с мели в сторону большей глубины.
При посадке на мель носовой частью дается попеременно передний и задний ход с одновременной перекладкой руля с борта на борт. После раскачки судна, дается задний полный ход с прямым положением руля. Следует несколько увеличить плавучесть носовой части, для чего необходимо переместить людей или имеющийся на борту груз к корме.
При посадке на мель одним бортом создается крен на противоположный борт.
Если судно зашло на мель не слишком далеко, то можно снять его с мели, упираясь в дно водоема шестом, багром или веслом примерно под углом 35°.
СОВЕТ 3. При снятии судна с мели могут использоваться: надувные резиновые катки для подкладки под киль, завозные якоря для отдачи на глубине, троса для крепления к берегу, разгрузка судна для уменьшения осадки, другие мелкосидящие маломерные катера и мотолодки в качестве буксира. Это будет зависеть от степени посадки на мель, температуры воды, силы ветра, волнения, скорости течения, глубины, типа судна.
ГИМС рекомендует: после снятия с мели тщательно осмотреть корпус судна на наличие повреждений, по возможности устранить их и убедиться в отсутствии поступления воды внутрь.