7 октября 1852 года всё светское общество Петербурга провожало в кругосветное путешествие писателя Ивана Гончарова. Большинство провожающих были уверены: мужчина спятил. Идею кругосветки его друзья и знакомые считали ничем иным как сумасшествием или сумасбродством.
Иван Александрович, служивший в те годы в департаменте внешней торговли министерства финансов, имел говорящее прозвище - Принц де Лень. Нерасторопный, хилый, не мыслящий себя вне комфорта - и вдруг моряк! Гончарова не понимали и искренне сочувствовали.
Сам же писатель был невероятно воодушевлен идеей великого путешествия.
"Началась для меня жизнь, в которой каждое движение, каждый шаг, каждое впечатление были не похожи ни на какие прежние", - так описывал он старт кругосветного плавания на фрегате "Паллада".
И даже первая буря не повергла его в ожидаемый ужас. Новоиспеченный мореплаватель, попавший в жуткую качку, решил, что это - в порядке вещей.
"Эта первая буря мало подействовала на меня: не бывши никогда в море, я думал, что это так должно быть, что иначе не бывает, то есть что корабль всегда раскачивается на обе стороны, палуба вырывается из-под ног и море как будто опрокидывается на голову", - писал Иван Александрович в своих путевых заметках.
И всё же - чем дальше в океан, тем меньше задора оставалось у начинающего путешественника. Столкнувшись с адской зубной болью, свалившейся на него от сырости и холода, настрадавшись от качек, начитавшись жутких историй о кораблекрушениях, Гончаров упал духом. И яростно захотел домой...
Жизнь распорядилась по-своему. На фрегате «Паллада» Гончаров ходил более двух с половиной лет. Классик побывал в Англии, Южной Африке, Индонезии, Китае, Японии, на Филиппинах. Почти везде писатель сходил на берег, чтобы познакомиться с той или иной страной.
В Россию Гончаров вернулся сухопутной дорогой. Фрегат был настолько убит шторами, бурями, тайфунами, что обратной дороги из Японии определенно не пережил бы. Корабль затопили... А Иван Александрович благополучно вернулся в Петербург 13 февраля 1855 года.
Свои впечатления от невероятного путешествия он положит в основу книги очерков "Фрегат «Паллада»", ставшей ярким сокровищем мировой литературы!
А вы читали?