Дорогие читатели, на этот раз в «психоаналитической киногостиной с Ириной Кац» предлагаю разбор фильма аргентинского кинорежиссёра Лусии Пуэнсо «XXY».
О фильме
Фильм – драма о необычном подростке-гермафродите. При гермафродитизме в организме человека представлены две репродуктивные системы одновременно. Люди с особенностями развития половой системы предпочитают термин «интерсекс-человек». Гермафродитизм более медицинский термин, а «интерсекс» более социальный, и сами люди считают определение гермафродит более «клеймящим», «обижающим», и предпочитают «интерсекс». Интерсекс - это особенность развития, а не сексуальная ориентация или гендерная принадлежность. Сейчас известно около 40 вариаций половых характеристик интерсекс-людей. У каждой вариации разная частота встречаемости и общее количество таких людей может достигать 1.7%. Большинство интерсекс-людей сталкиваются с вопросом гендерной идентификации, им важно определить гендер, к которому они принадлежат по документам и по собственным ощущениям. Это часто осложняется операциями, которые проводят им еще в младенчестве. Интерсекс-сообщества во всем мире борются за отмену такой практики, так как эти вмешательства не имеют прямых медицинских показаний, а являются как бы «нормализующими», что противоречит правам человека на самоопределение. Фильм освещает трудности жизни интерсекс-человека, его переживания, сложности самоопределения, отношения окружающих.
Награды и номинации
Фильм международный, в съёмках принимали участие Аргентина, Испания и Франция. Фильм вышел в 2007 году и за два года с 2007 по 2008 год собрал более 14 наград, «За лучший художественный фильм», «лучшая актриса», «Находка года», «лучший латиноамериканский фильм» и «лучший испанский фильм».
Награды и номинации (по данным IMDb):
- 2007 — Афинский кинофестиваль: Golden Athena;
- 2007 — Бангкокский кинофестиваль: Golden Kinnaree Награда, Лучший художественный Фильм;
- 2007 — Каннский кинофестиваль: Critics Week Grand Prize and Grand Golden Rail;
- 2007 — Международный кинофестиваль в Картахене (Колумбия): Golden India Catalina: Лучшая актриса, Лучший художественный фильм;
- 2007 — Clarin Entertainment Awards: Лучшая актриса, Лучший фильм, Лучший первый фильм, Лучшая новая актриса, Лучшая актриса второго плана;
- 2007 — Эдинбургский кинофестиваль: New Director’s Award;
- 2007 — Монреальский кинофестиваль Нового Кино: Награда кинокритиков;
- 2007 — World Soundtrack Award: Находка года;
- 2008 — Argentine Film Critics Association Awards: Лучший фильм;
- 2008 — приз «Розовый персик» Международного кинофестиваля в Атланте;
- 2008 — Международный ЛГБТ-Кинофестиваль «Бок о Бок»: Лучший художественный фильм;
- 2008 — Премия «Ариэль»: Golden Ariel, Лучший латиноамериканский фильм;
- 2008 — Премия «Гойя»: Лучший испанский фильм.
Отношение к главному герою
Фильм запоминающийся, возможно у многих зрителей оставляет неприятный осадок, потому что подросток вызывает сочувствие, но не симпатию. Конечно, актриса сыграла свою роль блестяще, именно поэтому зритель, как и окружение подростка, испытывает к главному герою неоднозначные чувства. Да и сам фильм снят в тёмных приглушённых тонах. Аргентина тёплая солнечная страна, но при этом в фильме в основном пасмурная погода, ненастье - будто и небеса плачут.
Фильм совершенно не усложнён символами. Всё на поверхности, в прямой речи героев, так же прозрачно, как и название самого фильма «XXY». В основном все зашифровано в прямой речи героев. Фильм начинается с кадра, где бегут подростки. Уже в первые минуты зритель бессознательно напрягается, ему приходится фантазировать, кто эти подростки? Похоже мальчик и девочка. Подросток на бегу немного ранится о сухую веточку, и зритель уже улавливает его эмоциональный надрыв, какое-то отчаяние и злость.
Дальше режиссёр переносит нас в кабинет биолога, который вскрывает панцирь погибшей черепахи и констатирует: «Самка». Погибла самка, а чипированный самец продолжает плавать в водах океана.
Черепаха как символ
В фильме появился единственный символ «Черепаха». Миф о сотворении Мира говорит: «была гигантская космическая черепаха, живущая в безбрежном океане небес и стала она центром нашего Мира». Практически у всех народов Земли и на всех континентах существуют мифы о священной Черепахе, созидательнице Мира, которая поддерживает мироздание. Сквозь панцирь Матери-Черепахи прорастает Мировое Дерево.
У многих народов запрещено обижать черепах, потому что черепаха является хранителем мудрости Книги Тота. Видимо поэтому, в сказке А.Н.Толстого, именно Черепаха Тортилла владеет золотым ключом. У архетипа Черепахи множество символических значений. Основными являются двуполость, так как имеет округлость женского типа и фаллический вид головы, который движется внутрь-наружу. Верхний панцирь обозначает энергии Янь, нижний панцирь - Инь, женское в мужском, мягкое, ранимое живое в панцире, где можно укрыться или скрыться. И только в безопасности можно выйти или раскрыться.
Алекс-черепашка
Тоже пытается понять подросток, прячась, как черепашка в подвале-панцире. Скупая слеза в глазах… Выглядывает, как осторожная черепашка, пытается понять безопасно или нет.
Пытаемся разобраться, мальчик или девочка? Почему так напуган(а)? Помните, как в сцене в кабинете биолога? Определить кто под панцирем, самка или самец, можно только при вскрытии.
И следующий час режиссёр мастерски, по слоям вскрывает и раскрывает подростка перед зрителем. Потому, что дальше зритель попадает в комнату девочки Алекс, где детские фотографии в платьицах и с косичками, куклы, правда все они раздетые, обнажённые, а в промежности вставлены что-то наподобие пенисов.
Утром просыпается юная Алекс и зритель видит девушку в переходном возрасте с ещё незрелой подростковой грудью. Алекс берёт книгу и в который раз перечитывает: «эволюционно доминантны XX хромосомы», то есть самки. Конечно, с точки зрения эволюции все логично – и один здоровый самец может оплодотворить сто самок, но даже одна самая здоровая самка не может родить от ста самцов.
Важная мысль режиссёра
Для выживания и продолжения рода нужны самки! А дальше девушка Алекс отбрасывает таблетки, кортикостероиды, которые нужны для поддержания женского гормонального фона.
Тема озвучена, Алекс гермафродит, интерсекс. Родители приняли её такой, какой дала её природа, проявили толерантность и уважительное отношение к её праву на выбор пола. Но встреча с реальностью у Алекс всегда болезненна, недоверие и страх отвержения заставляют её, как черепашку, осторожно тестировать внешний мир на безопасность. Задавая вопрос отцу Альваро, хирургу: «Тебе нравится мой дом?», Алекс имеет в виду конечно же себя. Ты принимаешь меня такой или мне опасаться тебя? Алекс давно уже определилась, она не хочет быть женщиной. Ведь записи и рисунки в её тетради, менструирующая девушка и фраза «la malla», что в переводе значит вероломно, предательски, насильно, против воли, доказывают это.
Да и имитирующие пенисы, вставленные в промежность куклам, наглядно говорят об отрицании женского и желании мужского.
Психоаналитический разбор
Основываясь на теориях З. Фрейда, ребенок проходит Эдипов конфликт в два этапа. Первый этап Эдипова конфликта разворачивается на фаллической стадии (от 2,5 до 5 лет) психосексуального развития, где ребёнок открывает для себя разность полов, за которой следуют определение своей половой идентификации и дальше формирование сексуальной ориентации. Завершается разрешение Эдипова конфликта по окончании генитальной стадии психосексуального развития «под приматом генитальности», которая приходится на окончание переходного возраста (13-16 лет). То есть окончательно формируется сексуальная ориентация, сексуальность, гендерная принадлежность. В Эдипов конфликте задействованы родители. И именно от этого взаимодействия зависит разрешение этого конфликта.
Отцы и дети
Режиссёр лаконично и просто расшифровывает взаимосвязь двух пластов – отцов и детей. Более того, через детей даёт понимание о родителях. А какие родители – такие могут быть и дети. Фактически, Алекс герой-проводник, а главные герои – родители. Нужно раскрыть их, чтобы понять, почему их дети будут именно такими и какое у них возможно будущее.
Отцы или Сверх-Я
Когда З. Фрейд во второй топике описал инстанции психического аппарата, он определил инстанцию Сверх-Я, как инстанцию, которая формируется у ребёнка при взаимодействии с родителями. Материнская фигура отвечает за формирование Идеала-Я, что обозначает любовь человека к себе, идеализацию собственного образа на протяжении всей жизни. Отцовская фигура отвечает за формирование Сверх-Я, который является внутренним психическим законом, совестью, культурными и нравственными нормами, ценностями, которые выступают в качестве цензора. Это и есть работа Сверх-Я, за формирование которого ответственен отец.
Теперь представим, что все отцы это Сверх-Я и их 5. Первый, отец Алекс, он биолог-хирург, второй отец, отец Альваро, пластический хирург, третий отец Вальдо, рыбак, четвёртый отец бывший гермафродит, который после пластических операций определился по мужскому полу, женился и усыновил мальчика, и пятый отец или в данном случае отсутствующие родители, но они же гипотетически есть, это отец подружки Алекс, которая в инцестуозных отношениях со своим двоюродным братом. И вот мы выходим на ось «яблоко от яблони» или «от осинки не рождаются апельсинки».
Мы так же можем рассмотреть каждого отца, не только как Сверх-Я, а более расширенно, символически, как власть, законы общества, культуру и мораль.
Алекс и её(его) отец
Отец Алекс проявляется, как толерантное, принимающее, мягкое, слабое сверх-я или управляющий орган. Он любит Алекс безусловной любовью, принимает и поддерживает своего ребенка, дает Алекс – сообщение, мы тебя любим и принимаем такой, какая ты есть, ты уникальна и знай об этом. Одновременно он транслирует ей прямо противоположное - «знай об этом для себя, не раскрывайся, общество не примет тебя другой.». Именно поэтому они переезжают из города в город. Его неспособность обеспечить защиту Алекс проявляется в сцене, когда он подъезжает к полиции, чтобы заявить об обидчиках своего ребенка, но не решается.
На самом деле он не может обеспечить защиту Алекс, и когда он говорит ей: «ты сама должна решиться», фактически он перекладывает ответственность на её хрупкие плечи, на незрелое эго подростка. И мы в который раз видим большие голубые глаза Алекс, полные боли и одиночества.
Альваро и его отец Рамиро
Альваро с первых минут проявляется, как мягкий, послушный, немного подавленный молодой человек, с слабой мужской энергией. Рамиро, его отец, вроде бы интеллигентный, хирург, но это впечатление обманчиво. Он перебивает сына, отнимая право на самовыражение. Альваро вегетарианец, что тоже символично, ведь он здоровый подросток в самом разгаре пубертатного периода. Истинное отношение к сыну отец проявил в разговоре на берегу моря, когда он смотрит сыну в глаза ледяным пронизывающим взглядом и с садистической жестокостью говорит ему «ты потерял для меня интерес, у тебя нет таланта», понимая, что глубоко ранит чувствительную и нежную душу подростка. В Альваро проявляются мазохистические и депрессивные черты, которые раскрываются через отношения с Алекс, в том числе его гомосексуальность.
Вальдо и его отец
Рыбак, он с сыном ловит рыбу, что тоже символично, рыбак абсолютно маскулинная профессия. Даёт возможность сыну проявиться, реализоваться, самому принимать решения, при этом он всегда рядом, ровно на том расстоянии, на котором при надобности защитит своего ребенка. «Жена собиралась пойти в школу и пожаловаться, но Вальдо не пустил». Уважительное, здоровое, традиционное, защищающее Сверх-я. Ключевая фраза отца Вальдо – «слишком много видов на грани выживания», он обеспокоен угрозой исчезновения традиционной, гетеросексуальной культуры.
Бывший интерсекс, ныне мужчина с усыновлёнными детьми
Четвёртый отец бывший гермафродит, определился со своей половой принадлежностью, сделав ряд пластических операций, живёт в браке с женщиной, воспитывает ребёнка и хочет ещё дочь. Какие у них будут дети ещё не известно. Время покажет.
Подружка Алекс и её отсутствующий отец
В фильме дан образ еще одного подрастающего поколения в виде подружки Алекс. В её случае через отсутствующего родителя мы видим символическое отсутствие Сверх-я. Именно отсутствие сверх-я, внутренней цензуры, запретов и ценностей, приводит к асоциальности, вседозволенности, аморальности, преступности. В её случае она нарушает основное табу на инцест - вступает в инцестные отношения с братом.
Подростки – символ сценариев будущего, последующих поколений
Подростки — символ будущего
Режиссёр мастерски проводит аллегорию между черепахой и подростками. Как Священная Черепаха, Созидательница Мира, так и подростки выступают фундаментом будущего. Когда Алекс вручает Альваро чип — подарок её отца, который использовался для отслеживания черепах — режиссёр плавно переносит символику с черепах на подростков. Это тонкий намёк на то, что, подобно черепахам, подростки тоже находятся под наблюдением.
Если внимательно присмотреться к именам героев — Алекс, Альваро, Вальдо — можно заметить интересную игру букв: буквы А.В.Л.О. словно создают ощущение повторяемости, общую связь, но при этом сохраняют разность. Это подчёркивает идею, что все они — дети, у каждого из которых есть право на любовь и возможность быть собой, вне зависимости от гендера. В фильме размышления идут от частного к общему: всё меняется, всё течёт, традиционные роли и идентичности растворяются. Все меняется, перетекает, женщины фаллические, мужчины фемининные, традиционный - вымирающий вид.
Мама Алекс
Родители Алекс, на первый взгляд выглядят единомышленниками. По мере того, как раскрывается мать Алекс, возникает ощущение, что в ней просыпается некий бунт, который она только начинает осознавать и пытается контролировать. Именно она инициатор приезда подруги Эрики с семьёй. Это её желание, чтобы Алекс осталась девушкой. И она пытается повлиять на решение Алекс. Сама мать в фильме мягкая, женственная, как говорит Эрика про неё «она с детства была отчаянной домохозяйкой, которая хотела иметь четверых детей», во всём соглашается с мужем. Но сейчас ей нужны холодный ум и безэмоциональность. Её подруга Эрика как её Альтер-эго, которая имеет ясный и трезвый взгляд на вещи. А Рамиро, её муж Альтер-эго отца Алекс. Тоже хирург. В матери Алекс нарастает бунт, она устала принимать безропотно желания и решения мужа. Когда она просит Рамиро остановить машину и выходит на дорогу, вспоминая, что Алекс была зачата на этих каменистых берегах, эта моросящая ненастная погода передает её эмоциональное состояние, будто её душа плачет, тихо подкрадывается прозрение, инсайты.
Конечно, страстный секс с любимым мужчиной на тёплом песчаном побережье при багряном закате солнца вызывает романтические и незабываемые эмоции. Но секс на холодных вулканических камнях, да ещё и на проезжей части, вряд ли вызывает у женщины приятные ощущения. И здесь происходит синхронизация двух сцен на берегу у моря: воспоминания матери и насилие подростками над Алекс. Так же, через весь фильм незримой тонкой нитью проходит тема, когда очень личное, интимное, выставляется напоказ (эксгибиционизм), секс на проезжей части дороги, сцена в душе, и желание подсмотреть (вуайеризм), прощальная сцена Алекс и Альваро, и подростки, которые жаждут увидеть интимные места Алекс.
Выбор Алекс
Алекс ранимый, беззащитный подросток, который уже с рождения столкнулся с несправедливостью. Сложно жить, когда все оценивают не кто ты, а какой ты. А ребёнок нуждается в любящих глазах родителя. Конечно, на поверхности фильм о безусловной и безграничной любви родителя к своему ребёнку. И это вызывает уважение и преклонение перед таким родителем. Слова отца «она родилась совершенной», слова любящего и принимающего отца. Для каждого любящего родителя его ребёнок совершенный. Но... Во время драки на берегу он говорит Рамиро: “Не подходи к моему сыну”, а дальше, в машине, когда он подбирает его на обочине дороги, говорит ему: “Она родилась совершенной”. Ключевое слово «Она». То есть совершенная женщина с фаллосом? Или мужчина с вагиной? Тогда в чем его несовершенство? Или его жены? Возможно, в его восхищении скрывается его скрытая гомосексуальность? Известно, если что-то слишком подавляется в одном поколении, проявляется в следующем. И в Алекс проявляется его скрытая гомосексуальность. Возможно, Алекс обнаружила свое влечение к мужскому полу, когда открылась Вальдо. И для Вальдо было шокирующим ни то, что Алекс интерсекс, а то, что к нему влечение испытывает не девушка Алекс, а парень. Алекс с раздражением сбегает из душа от подруги, даже с каким-то отвращением. Но при этом испытывает возбуждение с Альваро и желает доминировать над ним как мужчина. Выбор Алекс очевиден: нежелание женского, объединение в мужском сообществе, как они вместе курят, пьют и писают в океан, в котором плавает чипированный самец. Фильм об отказе от женственности, женского, материнства, самки вымирают, продолжение рода под угрозой. Фильм начался с гибели самки и закончился гибелью девушки Алекс. Параллельно фильм о мужчинах, о проблеме отцовства, о важности мужской функции взять ответственность за пару, дать женщине защиту в её слабости, дать возможность быть женщиной, без желания видеть в ней галлюциногенный фаллос. И о современной фаллической женщине, которая хочет быть наравне с мужчиной, решая свою «зависть к пенису».
Заключение
Фильм заканчивается вроде сплочённой мама-папа-я семьёй.
Вроде вместе, но не совсем. Ощущается невидимое разделение, когда интуитивно считывается, что мать-жена-женщина идёт расстроенная, руки в карманах, сама по себе, а Алекс с отцом, с перекинутой по-товарищески рукой, идут вместе.
Невидимый огонек триумфа сверкнул в глазах отца. Вопросов много, но ключевая фраза отца Алекс своей жене: «Не обманывай себя! Мы знали, что это случится!».
Об этом фильм, взять ответственность на себя, на свое поколение, а не перекладывать на следующие. Ответы на вопросы даст сама жизнь, будущее, ведь фильм заканчивается видом бескрайнего моря, где плавают стаи чипированных черепах...