Найти тему

Школьные годы на стройке века

Оглавление

Ко Дню учителя рассказываем, как решали школьный вопрос на БАМе

Не хватает — построим

"Теперь под крылом моим шестеро: один первоклассник, три ученика 2-го класса и в 3-м — двое", — писала в дневнике Полина Ильинична Калаганская, приехавшая на БАМ в 1976 году.

Она работала в Кунерме — посёлке, созданном во время строительства БАМа. Когда "стройка века" только началась, уже существовавшие в регионе школы не могли принять всех новых учеников, да и возить в них детей из отдалённых посёлков было сложно. Поэтому строители открывали собственные небольшие школы.

Здания для них возводили тоже сами: в проектах таких школ не было. Возникали они порой стихийно, по мере надобности, а количество учеников быстро росло. Например, в новой школе Звёздного в сентябре 1974-го было 42 ученика, а в конце учебного года — уже в пять раз больше.

-2

БАМ — дело семейное

Школ не хватало, и руководителям строительных организаций приходилось ограничивать переезд семей строителей на новые площадки. Они могли не принять на работу рабочих с детьми. Но это привело лишь к тому, что строители сначала устраивались на работу, а уже потом перевозили семьи. В итоге школы всё равно переполнялись, их вынужденно уплотняли. В Усть-Кутской средней школе, рассчитанной на 320 мест, учились 964 ребёнка.

Родителям, учителям и воспитателям справляться с такими сложностями помогала поддержка товарищей. "Если кто допоздна на работе задерживается или срочным порядком едет в командировку, дети ночуют у соседей, а утром мы встречаем их в саду. Такой у нас на БАМе круговорот ребятишек. И чужих среди них нет, — писала Полина Ильинична Калаганская. — От взаимовыручки этой какой-то особенный уют, чувство большой семьи что ли. Просто живём, трудимся, растим детей".

Решаем проблемы сообща

Руководство страны пыталось решить проблему, увеличивая строительство школ на БАМе, но и это не помогало до конца: в некоторых посёлках учебных мест всё равно оставалось в два раза меньше необходимого.

Тем временем учителя и воспитатели с энтузиазмом обустраивали имеющиеся помещения. "Дел невпроворот. Нам ведь стены пустые достались. Благо сантехнику завезли и оборудование. Коллектив мой чудесный! Все душу отдают общему делу. Мастерим наглядные пособия для ребятишек — яблочки, грушки вырезаем из картона, раскрашиваем и сверху лаком", — писала Полина Ильинична Калаганская после переезда в Нию.

-4

Школьная реформа 1984 года привела к тому, что в бамовских школах начали открывать мастерские, подсобные хозяйства, появлялись и межшкольные учебно-производственные комбинаты, на предприятиях выделяли места для старшеклассников. Из-за того что на БАМе строительные предприятия и техника были практически в каждом посёлке, интеграция образования и производства здесь шла активнее, чем в некоторых других регионах.