Найти тему
Века древних

Чатал-Хююк: город первых земледельцев

Город Чатал-Хююк, расположенный в южной части современной Турции, около города Конья, представляет собой важное свидетельство одного из ключевых этапов в истории человечества — перехода от кочевого образа жизни к оседлому земледелию. Хотя этот древний поселок не является самым старым или самым крупным поселением эпохи неолита, его значение трудно переоценить, особенно в контексте появления искусства как неотъемлемой части жизни первых оседлых людей.

Чатал Хююк после первых раскопок Джеймса Меллаарта и его команды
Чатал Хююк после первых раскопок Джеймса Меллаарта и его команды
Привет! Меня зовут Артур, я увлекаюсь историей и веду свой Телеграм-канал "Века Древних", где публикую фотографии древних артефактов и исторических мест. Мне интересно исследовать прошлое, делиться уникальными находками и рассказывать о культурных и археологических сокровищах со всего мира.

Чатал-Хююк существовал около 9000 лет назад и насчитывал до 8000 жителей. Люди здесь впервые начали переходить от охоты и собирательства к постепенному освоению земледелия и одомашниванию животных. Этот переход от кочевого к оседлому образу жизни — одно из важнейших изменений в истории человечества, которое навсегда изменило его существование. И именно в этом поселении появляется искусство, как живопись, так и скульптура, что, судя по всему, играло новую, важную роль в жизни этих людей.

Карта Турции с указанием местоположения Чатал Хююка
Карта Турции с указанием местоположения Чатал Хююка

Интересно, что улиц в Чатал-Хююке не было вовсе. Дома строились вплотную друг к другу, а жители перемещались по крышам и спускались в свои жилища через отверстия в потолках с помощью лестниц. На крышах также располагались общие печи, вокруг которых, вероятно, проходили различные общественные мероприятия.

Южная зона раскопок, Чатал Хююк
Южная зона раскопок, Чатал Хююк

Погребальные традиции поселения также заслуживают внимания. Подобно тому, как это происходило в Иерихоне, умерших хоронили прямо под полами домов. Иногда черепа умерших покрывали штукатуркой, чтобы придать им вид живых лиц. Примечательно, что различий в погребениях по полу или богатству почти не наблюдалось. Единственные тела, которые подвергались особому уходу и украшались бусами, а также покрывались охрой, — это тела детей. Археологи полагают, что это связано с изменениями в социальной структуре: оседлый образ жизни требовал большего количества детей для выполнения трудовых задач, обмена и передачи наследства.

Слева направо: Очаг, печь и лестница в здании 56, южный район, Чатал Хююк
Слева направо: Очаг, печь и лестница в здании 56, южный район, Чатал Хююк

Искусство буквально повсюду среди археологических находок Чатал-Хююка. Геометрические узоры и изображения животных и людей украшают стены домов. Узоры из ромбов и зигзагов изящно переплетаются на гладко оштукатуренных поверхностях. Люди изображены в виде небольших скульптур, а барельефы с парными изображениями леопардов украшают стены некоторых комнат. Картины охоты изображают сцены с диким быком, что подтверждает важную роль искусства в повседневной жизни этого древнего общества.

Настенная роспись эпохи неолита в здании 80, Чатал Хююк
Настенная роспись эпохи неолита в здании 80, Чатал Хююк

Наиболее известная находка из Чатал-Хююка — фигурка крупной женщины, сидящей между двумя большими кошачьими хищниками. Такие фигурки, изображающие как людей, так и животных, были сделаны из различных материалов, но большинство из них были небольшими и выполнены из плохо обожженной глины. Интересно, что эти скульптурки чаще всего находят в мусорных ямах, а также в стенах печей, полов, заброшенных домов и даже встроенных в стены. Многие из них носят следы царапин, проколов или поломок. Археологи полагают, что эти фигурки могли использоваться в качестве оберегов или символов для исполнения желаний.

Сидящая женщина из Чатал Хююка (голова реставрирована) (Музей анатолийских цивилизаций, Анкара, Турция; фото: Невит Дильмен)
Сидящая женщина из Чатал Хююка (голова реставрирована) (Музей анатолийских цивилизаций, Анкара, Турция; фото: Невит Дильмен)

Практически в каждом раскопанном доме находили украшения на стенах и платформах, особенно в центральных комнатах. Эти декоративные работы регулярно обновлялись: судя по всему, штукатурка в основных комнатах переделывалась каждые несколько месяцев или сезонов. Как геометрические узоры, так и фигуративные изображения пользовались популярностью. Исследователи предполагают, что геометрические изображения на стенах, возможно, были связаны с погребенными поблизости детьми.

Охотники нападают на тура, Чатал Хююк
Охотники нападают на тура, Чатал Хююк

Фигурные изображения чаще всего касаются мира животных. Например, можно встретить изображение двух журавлей, стоящих перед лисой, или сцены с участием людей, такие как коршун, клюющий человеческое тело, или охотничьи сцены. Барельефы также встречаются достаточно часто, и, как правило, они изображают животных: парные изображения животных или фигуры, напоминающие людей. Некоторые из этих рельефов изображают, вероятно, медведей, богинь или просто людей с необычными позами — с раскинутыми руками и ногами, причем их головы, руки и стопы были удалены, скорее всего, когда дом забрасывали.

Букрании, угловая инсталляция в здании 77, Чатал Хююк
Букрании, угловая инсталляция в здании 77, Чатал Хююк

Одним из самых удивительных видов искусства, найденных в Чатал-Хююке, являются инсталляции из остатков животных, а наиболее впечатляющие из них — бычьи черепа. В некоторых домах главные комнаты были украшены несколькими бычьими черепами, вмонтированными в стены или платформы, их рога угрожающе выступали в пространство комнаты. Иногда черепа раскрашивались в охряной красный цвет. Помимо черепов, в стены и платформы встраивались зубы, клювы, бивни и рога других животных, которые также покрывались штукатуркой и раскрашивались. Судя по всему, древние жители Чатал-Хююка особо ценили острые части животных и возвращали домой именно их.

Как можно объяснить такую традицию украшать интерьеры останками животных? Подсказка может быть в том, каких именно животных изображали и использовали. Интересно, что большинство изображенных животных были дикими, а не одомашненными. Хотя одомашнивание животных активно развивалось в этот период, мясо, которое употребляли жители, в основном принадлежало диким животным, особенно быкам. Исследователи полагают, что выбор таких изображений и мяса для питания связан с тем, что общество Чатал-Хююка находилось на пороге важной культурной перемены, и в искусстве и повседневной жизни отдавалось предпочтение воспоминаниям о временах, когда охота играла гораздо большую роль в выживании.

Если вам было интересно, подписывайтесь на мой канал @agesofancients.
Там я делюсь фотографиями древних артефактов и исторических мест, сопровождая их познавательными описаниями и уникальными деталями.
Века Древних